А. Г. Булах,
профессор, кафедра минералогии СПбГУ
Д. Ю. Власов,
доцент, зам. директора БИНИИ СПбГУ
А. А. Золотарев,
доцент, кафедра минералогии СПбГУ
О. В. Франк-Каменецкая,
профессор, кафедра кристаллографии СПбГУ
С. Б. Щигорец,
реставратор, Центр реставрации, экологии
и культуры
СФИНКСЫ У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ –
ПРИМЕР КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОСТОЯНИЯ ПАМЯТНИКА
В течение ряда лет Санкт-Петербургский государственный университет ведет научные исследования и
материаловедческую экспертизу состояния камня и металла в памятниках культуры и истории Петербурга*. В июне–июле
2002 года по заказу Государственного музея городской скульптуры и по проекту РФФИ 02-06-80123 СПбГУ выполнил
комплексное обследование памятника «Сфинксы» на набережной Невы у Академии художеств в связи с предстоявшей тогда
его реставрацией. Экспертиза преследовала следующие цели:
– Определение петрографического типа камня, его структурно-текстурных особенностей и минерального состава
в связи с многочисленными разными толкованиями природы камня «Сфинксов» в современной литературе (гранит,
сиенский камень, сиенит).
– Выявление механических повреждений памятника.
– Изучение продуктов разрушения камня и пленок на его поверхности.
– Изучение микроорганизмов на поверхности памятника, особенностей их локализации и анализ разрушающей
Биологическое разрушение памятника: развитие мхов и растений в крупных трещинах между постаментом и
памятником
|
активности микробного сообщества.
– Оценка состояния и степени прочности камня под продуктами его разрушения и пленкой загрязняющих его
веществ.
– Изучение материала мастик в швах и трещинах в камне, использованных при предыдущей реставрации
памятника.
Старые сколы камня на голове сфинкса
|
– Фотофиксация продуктов разрушения камня и составление специальных картограмм.
Было отобрано 12 проб камня размерами 1–3 см и поверхностной пленки на нем для петрографических,
химических, рентгеновских и других лабораторных исследований. Отбор проб для биологического исследования
выполнен в 30 точках.
Минералы диагностированы методами рентгеновской и оптической микроскопии. Строение и состав пленок на
камне изучен с помощью электронного микроскопа и рентгеновского микроанализатора. Органическое вещество
в них определено методом инфракрасной спектроскопии. Микробиологический анализ проб включал выявление
качественного и количественного состава микроорганизмов.
Следы проводившейся ранее реставрации – углубления на коронах сфинкса, заполненные высыпающейся
белой массой
|
Материаловедческая экспертиза дала следующие основные результаты:
1. Камень скульптур является крупнозернистым лейкократовым гранитом. Содержание кварца в нем составляет
около 25 объемных процентов. В граните разных частей скульптур зафиксировано несколько среднезернистых
скоплений темноцветных минералов. Они имеют иную твердость, чем гранит, и хуже принимают полировку.
Потеки типа дождевых струй, образующие сеть черных полос
|
2. В целом камень прочен, плотен. Открывающихся и активно развивающихся природных трещин нет. Основными
причинами механического разрушения камня (сколы и выбоины камня, разрушение его поверхности) являются
современные антропогенные факторы. Поверхность восточного сфинкса выщерблена на 20 %, западного – на 40 %.
3. Черная и бурая пленки, образовавшиеся на поверхностях памятника в современных городских условиях Петербурга
под действием атмосферных факторов, более развиты на западном сфинксе. На 10–15 масс. % они состоят из органических
веществ. Остальные 85–90 масс. % приходятся на остаточные компоненты гранита (кремний, алюминий, железо, натрий и
др.) и элементы, извлеченные из окружающей среды (фосфор, хлор, сера).
4. Биологические повреждения памятника носят локальный характер. Среди них доминируют микробные пленки
и налеты в трещинах и в углублениях поверхности, то есть местах скопления влаги. Зарегистрированные в пробах
микроскопические грибы (10 видов), водоросли (отдел Chlorophyta) и бактерии (нитрифицирующие, серобактерии,
клостридии, непатогенный стафилококк, споровые) образуют микробное сообщество. Его развитие оказывает
значительное влияние на процессы деструкции камня и формирование черной пленки на нем.
Черная пленка неравномерно покрывает оба сфинкса (нога сфинкса)
|
5. Составлены картограммы памятника, документально фиксирующие состояние его материалов до начала
реставрационных работ. Использована методика, уже применявшаяся нами при изучении камня в фасадах зданий Петербурга
и в городской скульптуре*.
В соответствии с результатами материаловедческой экспертизы были даны практические рекомендации. В частности:
– В целях сохранения подлинности и художественной целостности памятника выбоины и сколы антропогенного
происхождения можно оставить без изменения.
– Поверхностную темную пленку (грязевые и биологические наслоения) следует удалить либо путем острожной отмывки
камня водой с добавлением моющих реагентов невысокой химической активности, либо путем щадящей гидромеханической
очистки.
– Дополировка камня опасна, так как из-за глубины ямчатых повреждений она нарушит исходную поверхность
скульптур.
– Для предотвращения нового развития биоповреждений после реставрации памятника целесообразно произвести
дезинфекцию поверхности в местах поражения с последующим их покрытием стойкими кремнийсодержащими
гидрофобизаторами с биоцидным действием.
– Особо важно удалить мхи и сопутствующие им органические загрязнения в местах стыка плинта восточной и западной
скульптуры: с телом сфинкса – вверху и с постаментом – внизу.
– Желательно произвести заделку трещин в плинте восточного сфинкса и в коронах обоих сфинксов.
Черная пленка неравномерно покрывает оба сфинкса (корона сфинкса)
|
Впервые в истории материаловедческой экспертизы памятников, подлежащих реставрации, была выполнена
количественная (квалиметрическая) оценка их состояния до и после реставрации. В ее проведении участвовал профессор
Военно-инженерного технического университета В. М. Маругин, а ее методы и результаты – предмет отдельной
публикации.
Реставрация памятника с учетом сделанных рекомендаций была выполнена в июлеавгусте 2002 года Центром реставрации,
экологии и культуры. Обновленные и помолодевшие «Сфинксы» удивляют всех давно не виданной чистотой своей красоты.
К сожалению, экологическая обстановка в городе такова, что активные процессы загрязнения любых отреставрированных
к 300-летию города объектов культурного наследия идут крайне быстро. Видимые налеты грязи начинают накапливаться
уже через две-три недели. Если администрация города не предусмотрит в бюджете города финансирование и не организует
регулярную промывку памятников, фасадов зданий и улиц города, усилия и затраты, сделанные к юбилею Петербурга,
окажутся напрасными.
* А. Г. Булах, О. В. Франк-Каменецкая, Д. Ю. Власов, А. А. Золотарев, С. Г. Тучинский.
Разрушение камня и металла в памятниках культуры Санкт-Петербурга.
«Дизайн и Строительство», Санкт-Петербург, 2001, No14, с. 62–78.
|