Г. В. Семенова,
ведущий специалист КГИОП


Храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины


Церковь Св. Марии Магдалины (1781– 1784 гг., арх. Д. Кваренги) – один из лучших образцов раннего классицизма в Петербурге и самая старая постройка Павловска, расположена на ограничивающей парк ул. Революции (изначально Садовая). Здание отличают симметрия, совершенство пропорций и выразительный ступенчатый силуэт. Кубический объем храма акцентирован легкой ротондой колокольни и завершен уплощенной вальмовой крышей; он значительно выше портика с треугольным фронтоном западного фасада и полуциркульного выступа апсиды с полусферическим куполом. С севера и юга здание фланкируют двухэтажные, в пять оконных осей, боковые крылья. Они равны по высоте портику и апсиде и также завершены вальмовой крышей, разрезанной повышенным в центре объемом. Равноценное архитектурное убранство западного (главного) и восточного фасадов отвечает важному градостроительному значению постройки. Ведущую роль в их оформлении играют колонные портики тосканского ордера и дорический фриз с метопами и триглифами, придающими зданию строгость и торжественность. Изысканно строга и архитектура его боковых крыльев. Внутренняя планировочная структура трехчастная. Ядро композиции – церковь с квадратным помещением, перекрытым крестовым сводом на подпружных арках. В боковых флигелях широкий коридор, перекрытый коробовым сводом, связывает симметрично расположенные помещения в композицию анфиладного типа, а входные двери флигелей ведут через коридор к дверям церкви.
Это первый православный храм, построенный Джакомо Кваренги, приглашенным Екатериной II. Позже в окрестностях Царского Села и Павловска он возвел еще четыре церкви, основой архитектуры которых послужила его первая работа в Павловске. Эти постройки Кваренги ярко характеризовал академик И. Э. Грабарь: «Прелестна Благовещенская церковь в Кузьмине, своим обликом вызывающая воспоминание об итальянских храмиках. Ее стены отличаются суровой простотою, и только портал с колоколенкой дают изящную игру архитектурных форм, отдаленно напоминая темпьетто Браманте в Риме. Еще проще красивая по плану церковь на
Госпиталь с церковью Св. Марии Магдалины в г. Павловске. Эскизный проект

Южный фасад

Восточный фасад

Казанском кладбище в Царском Селе. Ее формы безукоризненно строги и благородны. Такой же простотой и благородством отличаются и другие церкви. Лучшая из них в Московской Славянке. Все они повторяют приблизительно тот же тип. Давая кое-какие варианты в плане и деталях, во всех случаях это простые, гладкие стены, почти полное отсутствие каких бы то ни было украшений, кроме колонн, портиков и иногда колонок звонниц. Несмотря на холодную гладь лишенных орнамента стен, это не холод стиля ампир, а скорее суровость Палладиевых стен…» .1
Три здания из этой серии Кваренги безвозвратно утрачены в 1941–1944 гг., а первая его постройка в России оказалась незаслуженно забытой. Поврежденное во время войны здание восстановили без реставрации, исказив исторический облик и расчленив внутреннее пространство междуэтажными перекрытиями и перегородками для размещения производственных цехов и мастерских. Обнесенная забором и захламленная территория, ободранные фасады и покосившаяся колокольня похоронили достоинства этого произведения. В ряде публикаций о творчестве Кваренги здание ошибочно именовали «госпиталем и богадельней».
Закладка приходской церкви Св. Равноапостольной Марии Магдалины в селе Павловском состоялась весной 1781 г. на месте пашен крестьян ингерманландской деревни Сеппеля (Кузнецы или Рысь-Кабачок). Строительство вчерне завершили к осени 1782, отделку – в 1784 г.2

Реставрацию церкви начали после ее возвращения (правда, не целиком) в 1996 г. приходу храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины. По архитектурно-реставрационному заданию КГИОП разработан проект АРМ под руководством арх. И. Е. Павловой (разработка методики и авторский надзор за проведением работ – арх. И. Е. Павлова, ГАП – О. И. Колышева, арх. Е. А. Шарова). В 2002 г. ландшафтным архитектором А. А. Кищук начата подготовка проекта благоустройства территории. Работы ведет международная строительно-промышленная ассоциация «Моссиб».
Уточнить и дополнить строительную историю здания удалось при натурном обследовании здания и изучении архивных материалов. После демонтажа послевоенных перекрытий и перегородок реставраторы обнаружили на сводах следы исторической живописи. Выполненные ленточные расчистки выявили сюжетные живописные композиции, выполненные маслом по штукатурке в конхе апсиды, софитах арок и на перекрытии храма, а также небольшие и плохо читаемые фрагменты в виде кессонов в конхе апсиды.
Западным фасадом, обращенным к площади портиком строгой архитектуры, здание было ориентировано в сторону жилой застройки. Прямоугольная в плане площадь, соразмерная габаритам и архитектуре храма, играла важную роль в исторической градостроительной структуре Павловска конца ХVIII – первой трети ХIХ вв. Основную часть площади занимал открытый луг – «парадное место», обнесенное «перилами» – низкой оградой из балясин. Судя по тексту объявления 1794 г., луг на этой площади являлся предметом августейшего внимания:


«Всем здешней дачи жителям подтверждается, чтобы по парадному перед церковью месту, огороженному перилами, ходить и дорогу прокладывать никто не отваживался, и тем бы не портили вид этому лугу; поелику проложенные тем лугом дороги Их Императорским Высочествам видеть противны быть могут».3 Широкая аллея из лип окаймляла парадное место с трех сторон. Ее концы, расположенные параллельно торцовым фасадам здания, замыкались на Садовую ул.
В 1780-е гг. также по проекту арх. Д. Кваренги, строитель, предположительно Г. Пильников, построил симметрично зданию церкви вдоль Садовой ул. два небольших одинаковых дома. Один из них для церковного народного училища (состоит на учете как «Училище при церкви Св. Марии Магдалины», ул. Революции, 15), другой – для жительства священника (утрачен в 1970-е гг.). Материалы проекта Кваренги, рассредоточенные по разным хранилищам, не раз воспроизводились в трудах о его творчестве.

Наиболее известны план, фасад и разрез из гравированного альбома чертежей Кваренги4. Второй комплект чертежей этого здания имеется в фондах Государственного музея-заповедника «Павловск». Сравнивая эти чертежи, можно заключить, что в процессе строительства Кваренги дополнил первоначальный замысел колокольней и заменил плоское перекрытие сводчатым. Сохранившиеся рукописные документы подтверждают это.
Центральный объем здания сохранился до настоящего времени без изменений. Боковые флигели, первоначально одноэтажные, завершала высокая крыша со слуховыми окнами-люнетами, конек которой располагался почти на том же уровне, что и в настоящее время. Торцовые фасады имели композицию «дома с мезонином» – их завершали щипцы с полуциркульным «веницианским» окном в центре. В 1808–1809 годах их надстроили «по плану и показанию» арх. Кваренги.4
Первоначальную живопись интерьера церкви выполнил по проекту Кваренги в технике гризайль известный художник Ф. Д. Данилов.


Тянутый карниз с модульонами расчленял стены на два яруса. Дверные прямоугольные проемы оформляли профилированные наличники с сандриками на кронштейнах. Трехчастные «венецианские» окна второго света обрамляли архивольты, опирающиеся на сильно выступающий стенной карниз. В западной части церкви были устроены хоры с ограждением, его рисунок архитектор выполнил в двух вариантах. Поддерживающие хоры две колонны тосканского ордера, видимо, также сооружены при Кваренги.
Первый ярус стен оформлен крупными филенками, в них помещались живописные композиции, а ниже – панели искусственного мрамора. Разрез южной стены в проекте Кваренги показывает, что ее центральную часть собирались расписать архитектурным сюжетом с перспективным изображением полукруглого в плане портика, чей антаблемент зеркально повторял очертания верхнего венецианского окна, а на его фоне в центре над дверным проемом помещалась большая, прямоугольной формы картина. В эскизе архитектора узнается сюжет Тайной вечери. По сторонам картины предполагали небольшие живописные композиции в виде овальных медальонов. Эти картины – две большие наддверные и четыре овальные – выполнил итальянский живописец Джузеппе Кадес. Верхний ярус стен и конху в апсиде предполагалось оформить кессонами с розетками.

Когда в середине ХIХ в. Павловск стал популярным дачным местом, значительно вырос приход единственного в то время городского храма. Для расширения внутреннего пространства церкви в портике устроили деревянный тамбур для размещения притвора.
Передача церкви из ведения Петербургской епархии в придворное ведомство в 1861 г. позволила улучшить финансирование ремонтных работ и содержания здания.
Двора Его Величества иконописец Василий Пошехонов 15 апреля 1876 г. заключил договор на ремонт живописи в церкви Св. Марии Магдалины в Павловске. Информации о выполнении работ в архивных документах нет, но их перечень интересен тем, что впервые упомянуты существовавшие в 1876 г. сюжеты живописных композиций интерьера. Требовалось «возобновить» в алтаре Саваофа с небесными силами, под сенью – херувимов, в куполе – четырех евангелистов и шесть изображений святых масляной краской, по куполу и карнизам сделать живопись в итальянском стиле клеевыми красками.
Первые изменения объемно-пространственной композиции церковной площади произошли еще при императрице Марии Федоровне. Сначала из-за недостатка места в Дворцовом садоводстве в 1800-е гг. на парадном месте временно соорудили Вишневую теплицу, вероятно, по проекту садового мастера Джозефа Буша. Ее фасад занимал почти всю западную сторону площади. В 1819 г. Мария Федоровна повелела Павловскому дворцовому правлению «назначить приличное место» для строительства Инвалидного дома князей Куракиных, который с высочайшего соизволения учредил Алексей Куракин в память покойного брата Александра Борисовича. Здание построили на церковной площади по проекту арх. Л. Ф. Адамини, ныне это памятник истории и культуры федерального значения «Богадельня Куракиных» (ул. Просвещения, 3).
Осенью 2002 г. почти закончили реставрацию фасадов и частично интерьера церкви. Фасадам возвращен первоначальный облик. Произведенное в процессе работ понижение культурного слоя до первоначальных отметок, необходимое для обеспечения сохранности конструкций фундаментов и стен, благотворно сказалось на облике здания. Разборка деревянного тамбура в портике вернет авторское оформление главного входа по проекту Кваренги.
Памятники сподвижникам императора Павла I* по-прежнему занимают свои места. В интерьере реставрирована живопись с изображением Саваофа с ангелами в облаках на своде апсиды. В соответствии с заданием и согласованной методикой, по сведениям отдела ДПИ, здесь проведен весь комплекс консервационных и реставрационных мероприятий.

Живописный слой укреплен традиционными методами, для укрепления и восполнения плохо держащейся штукатурки использован новый сертифицированный материал – смесь scan rend pro hydrаulic (известковый раствор для заполняющего оштукатуривания кирпичной кладки). Овальные композиции с изображением четырех Евангелистов в софитах крестового свода и образа в софитах поперечных подпружных арок раскрыты, но не реставрированы.
Значение храма как духовного и архитектурного центра селения отражено в его архитектурно-планировочной и объемной композиции. Величественная постройка с протяженными по оси север-юг асадами занимает доминирующее положение в прилегающей местности, восточным фасадом включена в композицию района парка у Колоннады Аполлона и входит в систему важнейших визуальных связей Большого дворца.



1 Игорь Грабарь. История русского искусства. М. Т. 111 (1910-е гг.). Цит. по переизданию: Игорь Грабарь. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. СПБ, 1994. С. 263.
2 Н. И. Громова. Историческая справка по Мариинскому госпиталю. 1956. ГМЗ «Павловск».
3 М. И. Семевский. Павловск. СПБ. 1997 (переиздание книги 1877 г.). С. 78.
4 Quarenghi G. Fabbriche e disegni di Giacomo Quarengi … illustrate dal cav. Giulio suo figlio (II edizione). Mantova. 1843–1844. Tab. XXVII, XXVIII. См. также: В. И. Пилявский. Джакомо Кваренги. Л., 1981. С. 119., 201.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>