Ирина Радченко


РПНЦ «СПЕЦИАЛИСТ» ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ


Десять лет назад в Петербурге на базе объединения «Реставратор» и института «Ленпроектреставрация» был образован Реставрационный Проектный Научный Центр «Специалист». Поначалу некоторым казалось, что название компании звучит излишне претенциозно, но вскоре даже откровенные скептики согласились – в РПНЦ трудятся настоящие мастера. Мастера старой школы с богатейшим опытом во всех областях реставрационного дела и талантливая молодежь, архитекторы, аттестованные Министерством культуры по первой и высшей категории, и менеджеры, способные эффективно управлять сложным производственным процессом на всех стадиях, – все они по праву считаются главным достоянием РПНЦ «Специалист». И удача, почти всегда сопутствующая компании в тендерах на реставрацию крупнейших памятников, не случайна.
Предстоящее 300-летие Санкт-Петербурга – один из самых действенных стимулов развития реставрационного дела. Предъюбилейная ситуация отразилась и на деятельности РПНЦ «Специалист», ставшего активным участником многих проектов, в том числе по реставрации исторических мостов города. В уходящем году полностью завершены капитально-реставрационные ремонты мостов: Пантелеймоновского и Нижне-Лебяжьего (по заказу Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству), а также реставрация металлодекора 1-го Инженерного моста (заказчик – ГУП «Мостотрест»). О некоторых проблемах работы на этих объектах рассказал главный архитектор РПНЦ «Специалист» О. А. Кузеванов:
– Наша организация занимается научной реставрацией, которая предусматривает восстановление утраченных элементов декора, выполняемое на основании изучения архивных документов, исторических чертежей и старых фотографий. Все работы ведутся при постоянном контроле КГИОП.
И раньше, и тем более в последнее время, мы не жаловались на отсутствие работы. Напротив, фирме пришлось существенно расшириться, чтобы справиться с растущими объемами работ. Юбилейный для компании год складывался непросто, но к счастью, многое, все-таки, удалось. Несомненной удачей стала реставрация Пантелеймоновского моста, в ходе которой максимально удалось восстановить его первоначальный облик. Причем утраченные накладные детали на пятах фасадных арок были найдены под мостом в Фонтанке. По полуразрушенным коррозией останкам, фотографиям и авторским чертежам арх. Л. А. Ильина удалось воссоздать эти элементы. Также на основании исторических снимков и авторских чертежей восстанавливались снятые в советское время короны двуглавых орлов, венчавших торшеры, и позолота решеток. Многие декоративные детали моста были выполнены из силумина, капризного алюминиевого сплава, подверженного «оловянной чуме» – шелушению поверхности. Все такие элементы заменены на чугунные, бронзовые или медные. Даже дорожный знак, грубо прикрученный к решетке моста, был вынесен на отдельно стоящую стойку, выполненную по специальному проекту.
При реставрации металлического декора 1-го Инженерного моста были восстановлены утраченные при его реконструкции (1952–1953 гг.) фризы на фасадных арках. К сожалению из-за отсутствия иконографического материала не удалось восстановить золочение решетки и силовое ограждение тротуара от проезжей части.
Нижне-Лебяжий мост, на первый взгляд, не изменил свой облик. На самом же деле, реставраторам здесь пришлось немало потрудиться. Несколько звеньев решетки некачественного литья (отлитых в 40-е годы, когда город «залечивал» блокадные раны) были заменены. Кроме того, восполнены многочисленные утраты на гранитных консолях под тротуарами. Одновременно были реставрированы примыкающие к мосту боковые ворота Летнего сада, разбитые влетевшим на тротуар автомобилем.
Закрыть мост на реставрацию можно лишь на предельно короткий срок, особенно в нашем городе, чья транспортная сеть и без того перегружена. При этом, спешка – враг реставрации «номер один». Чтобы избежать негативных последствий авральной работы, требуется предельное напряжение всех сил людей, которые трудятся в две-три смены, забывая об отпусках. Так было на Троицком мосту. Этот объект для нас стал хорошей школой и испытанием фирмы на прочность.
Непросто шел реставрационный ремонт даже такого, казалось бы, совсем маленького моста, как Лебяжий. Основные работы здесь выпали на декабрь прошлого года, когда морозы доходили до -25°С. Чтобы обеспечить выполнение в срок реставрационных операций, которые обычно производятся при плюсовой температуре, над мостом был сооружен «тепляк». Иначе пришлось бы надолго задержать запланированные сроки открытия движения по соседнему Пантелеймоновскому мосту.
Мало кто знает, например, что когда фриз 1-го Инженерного моста был полностью восстановлен, его то и дело повреждали прогулочные катера. Так что в процессе реставрации нам постоянно приходилось их восстанавливать.
Мосты – одна из своеобразных визитных карточек Северной столицы, а их реставрация как одно из направлений РПНЦ «Специалист» заслуживает самых высоких оценок. Все эти работы по проекту архитектора О. Кузеванова и под руководством гл. инженера фирмы Ю. Пчелова и зам. директора В. Сибилева выполняли реставраторы Ю.Ташнов, В. Крылов, Г. Яковский, В. Анисимов, инженер Н. Пилипчук, архитекторы В. Воронова, Ю. Комарова, С. Морозова. Многое сделано талантливым коллективом, но сколько еще предстоит! Петербург с его величайшим историко-культурным наследием требует непрестанных забот реставраторов.
Сегодня в РПНЦ фактически завершены работы по воссозданию изначального облика Московских триумфальных ворот. Дело осталось за восстановлением золоченых надписей на аттике на русском и латинском языках.
Начата реставрация Невской ограды Летнего сада. Реставрируется металлическое убранство Иоанновского, архитектурный декор Троицкого мостов. Эти работы непременно завершатся к 300-летию Санкт-Петербурга.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>