М. А. Мамошин,
руководитель
Архитектурно-проектного центра Мамошина
«Идеальный город» рядом с Невским
Современный центр Петербурга – это феномен города, который сохранил
атмосферу и масштаб начала ХХ в. и как бы застыл перед Первой мировой
войной, став единственным полным архитектурным портретом всех европейских
городов той поры. Задача петербургских архитекторов – найти современное
звучание традиции, не разрушая наследия, и данная работа является одной
из таких попыток.
По итогам аукционов в 2001 г. определились застройщики лотов, и наш
коллектив приступил к проектированию объектов на основании регламентов,
разработанных ГИА и утвержденных городом. Все лоты на этот период были
также определены и функционально. Лот 1, 4 (компания «Галис-Терминал»)
– строительство трехзвездочного отеля, Лот 3 (компания «Топ-металл»)
– строительство жилого дома, а Лот 2 (компания «ТСТ») – часть масштабного
проекта многофункционального пассажа от Невского до пешеходной улицы.
Мною как генпроектировщиком предложен комплексный градостроительный
подход к решению улицы. Идея опиралась на принципы градостроительства
эпохи Возрождения, тему «Идеального города». Урбинские ведуты (Vedute
della citta ideale) 1480 г. совершили переворот в области градостроительства
эпохи Возрождения. Данный первоисточник весьма актуален для современного
Петербурга, переживающего второй этап капиталистического градообразования.
Предложенная нами структура организации и застройки ясно обозначает
начало пешеходной улицы башенным оформлением торца корпуса гостиницы
со стороны ул. Маяковского, цилиндрическим решением части жилого дома
с ул. Восстания и осевым раскрытием середины улицы в Итальянские сады.
Планы зданий, выполненные сопряжением прямых и окружностей в контексте
римских форумов, корректно вписались в хаотичный контекст окружающей
застройки. Тема Итальянских садов, итальянской классики определила стилистику
и семантику архитектуры всех лотов, но каждое здание имеет индивидуальное
обращение к классическому наследию.
Гостиничный комплекс на 275 номеров площадью 14 272 м2 решен в виде
единого комплекса. Суть строения – симбиоз прозрачной стеклометаллической
contemporary architecture и традиционалистского материального каменного
обрамления. Но традиция в римском духе несет в себе новацию для Петербурга,
так как он весь либо доримский (греческий), либо послеримский (ренессансный),
и прямых «цитат» Рима в городе на Неве сегодня почти нет. Архитектурный
язык здания – это фрагментарные знаки реминисценций архитектуры Рима
(Колизей, акведук, башня, тектоника римского ордера и т. д.). В основном
объеме здания гостиницы реализован принцип незавершенности формы как
позитива руины, а феномен её магики мысленно завершается каждым человеком
по-своему.
Жилой дом повышенной комфортности на 83 квартиры общей площадью 7800
м2 – это современное решение извечной темы жилого дома для центра Петербурга,
в контексте Contemporary classical process. Не думаю, что классика остановилась
в своем развитии и исчерпала свой язык, она, безусловно, будет развиваться.
Каждый период петербургской архитектуры детерминирован классикой, и
сегодняшние процессы не станут исключением.
Многофункциональный комплекс и благоустройство прилегающей части Итальянских
садов, в отличие от уже строящихся гостиницы и жилого дома, находятся
лишь в начальной стадии проектирования, но будут органично продолжать
принципы и идеи, заключенные в застройке пешеходной улицы. Надеюсь,
что по завершении всех работ Петербург получит не только итальянский
уголок, а целый городской фрагмент, рожденный на основе принципов «Идеального
города» в полном смысле этого слова.
|