И. В. Яроцкая,
архитектор,
фото А. С. Минина

ВОСКРЕШЕНИЕ «ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА»


За последнее столетие Янтарная комната Екатерининского дворца может претендовать на первенство среди других исторических интерьеров по числу публикаций в прессе и репортажей по телевидению и радио. Огромное количество самых невероятных рассказов о появлении, исчезновении и о воссоздании Янтарной комнаты окутало ореолом загадочности ее историю. Немного памятников, которые переживали такое количество трансформаций и материализовались в яркий символ российско-германских государственных и культурных связей. Янтарная комната и Янтарный кабинет стали синонимами, и лишь особенно увлеченные знают разницу между этими двумя интерьерами.
Полученный русским императором Петром I от прусского короля Фридриха Вильгельма в качестве дипломатического подарка Янтарный кабинет прибыл в Россию в 1717 г. в виде отдельных панелей и деталей. Петр так и не увидел «зело изрядный презент» в смонтированном виде. Лишь при императрице Елизавете Петровне кочевавшие из дворца во дворец панели, благодаря таланту архитектора Ф. Б. Растрелли, обрели свое окончательное пристанище в одном из залов Золотой анфилады Екатерининского дворца.

Площадь Янтарного кабинета, выполненного немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, предположительно по проекту арх. А. Шлютера, должна была составить около 36 кв. м. Площадь же Янтарной залы в Царскосельском дворце занимала 100 кв. м. Создав янтарным панелям блистательное окружение в виде золоченой барочной резьбы, зеркальных пилястр, бронзовых светильников, дополнив янтарный декор флорентийскими мозаиками, Ф. Б. Растрелли превратил камерный кабинет в парадный зал, которым восхищались современники. Он, по словам академика А. Ферсмана, стал «восьмым чудом света». Янтарная комната вошла в историю не только как блестящий интерьер, но и как шедевр ювелирного искусства. И все благодаря уникальной резьбе виртуозно выполненных медальонов с многофигурными композициями, маскаронами, миниатюрными гирляндами фруктов, многочисленными инталийными орнаментами и пейзажами на пластинках розрачного янтаря и многими другими элементами, которыми изобиловали янтарные панно.
Окончательное формирование интерьера завершилось к 1770 г. В таком виде без серьезных изменений он просуществовал до 1941 г., когда и был безвозвратно утрачен. Янтарные панели и флорентийские мозаики были вывезены фашистами, плафон, паркет и великолепная резьба погибли в пожаре после бомбежки.


Возрождая из руин Екатерининский дворец, реставраторы, зал за залом, воссоздали Большую анфиладу Ф. Б. Растрелли. К 1968 г. богатое убранство Янтарной комнаты без янтарного декора и флорентийских мозаик было воссоздано, а места расположения самих панелей затянуты штофом. Шло время, и надежд найти уникальный шедевр практически не оставалось. Специалисты понимали: если произойдет чудо, и панели будут найдены, занять свое прежнее место не позволит их состояние. Одним из доказательств этого вывода служат снимки, напечатанные в декабре 1944 г. в немецком журнале «Panteon», на которых изображены янтарные панели, смонтированные в одном из помещений Кенигсбергского орденского замка. На снимках четко видны колоссальные утраты янтарного декора, на больших рамах отсутствуют сложные элементы резьбы, многофигурные медальоны – на их местах видна деревянная подоснова щитов.
Принятое 10 апреля 1979 г. Советом Министров РСФСР «Постановление о воссоздании Янтарной комнаты» открыло новую страницу в истории реставрации. Предстоящая работа не имела аналогов в мировой практике. Требовалось не только создать материальную базу в виде оборудования, уникального материала – янтаря, камнесамоцветного сырья, но, прежде всего, серьезное научное обеспечение всех видов работ для возрождения утраченного шедевра.
Благодаря многолетней исследовательской работе, осуществленной научными сотрудниками ГМЗ Царское Село» и научно-производственным объединением «Реставратор», была подготовлена научная база для осуществления проектных работ в виде архивных, научных и иконографических материалов по истории Янтарной комнаты. Это позволило группе архитекторов под руководством автора проекта воссоздания Екатерининского дворца А. А. Кедринского начать в 1981 г. разработку


проекта, включавшего в себя прорисовку всех янтарных панно в натуральную величину, создание цветовых эталонов всех неповторяющихся элементов интерьера. Проект позволил определить высотную взаимосвязь всех объемных составляющих, конструктивную основу и способы крепления янтаря. По результатам научных изысканий архитекторы получили важные данные по разновременным наслоениям в отделке интерьера, из-за которых облик Янтарной комнаты менялся в процессе формирования, а то и искажался в процессе многочисленных реставраций, – все это прослеживалось в деталях панелей. Воспроизведение янтаря на фотографиях имеет свою специфику, что усложняло определение формы деталей на черно-белых фотографиях. Создавая элементы декора, мастера прошлого учитывали характер и особенности используемых кусков янтаря, поэтому при внешней схожести в интерьере отсутствуют абсолютно одинаковые детали, такие, как: акантовые листья, маскароны, картуши и многие другие; они разнятся, неся в себе почерк резьбы мастера, выполнявшего эти элементы.
Все это, включая проблему наличия утрат (янтарь – очень хрупкий материал), пришлось учитывать при воссоздании янтарных панелей. Параллельно с проектированием велась разработка методик обработки материала на основе проведения реставрации и исследовании исторических предметов. Были созданы обьемные модели янтарного декора комнаты в пластилине и в гипсе. С помощью экспертов определен состав мастик, которыми янтарь крепился к щитам. Дубовые щиты, использованные при создании исторического убранства, не могли быть повторены в качестве подосновы из-за своей чрезмерной «подвижности», приводившей к осыпанию мелких деталей и необходимости регулярных

починок. Для изготовления деревянной основы панелей был подобран материал, который минимально реагирует на изменения температурно-влажностного режима, технологами была предложена авиационная фанера. Определенную проблему для исследований составляли разработки по колорированию янтаря. Было научно доказано, что мастера XVIII в. подкрашивали янтарь, вываривая его в натуральных растительных красителях и добиваясь огромного богатства цветовой гаммы. После многочисленных экспериментов была определена цветовая палитра воссоздаваемого интерьера. Для этого использовались маленькие фрагменты и детали, осыпавшиеся с панелей и чудом уцелевшие в годы войны, а также исторические янтарные предметы, входившие в коллекцию Екатерининского дворца, идентичные по времени и месту создания с Янтарным кабинетом.
Многообразие художественных приемов обработки янтаря создавало определенные технологические сложности. В отделке исторического интерьера органичным образом сочетались самые разнообразные приемы и способы обработки янтаря, что создавало определенные трудности при воссоздании.

Самый простой по исполнению вид работ – плоский набор. Он включает следующие операции: распил кусочков янтаря на тонкие пластины; придание им очертаний, согласно архитектурным прорисовкам; плотную подгонку каждого фрагмента друг к другу; кабашонирование – придание слегка выпуклой формы; шлифовку; полировку; маркировку каждого кусочка и временную постановку на подоснову с помощью мастики до момента колорирования.
Композиции панелей изобилуют рамами, тягами, филенками, которые разнятся и по размерам и сложности очертаний.
Объемная резьба представлена растительными элементами разного масштаба, многофигурными композициями миниатюрных медальонов, маскаронами и другими.
В интерьере присутствует большое количество фрагментов с использованием инталийной резьбы, которая представляет собой глубокую гравировку с обратной стороны пластинок из прозрачного янтаря, различных орнаментальных композиций и пейзажей с последующим расположением этих пластин на золоченой фольге.
Важно было выдержать гармоничное сочетание всех фрагментов интерьера, составляющих единое целое, при этом максимально приблизиться в характере резьбы к воссоздаваемым элементам.
Дополняла весь комплекс проблем совершенно автономная задача по воссозданию картин из твердого камня – флорентийских мозаик, являющихся аллегорическими изображениями пяти человеческих чувств: «Зрение», «Слух», «Вкус», «Осязание» и «Обоняние». Предстояло создать новую школу ремесла, не имевшую в России глубоких традиционных корней. Поиск исторических материалов, создание своих методик для воссоздания мозаик, сбор камнесамоцветного сырья по всем месторождениям бывшего Советского Союза – это лишь часть проблем, которая стояла перед мастерами.

Шаг за шагом реставраторы возрождали уникальный интерьер, и вот-вот наступит момент, когда взорам тысяч зрителей предстанет результат многолетнего труда исследователей, искусствоведов, архитекторов, ювелиров, камнерезов, лепщиков, резчиков, живописцев, – труд наших современников, которые в конце XX в. возродили утраченные традиции высокого искусства ремесел.
Сегодня, на этапе второго рождения, Янтарная комната вновь связала Россию и Германию. Немецкий концерн «Рургаз АГ» оказал помощь в финансировании завершающих работ по воссозданию утраченного шедевра.
Последние янтарные панели вскоре покинут стены мастерской, заняв свое место в воссозданном интерьере, и хочется, чтобы талант и мастерство, накопленные волею небес в мастерских Царскосельского музея-заповедника, нашли достойное применение своему уникальному мастерству в преумножении культурного наследия нашего Отечества.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>