Л. Ю. Воронцова,
главный специалист КГИОП
Исторические мосты к юбилею готовы
В преддверии празднования 300-летия Петербурга городская администрация
не могла обойти стороной такую важную составляющую города, как петербургские
мосты, их подготовку к юбилею. По заказу Комитета по благоустройству
и дорожному хозяйству проведены ремонтные работы сразу на нескольких
исторических мостах.
Капитально-реставрационный ремонт каждого из них начинается с составления
архитектурно-реставрационного задания на разработку проектной документации,
где, как правило, предусматривают выборочную замену корродированных
металлоконструкций, восстановление повреждений гидроизоляции, ремонт
деформационных швов и т. д. Пройдя конкурсный отбор, специализированная
проектная организация решает нелегкую задачу повышения несущей способности
моста до современных нормативных нагрузок, обеспечения долговечности
сооружения и сохранения внешнего вида на срок не менее тридцати лет.
Раздел по ремонтно-реставрационным работам обязателен для петербургских
мостов, являющихся объектами культурного наследия. Эти работы включают
восстановление утраченных элементов металлодекора, реставрацию гранитных
тумб, парапетов и облицовки опор мостов, расшивку швов между гранитными
блоками, восстановление золочения декоративных элементов, ремонт осветительной
арматуры моста, а также окраску металлоконструкций согласно историческому
колеру с применением современных окрасочных материалов и технологий.
В план работ по благоустройству к юбилею города вошел сложнейший транспортный
узел в районе Марсова поля, включающий пять мостов: Пантелеймоновский
через Фонтанку у Летнего сада, Инженерный 1-й и Садовый 1-й через Мойку,
Нижне-Лебяжий через Лебяжью канавку и Троицкий мост через Неву с прилегающими
к ним улицами и площадями.
При реставрации самого нарядного в Петербурге Пантелеймоновского моста
(1906 г., инж. А. П. Пшеницкий и арх. Л. А. Ильин) восстановлены не
только все утраченные детали и позолота элементов металлического декора,
но и значительно повышена несущая способность моста – его арочное пролетное
строение усилено железобетонной плитой. А чтобы мост вновь обрел свой
исторический облик, пришлось, изучив заново, применить забытую технологию
восстановления заклепочных соединений металлоконструкций (проект реставрации
– ОАО «Балтпроект», РПНЦ «Специалист», подрядные организации – ООО «Ризалит»,
РПНЦ «Специалист»).
Расположенный рядом Инженерный 1-й мост (1825 г., инж. П. П. Базен и
Б. П. Э. Клайперон) практически не требовал ремонта несущих конструкций,
но пришлось заменить важнейший для долговечности моста элемент – гидроизоляцию
пролетного строения. Сегодня, когда на фасадных балках пролетного строения
воссозданы сквозные фризы, придающие мосту легкость и ажурность, полностью
восстановлен его исторический облик (проект и производство работ – РПНЦ
«Специалист»).
Нижне-Лебяжий мост (1836 г., инж. П. П. Базен) уже претерпел капитальный
ремонт в 1926 г., когда кирпичный свод из-за аварийного состояния был
заменен на железобетонный с сохранением исторического облика моста.
Однако к началу капитально-реставрационного ремонта 2001–2002 гг. (проект
и производство работ – РПНЦ «Специалист») гранитная облицовка свода
отслоилась из-за отсутствия водоотвода, поэтому ее выправили и прочно
соединили с железобетонным сводом. Отвод ливневых вод, устройство надежной
гидроизоляции, реставрация перильного ограждения и гранитных консолей
– все эти меры продлят жизнь скромного, но чрезвычайно привлекательного
мостика.
Садовый 1-й мост (1836 г., инж. П. П. Базен) по Садовой улице был перестроен
в 1907 г. инж. А. П. Пшеницким и арх. Л. А. Ильиным под трамвайное движение,
а его каменный свод заменили металлической клепаной аркой. В 2002 г.
заменили или усилили незначительную часть пролетного строения моста,
что не повлияло на его внешний вид. Восстановление утраченных элементов
и реставрация металлодекора вернули мосту былую красоту и привлекательность
(проект – ЗАО «Институт Стройпроект», РПНЦ «Специалист», производство
работ – ООО «Ризалит», РПНЦ «Специалист»).
Наиболее важным для города и технически сложным был капитально-реставрационный
ремонт такого крупного транспортного сооружения, как Троицкий мост через
Неву (проект – ЗАО «Институт Стройпроект», производство строительных
работ – генеральный подрядчик ЗАО «Пилон», РПНЦ «Специалист» – реставрация).
Введенный в строй к 200-летию Петербурга в 1903 г. мост сохранился до
наших дней почти без изменений, за исключением реконструированного в
1967 г. разводного пролета и прилегающей к нему левобережной гранитной
арки. В 30-е годы ХХ в., производя работы по увеличению ширины проезжей
части, не обеспечили надежный отвод воды, что привело к образованию
интенсивных очагов коррозии металла и нанесло большой ущерб металлическим
конструкциям моста. Такую же роль сыграли установленные в 1906 г. опоры
контактной сети трамвая. Ремонт корродированных элементов явился самой
трудоемкой операцией при реставрации 2002 г. Строители заменили около
ста тысяч заклепок на специально изготовленные высокопрочные болты,
а два из них покрыты тонким слоем золота – дань старинной традиции петербургского
мостостроения. Впервые в мостовом хозяйстве применили эффективную очистку
металла от продуктов коррозии (ООО «Барс») – шлаком по оборотной системе.
Большие работы проведены на разводном пролете, где были заменены гидравлические
механизмы разводки моста. Как и на малых металлических мостах, на Троицком
мосту для восприятия нормативной нагрузки устроены железобетонная плита
проезжей части, гидроизоляционный слой, деформационные швы современной
конструкции. Проезжая часть покрыта литым асфальтом, а тротуары – гранитной
плиткой. Реставраторы восстановили металлический декор: демонтированные
в 1930-е гг. императорские вензеля на торшерах больших фонарей-канделябров,
картуши с императорскими коронами и трехмерные орлы на обелисках при
въезде на мост со стороны Суворовской площади. Восстановлен также исторический
колер окраски моста, необычный для петербургских мостов цвет «взмученной
волны».
Огромный объем ремонтно-реставрационных работ, выполненный в столь сжатые
сроки, потребовал от генерального подрядчика четкой организации работ
и слаженность действий около двадцати субподрядных организаций. Круглые
сутки на мосту трудились посменно почти тысяча человек, десятки единиц
техники, выполнялся высококвалифицированный авторский и технический
надзор. Закрепленная при штабе строительства проектная группа оперативно
решала возникающие вопросы.
Несомненным успехом завершилась реставрация Казанского моста через канал
Грибоедова на Невском проспекте (проект – ЗАО «Институт Ленгипроинжпроект»,
производство работ – ЗАО «Мостспецмонтаж», НПО «Ранд»). Сохранившийся
до наших дней почти в первозданном виде со времени постройки в 1805
г. по проекту архитектора Л. И. Руска мост был значительно поврежден
только в местах наибольшего увлажнения кирпичной кладки свода из-за
варварской прокладки теплотрассы. Строители бережно вырезали разрушенные
участки кладки свода, заменив их вставками из современного кирпича.
После укрепления поверхности свода гидрофобизирующим раствором и укладки
сверху гидроизоляции мост прослужит, по крайней мере, еще 50 лет.
Петербургские мосты не являются чем-то неприкосновенным, их нельзя накрыть
колпаком и рассматривать как музейный экспонат. Это мосты-труженики,
несущие в полном объеме современные нагрузки: все возрастающий транспортный
поток, отсутствие должного ухода из-за постоянных политических коллизий
и последствий ведомственной разобщенности, когда каждая организация
учитывает только свои интересы. Только тактичность и уважение технических
решений наших предшественников при капитально-реставрационных ремонтах
поможет нам сохранить для следующих поколений петербургские мосты –
то чудо, которым любуется весь мир и по праву гордятся отечественные
инженеры-мостостроители.
|