Светлана Наливкина

Петропавловский собор.
История реставрации 1999–2003 гг.



В 1703 г. в центре Петропавловской крепости Петр Великий заложил деревянную церковь, освященную во имя апостолов Петра и Павла. Построенная уже через год и окрашенная «под каменный вид желтым мрамором», она имела три шпица, на одном из которых – колокольне – днем и ночью били часы.
Поначалу церковь вполне отвечала своей роли, но перенос столицы России на берега Невы требовал создания монументальных зданий, и Д. Трезини в 1712–1722 гг. возводит здесь каменный собор. Его стены хотели сложить из кирпича, оштукатурить и покрасить, а архитектурный декор – тяги, базы и капители пилястр – выполнить из камня – светло-желтого доломита, что нашли у деревни Елизаветино под Петербургом. Но, поняв вскоре, что мягкий елизаветинский камень плох для влажной петербургской погоды, решили вести строительство из кирпича, а все уже выполненное из доломита – оштукатурить и покрасить.
Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание под высокой крышей с переломом, на высоко поднятом барабане – алтарный купол с фонариком и золоченой главкой, увенчанной крестом. Большие прямоугольные окна северного и южного фасадов чередуются с крепованными лопатками, на сандриках окон – головки херувимов. На восточном фасаде – большой полукруглый фронтон с волютами по бокам. Западный фасад, будучи основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа, трактованного как портал. Высокий антаблемент с разорванным круглым фронтоном над порталом охватывает собор со всех сторон, отделяя вырастающую из его массива трехъярусную колокольню с угловыми пилястрами, крепованными горизонтальными карнизами и высоким шпицем с фигурой летящего ангела.
В 1733 г. по желанию императрицы Анны Иоановны – «обретающуюся в Санкт Питер Бурхской крепости Петропавловскую церковь по церковному чиноположению освятить сего июня 29 дня» (в день святых апостолов Петра и Павла) – собор был освящен Синодом, став одним из самых крупных зданий начала XVIII в., надолго определившим архитектурный силуэт Санкт-Петербурга.


Высокий шпиц колокольни – с металлической кровлей, но без громоотвода – не раз испытал удары стихии, и самый гибельный из них – в ночь 30 апреля 1756 г. Пожар от удара молнии уничтожил деревянную колокольню, горящие бревна разрушили мраморный портик собора, колокола звонницы расплавились, погибли все деревянные части крыши, алтарный купол с фонариком и часы.
В 1756 г. приступили к ремонту собора. Тогда же разобрали старую колокольню, и Екатерина II объявила конкурс на проект новой колокольни «точно так, какова прежде была, понеже все протчие планы не так красивы». Победил проект арх. Фон-Баллеса, а молодой русский арх. Дьяков построил каменную часть колокольни к 1770 г. На всех трех ее ярусах были вытянуты карнизы и поставлены резные капители из пудожского камня. Проект и постройка самого высокого и смелого шпица (шпиля) колокольни, служившего почти без поправок до 1857 г., принадлежат «шпицного дела мастеру» арх. Брауеру. Деревянный остов шпиля, покрытый медными позолоченными листами, завершал вверху шар с фигурой ангела с крестом.


Существующий ныне шпиль с крестом и с вращающимся ангелом-флюгером, выполненный по проекту инженера
Д. М. Журавского, увенчал колокольню лишь в 1858 г.
Тогда же были проведены исправления по штукатурке с заменой гипсовой лепнины на выполненную из портландцемента, появились металлические оконные рамы взамен сгнивших деревянных, облицованы доломитовым камнем люкарны с циферблатами часов, отреставрирована фреска на восточном фасаде, а вместо утраченных мраморных выполнены гранитные площадки портиков и пьедесталы колонн, и 30 ноября 1858 г. собор был освящен.
Так завершилось формирование облика Петропавловского собора. Сегодня, после реставрации его фасадов, мы видим здание, каким оно было в 1858 г.
Взятый под охрану государством в 1919 г., этот памятник архитектуры избежал участи многих разрушенных или
перестроенных церквей.
После Великой Отечественной войны планомерное изучение и научную реставрацию собора начали архитекторы созданной тогда Специальной научно-реставрационной проектной мастерской (ныне – институт «Ленпроектреставрация»). Первым автором проекта реставрации была арх. И. Н. Бенуа.
В 1999 г. по АРЗ Комитета ГИОП наш институт приступил к архитектурно-археологическому исследованию объекта. В ходе расчисток покрасочных слоев на фасадах арх. С. С. Наливкина обнаружила под считавшимся первым – розовым – слоем, датировавшимся 1732 г., еще два слоя краски: ярко-серый (в 1725 г. Д. Трезини просил отпустить для покраски «краски лазори четыре пуда, белил осьми пуд») по стенам и светло-желтый (кадмий желтый средний, сиена натуральная, белила) по пилястрам и архитектурным деталям. Причем второй полностью совпал с цветом елизаветинского доломита части архитектурных деталей собора.
Всего было выявлено 12 разных вариантов окраски собора:
• До 1732 г. – два слоя серого цвета со светло-желтыми деталями;
• 1732–1741 гг. – персиковый со светло-желтыми деталями;
• 1741–1757 гг. – розовый с белыми деталями;
• 1757–1814 гг. – сине-зеленый со светло-серыми деталями;
• 1814–1834 гг. – светло-желтый без выделения деталей;
• 1834–1857 гг. – светло-желтый с белыми деталями;
• 1857–1874 гг. – возвращен зеленый цвет;
• 1874–1911 гг. – желто-коричневый (в цвет песчаника);
• 1952 г. – возвращен розовый цвет с белыми деталями;
• 1958–2000 гг. – здание окрашено в цвет песчаника без выделения ордера.


Для принятия решения по реставрации столь значимого памятника Научно-экспертный совет КГИОП, рассмотрев несколько вариантов расколеровки фасадов, выбрал относящийся к 1858 г. – периоду, когда окончательно сложился существующий облик собора, с окраской фасадов в цвет песчаника (желто-коричневая) с выделением архитектурных деталей светло-желтым цветом елизаветинского камня.
Проект предусматривал расчистку фасадов собора и воссоздание отделки стен (кроме лепных композиций «головки херувимов» в сандриках окон, выполненных из портландцемента в 1858 г.) в историческом известковом варианте, самом распространенном в Петербурге XVIII–XIX вв. и благоприятном для сохранности кирпичных стен и каменных деталей. Известковая штукатурка позволяет зданию «дышать», впитывая влагу из воздуха и отдавая обратно в атмосферу, в отличие от цемента, сохраняющего влагу внутри кладки. В данном случае была выбрана современная известковая программа отделки фасадов «Лаастит», предоставленная ООО «Кармент»: одноцветные известковая краска и известковая же шпатлевка (отделочный штукатурный слой). При их использовании цвет фасада сохраняется даже при нарушении окрасочного слоя. В проекте учтена также реставрация каменного декора, замена старых и устройство дополнительных металлических покрытий лепных и профилированных элементов фасадов, расчистка и реставрация портиков, а со стороны парадного курдонера Великокняжеской усыпальницы, на участке музеефицированного крепостного канала и пониженной территории, – воссоздание фасада собора в первоначальном виде с высоким профилированным цоколем, оказавшимся погребенным в наросшем культурном слое.


Отдельный комплекс работ составила реставрация металлических конструкций шпиля и алтарного купола, золочение листов, алтарной главки и реставрация фигуры ангела-флюгера.
Реставрация собора по проекту нашего института, который вел также научно-методическое руководство и архитектурный авторский надзор за ходом работ, началась в 1999 г. с ремонта кровли. ЗАО «Акме дек» произвело реставрацию металлической стропильной системы и кровельного покрытия собора, установило неинвентарные леса для обследования состояния и реставрации алтарного купола. Параллельно ЗАО «Фасадремстрой» приступило к работам на фасадах здания.
Расчистка восточного фасада собора, начатая в июне 2001 г., подтвердив, что первоначальным был серый цвет фасада, выявила значительно больший объем предстоящих работ, нежели предполагалось. Вся поверхность стен, архитектурных деталей и тяг была покрыта слоем цементной штукатурки, часть тяг почти полностью выполнена из цемента. Серьезно пострадали исторический известковый штукатурный слой и кирпичная кладка стен. Расчистка требовала большой аккуратности и продвигалась медленно: только на основную часть восточного фасада ушло 5 месяцев. С остальных фасадов собора, барабана и колокольни штукатурный слой был демонтирован до кирпича. До этого были сняты шаблоны
всех профилированных тяг архитекторами нашего института.
До воссоздания отделки требовалось произвести вычинку кирпичной кладки, имевшей особенно много утрат в сложной профилированной части. Срочной переборки требовали угловые кирпичные пилястры колокольни, местами отделенные от основного объема сквозными морозобойными трещинами.
Вычинка кирпичной кладки требовала не только хорошего материала – полнотелого красного кирпича, желательно старого, – от разбираемых зданий, но и высококвалифицированных каменщиков.


Параллельно с этими работами (ЗАО «Фасадремстрой») ЗАО «Акме дек», выполнив обследование фундаментов колокольни, разработало проект и установило по нему уникальные леса на колокольне и шпиле (+125 м), вело расчистку конструкций и облицовки шпиля, золочение листов, реставрацию ангела-флюгера и медного фонарика колокольни, доломитовой облицовки каменного фонарика, реставрацию и золочение главки алтарного купола, металлических оконных заполнений алтарного барабана.
Летом 2002 г. генеральным подрядчиком по реставрации комплекса собора становится ЗАО «Акме дек». К участию в этих работах заказчик – ФГУ «Северо-Западная дирекция Госстроя России» – привлек другие фирмы: ООО «Деметра» начало реставрацию фасадов колокольни, ЗАО «Горюнов и Горюнов» – фасадов алтарного барабана.
Портал восточного фасада – единственная неоштукатуренная часть, выполненная из елизаветинского доломита. И хотя кровля портала предохраняла от попадания воды, поверхность камня под действием атмосферной влаги сильно деструктировала, капители имели значительные утраты. Пострадали и капители пилястр колокольни, выполненные из более твердого пудожского известняка. Находясь выше и испытывая более сильное атмосферное воздействие, они получили большие разрушения. Реставрация и восполнение утрат каменных деталей собора проводилась специальными для каждого вида камня мастиками-камнезаменителями фирм «Атлас» и «Реммерс» (так, для портала восточного фасада наполнителем состава была доломитовая мука из того же камня).
Архитекторы института «Ленпроектреставрация» продолжали изучение памятника в процессе научно-методического руководства и авторского надзора за ходом работ, периодически открывая неизвестные раньше детали и частично корректируя проект по ходу работ. Так, при расчистке портала дверного проема западного фасада под слоем красок и штукатурки было обнаружено, что деревянный наличник сохранил отделку, выполненную по проекту Ринальди: масляная живопись с разделкой под розовый тивдийский мрамор. Выяснилось также, что херувимы на углах большого купола колокольни вовсе не каменные, как значилось в архивных документах, а медные.


Осенью 2002 г., в связи с огромным объемом предстоящих работ и сжатыми сроками, реставрацию фасадов продолжили с некоторой перестановкой исполнителей: северный и западный фасад собора – ЗАО «Фасадремстрой», южный и восточный фасады, южный портик – ЗАО «Акме дек», колокольня и западный портик – ООО «Деметра». Специалисты ЗАО «Акме дек» выполнили также реставрацию доломитовой облицовки звонницы и каменных люкарн циферблатов. Работу по столярным оконным заполнениям основного объема собора проводили без демонтажа, а для реставрации главных – западных – дверей привлекли ООО «Веста 2С» (реставрация наружных исторических дубовых створок и воссоздание по проекту института внутренних сосновых створок дверного тамбура с росписью «под дуб»).
При множестве плюсов работа с известковыми штукатурными растворами имеет серьезное ограничение: необходима температура выше +5°С и без прямого дождя. Чтобы не прекращать работы зимой 2002–2003 г., вокруг собора был сооружен огромный тепляк, отапливаемый и освещаемый внутри. По-прежнему открывались новые дефекты и разрушения, требующие исправления. Так, после расчистки фустов и баз колонн портиков под толстым слоем цементной штукатурки обнаружилась кирпичная кладка, разрушенная почти на четверть сечения фуста колонны. Пришлось производить ее вычинку с большой осторожностью, пофрагментно. После снятия кровли с западного портика выяснилось, что центральная нога металлической стропильной системы сломана, а половина обрешетки отсутствует; что из-за частых протечек дощатая подшивка с дранкой потолка провисла на 10 см, может обрушиться и требует замены.
Работы по окончательной отделке фасадов по программе «Лаастит» оказались весьма трудоемкими, требовали навыка и большой аккуратности. Чтобы получить гладкую поверхность стены при шпатлевании, можно провести по ней шпателем только один раз, при повторной операции появлялись «задиры», а чтобы получить одинаковый цвет окрасочного слоя, сухую краску необходимо разбавлять строго определенным количеством воды, согласно методике. Были и другие сложности. Чем ближе к юбилею, тем напряженнее велась работа. Снаружи, с улицы, это было незаметно – скрывал тепляк, где люди работали в три смены, а потом и круглосуточно.
Итак, к трехсотлетию города выполнен огромный объем работ по реставрации Петропавловского собора, но есть работы, которые еще предстоит сделать, например, реставрация фрески восточного фасада. Но когда сняли леса, Петропавловский собор – символ великого города – предстал действительно обновленным.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>