Л. Ю. Воронцова,
главный специалист КГИОП


Исторические мосты к юбилею готовы








В преддверии празднования 300-летия Петербурга городская администрация не могла обойти стороной такую важную составляющую города, как петербургские мосты, их подготовку к юбилею. По заказу Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству проведены ремонтные работы сразу на нескольких исторических мостах.
Капитально-реставрационный ремонт каждого из них начинается с составления архитектурно-реставрационного задания на разработку проектной документации, где, как правило, предусматривают выборочную замену корродированных металлоконструкций, восстановление повреждений гидроизоляции, ремонт деформационных швов и т. д. Пройдя конкурсный отбор, специализированная проектная организация решает нелегкую задачу повышения несущей способности моста до современных нормативных нагрузок, обеспечения долговечности сооружения и сохранения внешнего вида на срок не менее тридцати лет. Раздел по ремонтно-реставрационным работам обязателен для петербургских мостов, являющихся объектами культурного наследия. Эти работы включают восстановление утраченных элементов металлодекора, реставрацию гранитных тумб, парапетов и облицовки опор мостов, расшивку швов между гранитными блоками, восстановление золочения декоративных элементов, ремонт осветительной арматуры моста, а также окраску металлоконструкций согласно историческому колеру с применением современных окрасочных материалов и технологий.
В план работ по благоустройству к юбилею города вошел сложнейший транспортный узел в районе Марсова поля, включающий пять мостов: Пантелеймоновский через Фонтанку у Летнего сада, Инженерный 1-й и Садовый 1-й через Мойку, Нижне-Лебяжий через Лебяжью канавку и Троицкий мост через Неву с прилегающими к ним улицами и площадями.
При реставрации самого нарядного в Петербурге Пантелеймоновского моста (1906 г., инж. А. П. Пшеницкий и арх. Л. А. Ильин) восстановлены не только все утраченные детали и позолота элементов металлического декора, но и значительно повышена несущая способность моста – его арочное пролетное строение усилено железобетонной плитой. А чтобы мост вновь обрел свой исторический облик, пришлось, изучив заново, применить забытую технологию восстановления заклепочных соединений металлоконструкций (проект реставрации – ОАО «Балтпроект», РПНЦ «Специалист», подрядные организации – ООО «Ризалит», РПНЦ «Специалист»).
Расположенный рядом Инженерный 1-й мост (1825 г., инж. П. П. Базен и Б. П. Э. Клайперон) практически не требовал ремонта несущих конструкций, но пришлось заменить важнейший для долговечности моста элемент – гидроизоляцию пролетного строения. Сегодня, когда на фасадных балках пролетного строения воссозданы сквозные фризы, придающие мосту легкость и ажурность, полностью восстановлен его исторический облик (проект и производство работ – РПНЦ «Специалист»).
Нижне-Лебяжий мост (1836 г., инж. П. П. Базен) уже претерпел капитальный ремонт в 1926 г., когда кирпичный свод из-за аварийного состояния был заменен на железобетонный с сохранением исторического облика моста. Однако к началу капитально-реставрационного ремонта 2001–2002 гг. (проект и производство работ – РПНЦ «Специалист») гранитная облицовка свода отслоилась из-за отсутствия водоотвода, поэтому ее выправили и прочно соединили с железобетонным сводом. Отвод ливневых вод, устройство надежной гидроизоляции, реставрация перильного ограждения и гранитных консолей – все эти меры продлят жизнь скромного, но чрезвычайно привлекательного мостика.
Садовый 1-й мост (1836 г., инж. П. П. Базен) по Садовой улице был перестроен в 1907 г. инж. А. П. Пшеницким и арх. Л. А. Ильиным под трамвайное движение, а его каменный свод заменили металлической клепаной аркой. В 2002 г. заменили или усилили незначительную часть пролетного строения моста, что не повлияло на его внешний вид. Восстановление утраченных элементов и реставрация металлодекора вернули мосту былую красоту и привлекательность (проект – ЗАО «Институт Стройпроект», РПНЦ «Специалист», производство работ – ООО «Ризалит», РПНЦ «Специалист»).

Наиболее важным для города и технически сложным был капитально-реставрационный ремонт такого крупного транспортного сооружения, как Троицкий мост через Неву (проект – ЗАО «Институт Стройпроект», производство строительных работ – генеральный подрядчик ЗАО «Пилон», РПНЦ «Специалист» – реставрация). Введенный в строй к 200-летию Петербурга в 1903 г. мост сохранился до наших дней почти без изменений, за исключением реконструированного в 1967 г. разводного пролета и прилегающей к нему левобережной гранитной арки. В 30-е годы ХХ в., производя работы по увеличению ширины проезжей части, не обеспечили надежный отвод воды, что привело к образованию интенсивных очагов коррозии металла и нанесло большой ущерб металлическим конструкциям моста. Такую же роль сыграли установленные в 1906 г. опоры контактной сети трамвая. Ремонт корродированных элементов явился самой трудоемкой операцией при реставрации 2002 г. Строители заменили около ста тысяч заклепок на специально изготовленные высокопрочные болты, а два из них покрыты тонким слоем золота – дань старинной традиции петербургского мостостроения. Впервые в мостовом хозяйстве применили эффективную очистку металла от продуктов коррозии (ООО «Барс») – шлаком по оборотной системе. Большие работы проведены на разводном пролете, где были заменены гидравлические механизмы разводки моста. Как и на малых металлических мостах, на Троицком мосту для восприятия нормативной нагрузки устроены железобетонная плита проезжей части, гидроизоляционный слой, деформационные швы современной конструкции. Проезжая часть покрыта литым асфальтом, а тротуары – гранитной плиткой. Реставраторы восстановили металлический декор: демонтированные в 1930-е гг. императорские вензеля на торшерах больших фонарей-канделябров, картуши с императорскими коронами и трехмерные орлы на обелисках при въезде на мост со стороны Суворовской площади. Восстановлен также исторический колер окраски моста, необычный для петербургских мостов цвет «взмученной волны».
Огромный объем ремонтно-реставрационных работ, выполненный в столь сжатые сроки, потребовал от генерального подрядчика четкой организации работ и слаженность действий около двадцати субподрядных организаций. Круглые сутки на мосту трудились посменно почти тысяча человек, десятки единиц техники, выполнялся высококвалифицированный авторский и технический надзор. Закрепленная при штабе строительства проектная группа оперативно решала возникающие вопросы.
Несомненным успехом завершилась реставрация Казанского моста через канал Грибоедова на Невском проспекте (проект – ЗАО «Институт Ленгипроинжпроект», производство работ – ЗАО «Мостспецмонтаж», НПО «Ранд»). Сохранившийся до наших дней почти в первозданном виде со времени постройки в 1805 г. по проекту архитектора Л. И. Руска мост был значительно поврежден только в местах наибольшего увлажнения кирпичной кладки свода из-за варварской прокладки теплотрассы. Строители бережно вырезали разрушенные участки кладки свода, заменив их вставками из современного кирпича. После укрепления поверхности свода гидрофобизирующим раствором и укладки сверху гидроизоляции мост прослужит, по крайней мере, еще 50 лет.
Петербургские мосты не являются чем-то неприкосновенным, их нельзя накрыть колпаком и рассматривать как музейный экспонат. Это мосты-труженики, несущие в полном объеме современные нагрузки: все возрастающий транспортный поток, отсутствие должного ухода из-за постоянных политических коллизий и последствий ведомственной разобщенности, когда каждая организация учитывает только свои интересы. Только тактичность и уважение технических решений наших предшественников при капитально-реставрационных ремонтах поможет нам сохранить для следующих поколений петербургские мосты – то чудо, которым любуется весь мир и по праву гордятся отечественные инженеры-мостостроители.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>