О. В. Бушуев, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга

Пути модернизации теплоснабжения Санкт-Петербурга


Энергетическая безопасность - одна из важнейших составляющих национальной безопасности государства и определяется как
состояние гарантированной защищенности граждан, общества, экономики от угрозы дефицита в обеспечении экономически доступными и нормативно необходимыми топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных условиях жизни и при чрезвычайных обстоятельствах.
Энергетическая политика является неотъемлемой составной частью государственной и региональной политики, а защита энергетического благополучия населения - одной из основных компонент национальной безопасности.
Основные классы угроз, могущих привести к ухудшению показателей энергетической безопасности Санкт-Петербурга, можно представить в следующей приоритетной последовательности.
Экономические: дефицит инвестиционных ресурсов, рост объема неплатежей, слабость внутриэкономических связей, высокая энергоемкость экономики, несбалансированность тарифов, недостаточная эффективность энергосберегающей деятельности и связанная с этим проблема обеспечения энергоресурсами развивающейся промышленности (при существующих лимитах на закупаемое топливо).
Внешнеэкономические (по отношению к городу): нарушение поставок оборудования, материалов, топлива и других энергоресурсов. Количественные и структурные: большое количество незавершенных ремонтных работ, чрезмерная концентрация генерирующих мощностей и энергетических транспортных потоков при недостаточной развитости межмагистральных связей, сниженные объемы комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, практически монопольная зависимость ТЭК города от поставок газа, надежности функционирования магистральных газопроводов.
При большом многообразии возможных угроз важнейшей компонентой энергетической безопасности является надежность и гарантированность внешних поставок энергоносителей, надежность и устойчивость теплогенерирующих объектов. При этом в обычных условиях функционирования города на качество поставки и использования топлива оказывают влияние факторы общего характера:
платежеспособность топливно-энергетического комплекса города;
количество запасенного основного и резервного топлива;
живучесть и надежность городских систем газоснабжения;
стабильность функционирования энергетических систем региона;
устойчивость и пропускная способность связей с единой энергетической системой России.
Таким образом, основными направлениями технической политики в области модернизации теплоснабжения Санкт-Петербурга в ближайшие годы должно стать обеспечение энергетической безопасности города с надежным и устойчивым энергоснабжением городского хозяйства и промышленности при одновременном снижении удельных затрат до оптимального уровня. При этом коренное повышение экономической и энергетической эффективности преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов должно осуществляться путем широкого применения высокоэффективных, надежных, экологически чистых и безопасных технологий.
Концепция развития инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга – это сохранение преимуществ сложившейся системы
инженерной инфраструктуры с модернизацией существующего оборудования инженерного обеспечения посредством строительства новых сетей и сооружений, корректировкой генеральных схем Санкт-Петербурга на основе разработанного Генерального плана развития Санкт-Петербурга.
Государственная политика предусматривает сохранение и укрепление существующей системы централизованного теплоснабжения с
переводом ее на более совершенный технологический уровень (с закрытым водозабором, с закольцовкой источников энергии и пр.), и в то же время предполагается одновременно развивать автономное энергоснабжение самых разных типов на отдаленных от мощных ТЭЦ и районных котельных объектах, т.к. неиспользованный ресурс ТЭЦ и районных котельных отражается на конечном тарифе для населения.
Решение перечисленных вопросов должно осуществляться с точки зрения общегородской технико-экономической целесообразности, экологического и социального эффекта с учетом оптимального баланса влияния рыночных отношений и административного воздействия на развитие инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга.
В настоящее время основные проблемы топливно-энергетического комплекса состоят в:
высоком уровне морального и физического износа основных средств вследствие ограниченности финансирования капитального ремонта,
реконструкции и нового строительства;
отсутствии зарезервированных имеющих инженерную подготовку территорий для использования в инвестиционном строительстве;
отсутствии резервов мощностей на головных источниках инженерного обеспечения;
отставании в сроках строительства и реконструкции головных сооружений и магистральных сетей от необходимой потребности.
Техническое состояние инженерной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Следствием этого стали обострившиеся проблемы снабжения потребителей городского хозяйства Санкт-Петербурга тепловой энергией, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что топливно-энергетические предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию топливно-энергетического комплекса показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
Для ТЭК важными являются надежность и устойчивость работы энергетических объектов, зависящих в значительной степени от таких показателей, как средний физический износ активной части основных производственных фондов (АЧ ОПФ) ТЭК и доля ОПФ, выработавших ресурс.
По экспертным оценкам, средневзвешенный износ АЧ ОПФ ТЭК города - более 50%, что характеризуется как критические условия функционирования энергетических объектов. В соответствии с этим необходима адресная программа реконструкции и развития ТЭК, позволяющая вывести эти показатели из зоны критических по условиям энергетической безопасности (средневзвешенный физический износ – ниже 40-45%, доля ОПФ, выработавших ресурс, – менее 5-7%).
По критериям энергетической безопасности, суммарный недоотпуск ТЭР потребителям в расчете от потребности не должен превышать 2%.Вместе с тем невыдерживание параметров теплоносителя стало в последние годы закономерным явлением. Недостаточное отопление приводят к разналадке систем и стихийной установке дополнительных отопительных приборов. В конечном счете, такое положение может привести к ухудшению показателей работы системы централизованного теплоснабжения и, как следствие, к его развалу.
Монополизм энергетических предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают низкую привлекательность топливно-энергетического комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации предприятий топливно-энергетического комплекса являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. Пути модернизации теплоснабжения Санкт-Петербурга включают в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:
• повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей инженерно-энергетического комплекса на новой технологической основе;
• согласование темпа их развития в контексте других программ и проектных замыслов с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочных целей и взаимодополняемости действия;
• инициация проектной активности в сопряженных социально-экономических и культурно-политических горизонтах развития;
• обеспечение доступности всех видов энергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Главным принципом в контексте реализации данных направлений является принцип реалистичности, поскольку особое значение принимает точный учет ресурсов и временных рамок реализации проекта, а также текущих и возможных потребностей конкретных хозяйствующих субъектов.
Действующая система управления программами развития топливно-энергетического комплекса характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, обеспечении стабильной стоимости энергии и функционирует в достаточно сложных специфических условиях, важнейшими из которых являются:
1) разнообразие форм собственности хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса и значительная степень их экономической независимости от органов власти.
2) высокая степень монополизации энергетического комплекса в электро-, тепло- и газоснабжении.
3) существенная зависимость города от крупномасштабных поставок электроэнергии и газа с соответствующих общероссийских оптовых рынков электроэнергии и газа при централизованном планировании и регулировании объемов и условий поставок федеральными энергетическими структурами – РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», Минатом РФ.
4) существенная зависимость условий ценообразования на поставки топлива и энергии потребителям города от федеральной политики ценообразования и от федерального регулирования рынков электроэнергии, газа и нефтепродуктов.
5) Значительное запаздывание в разработке федерального и регионального законодательства в области энергетики.
Пути модернизации теплоснабжения Санкт-Петербурга не в полной мере учитывают необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня.
Система программных мероприятий модернизации теплоснабжения Санкт-Петербурга предусматривает:
• повышение производительности и эффективности энергоисточников;
• создание энергогенерирующих установок малой и средней мощности;
• обеспечение доступности энергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан;
• строительство закрытых систем теплоснабжения;
• закольцовывание магистральных теплопроводов;
• устройство дополнительных пиковых источников тепла;
• создание запасов различного вида топлив;
• строительство альтернативных энергоисточников;
• создание резерва мобильных энергоустановок и современных диагностических лабораторий;
• реконструкция жилищного фонда первых массовых серий;
• стабилизация общего расхода газа котельными, электро- и тепловыми станциями за счет комплекса системных мер;
• периодическое проведение количественных и качественных оценок надежности и жизнеспособности систем газо-, водо-, электро- и
теплоснабжения города и разработка на этой основе мероприятий по их улучшению;
• перевод существующих угольных котельных города на современные технологии сжигания твердого топлива в «кипящем слое» и в
механизированных топках;
• реконструкция районных котельных с переводом их на комбинированную выработку энергоносителей;
• создание в зонах дефицита тепла установок по более глубокому использованию температурного потенциала теплоносителя;
• снижение коррозионных процессов на теплопроводах (качественная деаэрация, обработка сетевой воды реагентами, катодная защита и применение современных гидроизоляционных материалов для теплопроводов, и др.);
• оснащение тепловых сетей системой контроля влажности теплоизоляции и обнаружения утечек.
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит улучшить показатели энергетической безопасности города при существующем доминирующем газовом топливоснабжении.
К практическим мероприятиям по модернизации теплоснабжения Санкт-Петербурга сегодня можно отнести реконструкцию зоны теплоснабжения Приморского административного района с расширением Приморской котельной, принятие комплекса мер по стабилизации теплоснабжения в зоне влияния ТЭЦ «Обуховского завода», строительство теплоисточника в районе Ржевка-Пороховые, установка приборов учета и погодного регулирования на объектах бюджетной сферы и др.
Крайне важной остается на сегодня проблема энергосбережения. Проблема рационального использования национальных ресурсов
становится определяющей для стабилизации российской экономики и жизнеобеспечения общества в целом. По прогнозам экспертов к 2005 году прирост потребности национального хозяйства в энергоресурсах может быть обеспечен за счет увеличения добычи и производства ТЭР менее чем на 40%. Недостающие 60% возможно восполнить лишь за счет энергосберегающих мероприятий.
Для Санкт-Петербурга рациональное использование энергии в городском хозяйстве является первостепенной проблемой. Ее обострение связано с дефицитом ресурсов и мощностей, ростом цен на топливо, ухудшением экологической обстановки, переходом к новым экономическим условиям хозяйствования.
В последние годы создана программа реконструкции жилых домов первых массовых серий в Санкт-Петербурге, утвержденная постановлением Правительства от 10.02.2000 No 4, и активизировались проводимые на тендерной основе работы по реконструкции
жилищного фонда первой массовой застройки 1960-х гг.
В соответствии с основными направлениями по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга, для реализации задач
энергосбережения разработаны комплекс организационно-технических, первоочередных и перспективных энергосберегающих мероприятий, а также возможные механизмы массовой реконструкции инженерной инфраструктуры города.
Вместе с тем анализ использования энергоресурсов в Санкт-Петербурге показывает следующее: несинхронность динамики энергопотребления и объемов производства привела за последние 5-7 лет к увеличению удельной энергоемкости валового внутреннего продукта в 2-2,5 раза, превысив в 4-5 раз этот показатель по сравнению с аналогичным в развитых странах;
как правило, увеличение заявляемой мощности тепловой и электрической энергии после реконструкции зданий;
фактическое сокращение потребления топлива городом, помимо спада производства, определяется не только рациональностью энергопотребления, но и сниженными, по сравнению с требуемыми, параметрами теплоносителя;
практически отсутствует должная мотивация внедрения энергосберегающих мероприятий в энергоснабжающих организациях.
Рост цен на энергоносители в условиях спада производства привел в последние годы к тому, что доля их стоимости в структуре выпускаемой продукции увеличилась не только по этой причине, но и за счет нерационального использования технологического оборудования (вынужденного простоя и др.), а также необходимости отапливать частично неработающие цеха. В результате энергоемкость промышленной продукции, отнесенная на один доллар США, возросла с 1 кг у.т. в 1991 г. до 1,9-2,0 кг у.т. в настоящее
время.
Энергосберегающие мероприятия, объемы их внедрения в промышленности определяются, как правило, на основе аудита и классифицируются по следующим направлениям:
постепенное преобразование или сокращение не относящихся для города к классу приоритетных промышленных производств с
организацией поставки необходимых компонентов из других регионов;
повышение энергетической эффективности технологических процессов и оборудования;
оптимизация уровня теплозащиты промышленных зданий;
широкое применение оборотных систем;
снижение расхода тепловой энергии для отопления и вентиляции промышленных зданий за счет применения более энергоэффективных систем;
регламентация создания на производственных предприятиях города современных нормативных баз энергосбережения в технологических процессах.
Наш город по собственной инициативе наладил систему контроля ресурсов, которая функционирует в бюджетной и жилищной сфере.
По распоряжению губернатора No 966 от 15.09.2000 г. проектные организации обязаны предусматривать установку приборов учета,
систем погодного регулирования, жестко соблюдать существующие СНиПы по теплозащите зданий, учет тепловой энергии охватил 90 % объектов бюджетной сферы. А тепловая энергия – это 62% затрат городского бюджета на оплату энергоносителей. Наиболее успешный опыт такой работы имеет ГУП «Водоканал СПб»: внедрив систему учета потребляемой воды, он за последние 5 лет вдвое снизил потери по ее транспортировке. Аналогичная ситуация и в «ТЭК СПб». В городе уже установлено примерно 5000 приборов учета тепла, т.е. в городе складывается система контроля за потреблением тепла.
В настоящее время Комитет по энергетике и инженерному обеспечению осваивает еще одно направление в энергосбережении – установку систем погодного регулирования: с ростом температуры наружного воздуха они будут уменьшать потребление тепла до уровня, реально необходимого. Эта же автоматика может быть запрограммирована на работу в часы рабочего времени. В апреле 2002 г. вышло постановление Правительства Российской федерации No 226, которое касается ценообразования в области энергетики. На основании постановления при проведении энергосберегающих мероприятий предприятиям с государственно регулируемыми тарифами последние фиксируются в течение срока окупаемости плюс два года. Например, при внедрении частотных приводов, срок окупаемости которых составляет 2 года, на 4 года сохраняется уровень затрат по этим объектам.
В декабре 2001 г. вышло постановление Губернатора Санкт-Петербурга No 13-36 о взаимодействии организаций при реализации
энергосберегающих проектов. В нем заложен следующий принцип: если какой-то инвестор находит объект бюджетной сферы и доказывает, что сможет снизить его энергопотребление, то специальная группа нашего Комитета, работающая во взаимодействии с энергонадзором, проверив правильность расчетов, дает добро на реализацию проекта. Зачем инвестору это нужно? Если проект дает действительное снижение энергопотребления, то Комитет соглашается на перевод финансовых средств со статьи «Оплата тепловой энергии» на статью «Прочие коммунальные услуги», по которой возможен расчет с инвестором. Этот «принцип 13-36» после обсуждения с главами территориальных управлений получил положительную оценку, разработаны также методические указания по выполнению постановления и технико-экономических расчетов.
Проблемы теплоснабжения вошли в разряд особо важной государственной задачи.
Систему теплоснабжения нужно рассматривать как частность общей энергетики. В нашем городе, как и по всей стране, оборудование большинства существующих источников тепловой энергии в настоящее время устарело и работает в неэкономичном режиме. Кроме того, есть проблемы, носящие локальный характер. Так, например, кислород, в обилии присутствующий в невской воде, вступает во взаимодействие с металлом, что приводит к его коррозии, а вследствие этого выходит из строя тепловые сети. Такие теплосети не позволяют поддерживать в них требуемых параметров. В результате происходит недотоп потребителей тепловой энергии. Перекладка тепловых сетей нецелесообразна, это безвозвратно вложенные средства.
Строительство новых источников тепловой энергии не решает насущных вопросов теплоэнергетики города в целом. Необходимо разработать проект реконструкции всей системы теплоснабжения города.
Оптимальная система дает экономический эффект, т. е. эффект энергосбережения.
Наиболее эффективным мероприятием по снижению стоимости отпущенной тепловой энергии является реконструкция отопительных котельных с переводом их работы по схеме мини-ТЭЦ. Зарубежный и отечественный опыт показывают, что на котельных тепловой мощностью от 30 Мвт можно устанавливать паротурбинные и газотурбинные установки, позволяющие вырабатывать одновременно тепловую и электрическую энергию.
Расчеты показывают, что полная реконструкция системы теплоснабжения города потребует около 150 млрд. руб., окупаемость проектов составит не менее 10-12 лет.
При отсутствии необходимого финансирования ее реализация должна проводиться поэтапно и эффективно, причем в условиях почти непрерывного функционирования систем теплоснабжения необходимо обеспечит сохранение ее надежности и, в то же время, за счет различных энероэффективных и организационно-технических мероприятий обеспечивать снижение затрат на отпускаемое тепло потребителям. Полученную экономию финансовых средств можно будет направлять на новые высокоэффективные мероприятия.
Основной целью развития и совершенствования системы теплоснабжения Санкт-Петербурга является обеспечение стабильной подачи тепловой энергии и горячей воды потребителям различной категории с соблюдением требуемых стандартов их качества и минимизацией затрат материальных и финансовых ресурсов на функционирование системы.

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>