Ирина Радченко

РПНЦ «СПЕЦИАЛИСТ»: НАУКА ВОЗРОЖДАТЬ



Реставрационный проектный научный центр «Специалист» оказался в эпицентре событий, связанных с восстановлением исторического облика Петербурга к 300-летию не волею случая, а благодаря высочайшей профессиональной репутации своих сотрудников. Среди объектов, воссозданных по проектам архитекторов и при непосредственном участии реставраторов фирмы, немало таких, что по праву входят в архитектурную сокровищницу Северной столицы.
Московские триумфальные ворота по проекту академика В. П. Стасова возвели осенью 1838 г. На аттике монумента золотом литер засияла характерная надпись, составленная самим Николаем I: «Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829 и 1831 годах». В 1936 г. памятник, не вписывавшийся в идеологические концепции тех времен, демонтировали, правда, предусмотрительно обмерив и пронумеровав фрагменты перед складированием. В войну блоки ворот пошли на противотанковые заграждения.
Восстановление памятника в 1961 г. проходило сложно, ведь сохранилось лишь чуть более половины чугунных колец, а из тридцати фигур гениев победы семнадцать пришлось делать заново. Следующие сорок лет никакой реставрации здесь не велось. Только в 2001 г. Музей городской скульптуры добился средств на эти цели из городского бюджета, объявив тендер, выигранный в итоге ЗАО РПНЦ «Специалист». К тому моменту состояние ворот было крайне сложным, что подтвердили, обследуя памятник, в ЗАО «Эркон».


К концу февраля 2003 г. реставраторы А. Маркин, А. Лобанов, А. Маляренко, И. Романько и др. под руководством замдиректора центра «Специалист» В. Сибилева завершили запланированные работы. Были квалифицированно «вылечены» повреждения в разъеденных коррозией колоннах, пострадавших также от ударов автомобилей и «рукотворных дыр» под транспаранты.
О. А. Кузеванов, гл. архитектор РПНЦ «Специалист»: – Реставрация скульптур потребовала куда большего времени, чем полагали вначале. Весь декор пришлось снять, очистить, обработать, стальные вставки заменить на медные. Отдельные фрагменты стилобата также делались заново.
Воссозданные по проекту арх. С. Кочетовой исторические золоченые надписи на русском и по-латыни большинство петербуржцев увидели впервые.


Одновременно с 300-летием Петербурга вековой юбилей отметил знаменитый Троицкий мост. Он строился в честь «серебряной свадьбы» Александра III и императрицы Марии Федоровны и открылся к 200-летию столицы. Обе круглые даты отразились в убранстве моста, построенного по проекту французских архитекторов Шаброля и Патульяра и щедро украшенного двуглавыми орлами, императорскими вензелями и стилизованными под древнерусскую вязь монограммами. Между тем вся эта государственная символика удачно дополнила декор моста, решенный в стиле модерн. Сказалось активное, хотя и ненавязчивое вмешательство комиссии Академии художеств во главе с архитектором Гедике в работу авторов проекта.
О. А. Кузеванов:


– Советские десятилетия не пощадили большинства символов моста. С гранитных обелисков на въезде с Суворовской площади сняли короны на рострах и бронзовые картуши с вензелями императорской четы. Трехсторонних двуглавых орлов заменили большими пятиконечными звездами, колебание которых под ветровой нагрузкой привело к образованию значительных трещин наверху обелисков. Большие короны на картушах с российским и петербургским гербами были утрачены, а монограммы с крышек больших канделябров со стороны тротуара срезаны.
На основании эскизного проекта, разработанного арх. С. Кочетовой при участии Н. Морозовой, скульпторы В. Аксенов и Ш. Сафарматов под руководством гл. специалиста КГИОП Б. Калиничева изготовили модели и отлили эти детали в бронзе и чугуне. Прочеканкой, сборкой и патинированием элементов символики занималась бригада Г. Яковского.
Л. Ю. Воронцова, гл. специалист КГИОП:


– Реставраторы «Специалиста» в тонкостях воссоздали весь металлодекор Троицкого моста и его исторический колер – необычный для Петербурга «цвет взмученной волны». Благодаря проекту реставрации декора, разработанному опять же в РПНЦ (арх. О. Кузеванов, Ю. Комарова, C. Кочетова, Н. Пилипчук), удалось восстановить утраченные элементы, вернув былой облик и привлекательность еще одному из красивейших мостов города – 1-му Садовому (бывш. Михайловскому).
Хотя двуглавые орлы для торшеров моста были отлиты, с началом Первой мировой войны установить их так и не пришлось. Со временем и эти заготовки куда-то исчезли. В 50-е годы на полагавшееся им место решили водрузить венки со звездами. Когда же в 1990 г. попытались приблизиться к историческому оригиналу, то поначалу украсили торшеры копиями орлов решетки Аничкова дворца (вероятно потому, что в архитектурном оформлении старого Михайловского моста ощущалось влияние Росси). Пусть так, но орлы Аничкова выглядели чересчур статично и строго вертикально. Тогда как их фигуры, будто готовые к взлету, смотрелись на старом Михайловском мосту и задумывались арх. Л. А. Ильиным в проекте его обновления гораздо динамичнее.
Когда предложение КГИОП заменить двуглавых орлов, установленных в 1990 г., более отвечающими изначальному архитектурному замыслу нашло поддержку заказчика – Управление по капремонту и строительству Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, – за дело взялись профессионалы РПНЦ. Арх. В. Воронова разработала чертежи восстановления на основании проекта Л. А. Ильина и по аналогу орлов Пантелеймоновского моста. Непосредственно их воссозданием занимались скульпторы В. Аксенов и Ш. Сафарматов.
Проект реставрации Невской ограды Летнего сада, которую взялся финансировать Сбербанк, разработали арх. Н. Морозова, С. Морозова и инж. Н. Пилипчук. Здесь, как и на ряде других предъюбилейных объектов, состояние реставрируемых элементов оказалось плачевным. Для устранения многочисленных сколов и трещин на гранитных столбах вдоль цоколя знаменитой ограды и венчающих их вазах понадобился тщательный подбор вставок из аналогичного камня. Сохранилось совсем немного подлинных деталей декора решетки. Их силуминовые и медные копии периода поздних ремонтов и реставраций остались практически без позолоты. Взамен пришлось отливать и устанавливать бронзовые, улучшив одновременно конструкцию крепления элементов.


Реставрация памятника Екатерины II, проведенная весной 2003 г.
(полностью восстановлена цепь ордена Андрея Первозванного)

Очевидно, что в последнее время научный подход к восстановлению и сохранению историко-архитектурного наследия становится подавляющей тенденцией в развитии реставрационного дела северной столицы. Этот базовый принцип, на котором строилась с самого начала и продолжается сегодня вся деятельность РПНЦ «Специалист», дает впечатляющие результаты. Многие из архитектурных памятников, восстановленных таким образом, что изначальный авторский замысел был учтен в мельчайших деталях, горожане и их гости сумели увидеть в период подготовки к 300-летию и в дни юбилейных торжеств. Но это «парадная» сторона медали. Впрочем, есть все основания и для оптимистичного прогноза: в


Петербурге множество истинных шедевров городского зодчества, которые, нуждаясь как раз-таки в научной реставрации, еще только ждут своего часа. Значит, в обозримом будущем у коллектива РПНЦ непочатый край для исследовательской, проектной и собственно реставрационной работы.




>> К СОДЕРЖАНИЮ >>