Владимир Дегрярев,
архитектор

Традиции и новации в архитектуре коттеджей



Дом, построенный талантливым архитектором, всегда не только утилитарное сооружение, но и плод философских размышлений, творческого воплощения функциональности и красоты, гармоничной
соразмерности с окружающей природой. Такой дом дает его обитателям не просто крышу над головой, не только современные условия комфорта, – он имеет свою душу, вполне отвечая старинной формуле «мой дом – моя крепость», даже если она не только без башен,
а почти сплошь из стеклянных стен.
В одном случае дом строится основательно, создается родовое гнездо для наследников. И лучший рецепт для него – учет традиций и проверенных решений. Как правило, это солидность фасадов, классически симметричное построение главного объема, отделка естественным камнем, качественным кирпичом, массивными декоративными деталями.
Но есть и другой стиль частного дома – это обилие стекла и света, больших помещений без промежуточных колонн, зачастую парадоксальное сочетание неожиданных форм и объемов, использование ультрамодных материалов и технологий, вплоть до того, что дом живет буквально по электронной программе, задаваемой хозяином, находящимся иногда далеко от своего жилища…
Обратившись к истории, мы обнаружим, что прототипом современного коттеджа явился так называемый Красный дом архитектора Ф. Уэбба, построенный им в 1859 году в графстве Кент (Англия) для своего друга – художника Морриса. В нем провозглашены программные принципы автора – свободная форма планировки, с ярко выраженным зонированием комнат интимного характера и залов общего назначения, и вместе с тем явная структурная целостность сооружения, желание объединить постройку с природным окружением, использование местных материалов и традиционных методов строительства. Стремясь к идее слияния с природой, Уэбб противился
увлечению орнаментом, считая, в частности, что вычурная каминная решетка с трудом сочетается со святостью пламени.
В архитектуре коттеджа, как и в архитектуре вообще, огромное значение имеют традиции, сложившиеся с учетом региональных особенностей конкретной местности. Если в суровом климате севера Европы естественно использование темных гранитов, кирпичной кладки, более массивных стен и умеренных размеров окон, то в более южных зонах архитектура иная – традиционны местные белые известняки, фахверковые конструкции, то есть деревянный каркас, заполненный глиняной массой, окрашенной чаще всего в белый цвет. По своей
эстетике такой фахверк нередко доводится до художественного
совершенства.
Романтизм в искусстве на рубеже XIX–XX веков в области архитектуры вылился в эстетику модерна. В ту пору Петербург бурно застраивался, и множество замечательных образцов этого стиля появилось
в пригородных особняках, имевших достаточно сложную асимметричную объемную композицию с четко выделяющимся доминирующим объемом, как правило, с башенкой наверху. Четкая геометрия объемов контрастирует с изысканно плавными линиями больших окон-витражей и входных дверей. В декоре фасадов используются тщательно прорисованные текучие линии растительных орнаментов, что обогащает пластику здания, делает его нарядным. В интерьерах таких вилл очень органично продолжаются мотивы фасадов, тщательно прорисованы даже мелкие детали, – все выражает генеральную стилистическую идею. Оставаясь непревзойденными шедеврами архитектурного творчества, дома стиля модерн и сегодня гарантируют коттеджу достойный класс и респектабельность.
В 20-е годы ХХ века на волне революционных преобразований в европейской культуре и переосмысления традиционного уклада жизни архитектура вырабатывает новые формулы и идеи. В Западной Европе развивается функционализм. Лидер этого направления Ле Корбюзье декларирует постулаты новаторской архитектуры. «Машина для жилья» – вот его новая формула жилого дома. Его знаменитый «Модулор» – основной модуль членения пространства, сомасштабный главному участнику проекта – человеку; все подчиняется этому модулю.
Но чрезмерная увлеченность функциональностью, абсолютизация формальных принципов только на время захватили архитектурное
сообщество, осознавшее вскоре недостаточность этих приемов для
создания полноценной архитектурной среды. Многоплановость жизни, ее бесконечное многообразие побуждают вести постоянный поиск не только новых материалов и технологий, но и новой эстетики. Быстро меняющийся вокруг нас мир заставляет заново осмысливать проблему жилища. Но неизменно наше стремление к красоте, выражающейся порой в новых экстравагантных формах, к естественной природе, все более ценной на фоне глобальной технологической революции.
Изменились времена, ушли в прошлое многочисленные семьи, которым требовались дома с патриархальной организацией жизни. Обновились и функции дома, мы хотим, чтобы при современных качествах комфорта и удобства он выражал нашу сущность и эстетические воззрения. Построенный для конкретной семьи, сумевшей найти своего архитектора, дом обязательно будет удобным и уютным и проявит характер его обитателей. И вовсе не обязательно, что он будет большим, в несколько этажей, но наверняка будет грамотно ориентирован окнами гостиной или террасой на красивый пейзаж, – будь то берег озера, живописная опушка леса или рукотворный оазис. Спальни будут удалены от прихожей в тихую зону, а проход в гостевой санузел не пересечет гостиную или кухню. Не существует какого-либо образца «идеального» современного загородного дома. Он может быть из кирпича, с элементами классических форм – колоннами, портиком, рельефными наличниками окон и портала, или деревянным, в строгих ясных пропорциях по финскому образцу, или декорирован резным орнаментом наличников и карнизов в русском стиле, а может быть каркасным, с подчеркнутой конструктивной структурой, обшит традиционной профилированной доской и ярко окрашен, или же иметь современные фасады, например из пенополистирольных панелей с штукатуркой «под камень» ярких интенсивных цветов.
Современный коттедж, как правило, имеет высокотехнологичное оборудование электро- и теплоснабжения, экологически безопасную замкнутую систему канализации. Даже в домах среднего класса стандартом становятся наличие бани и хотя бы небольшого бассейна.
В русской традиции – строить отдельно стоящую баню, зачастую с дополнительными комнатами для гостей и отдыха. Теперь нередко рядом располагается терраса с жаровней. Многие увлекаются разбивкой
экзотических цветников, устройством альпийских горок, японских
садиков, пейзажных газонов.
Таким декоративным оформлением дом прочно «привязан» к месту и обретает свою индивидуальность. Здесь всегда есть возможность реализовать творческий потенциал и эстетические идеи обитателей дома. Но самое правильное, если заказчик, грамотно сформулировав свои пожелания архитектору, не меняет их произвольно в период строительства, без ведома автора, что может разрушить цельность архитектуры здания. Не зря же еще великий зодчий А. Палладио предостерегал от этого.
Анализируя опыт прошлого и современный архитектурный процесс, мы постоянно ищем некую заветную, идеальную формулу решения темы загородного дома. Но, видимо, такой формулы нет. Например, одноэтажная Америка – это огромные районы довольно стандартных, экономичных в строительстве односемейных домов. В послевоенной Финляндии появились довольно скромные, даже аскетичные по архитектуре массовые жилые районы. В России сельский деревянный дом, отличаясь региональными особенностями, в сущности являлся типовым.
Конечно, всегда есть сторонники нестандартных, индивидуальных решений. Пример этого – экспериментальное строительство в поселке Репино, где появились разнообразные по стилю дома. В одном из них видны мотивы классики, элементы ордерной системы, а рядом – ультрамодный коттедж с нарочито контрастными сочетаниями необычных форм витражей, кровель, отделочных материалов. Поначалу теряешься от такого их разнообразия, но потом убеждаешься – главное, чтобы дом проектировала рука талантливого автора, чья внутренняя культура исключит ошибочные решения, все в доме будет соразмерно, изящно, гармонично и всегда будет радовать глаз.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>