М. А. Мамошин,
руководитель
Архитектурно-проектного центра Мамошина


«Идеальный город» рядом с Невским


Современный центр Петербурга – это феномен города, который сохранил атмосферу и масштаб начала ХХ в. и как бы застыл перед Первой мировой войной, став единственным полным архитектурным портретом всех европейских городов той поры. Задача петербургских архитекторов – найти современное звучание традиции, не разрушая наследия, и данная работа является одной из таких попыток.
По итогам аукционов в 2001 г. определились застройщики лотов, и наш коллектив приступил к проектированию объектов на основании регламентов, разработанных ГИА и утвержденных городом. Все лоты на этот период были также определены и функционально. Лот 1, 4 (компания «Галис-Терминал») – строительство трехзвездочного отеля, Лот 3 (компания «Топ-металл») – строительство жилого дома, а Лот 2 (компания «ТСТ») – часть масштабного проекта многофункционального пассажа от Невского до пешеходной улицы.
Мною как генпроектировщиком предложен комплексный градостроительный подход к решению улицы. Идея опиралась на принципы градостроительства эпохи Возрождения, тему «Идеального города». Урбинские ведуты (Vedute della citta ideale) 1480 г. совершили переворот в области градостроительства эпохи Возрождения. Данный первоисточник весьма актуален для современного Петербурга, переживающего второй этап капиталистического градообразования.
Предложенная нами структура организации и застройки ясно обозначает начало пешеходной улицы башенным оформлением торца корпуса гостиницы со стороны ул. Маяковского, цилиндрическим решением части жилого дома с ул. Восстания и осевым раскрытием середины улицы в Итальянские сады. Планы зданий, выполненные сопряжением прямых и окружностей в контексте римских форумов, корректно вписались в хаотичный контекст окружающей застройки. Тема Итальянских садов, итальянской классики определила стилистику и семантику архитектуры всех лотов, но каждое здание имеет индивидуальное обращение к классическому наследию.
Гостиничный комплекс на 275 номеров площадью 14 272 м2 решен в виде единого комплекса. Суть строения – симбиоз прозрачной стеклометаллической contemporary architecture и традиционалистского материального каменного обрамления. Но традиция в римском духе несет в себе новацию для Петербурга, так как он весь либо доримский (греческий), либо послеримский (ренессансный), и прямых «цитат» Рима в городе на Неве сегодня почти нет. Архитектурный язык здания – это фрагментарные знаки реминисценций архитектуры Рима (Колизей, акведук, башня, тектоника римского ордера и т. д.). В основном объеме здания гостиницы реализован принцип незавершенности формы как позитива руины, а феномен её магики мысленно завершается каждым человеком по-своему.
Жилой дом повышенной комфортности на 83 квартиры общей площадью 7800 м2 – это современное решение извечной темы жилого дома для центра Петербурга, в контексте Contemporary classical process. Не думаю, что классика остановилась в своем развитии и исчерпала свой язык, она, безусловно, будет развиваться. Каждый период петербургской архитектуры детерминирован классикой, и сегодняшние процессы не станут исключением.
Многофункциональный комплекс и благоустройство прилегающей части Итальянских садов, в отличие от уже строящихся гостиницы и жилого дома, находятся лишь в начальной стадии проектирования, но будут органично продолжать принципы и идеи, заключенные в застройке пешеходной улицы. Надеюсь, что по завершении всех работ Петербург получит не только итальянский уголок, а целый городской фрагмент, рожденный на основе принципов «Идеального города» в полном смысле этого слова.

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>