Александр
Солодкий
генеральный директор НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Стратегия развития транспортного
комплекса Северо-Запада
Здесь сосредоточены все морские порты европейской части России, проходят важнейшие транспортные коридоры, связывающие страну с республиками Балтии, странами СНГ и ЕС, что делает Северо-Западный регион наиважнейшим для экономики и национальной безопасности страны. За последние годы существенно расширился состав участников транспортной деятельности, появились новые собственники основных средств, изменились инфраструктура и подвижной состав транспортных предприятий. На транспорте завершаются структурные и институциональные преобразования первого этапа рыночных реформ, идет отработка регулирующих правовых, экономических и административных механизмов. Вместе с тем за годы реформ на транспорте СЗФО накопился ряд сложнейших проблем, к основным из них относятся: • отсутствие целенаправленной программы развития различных видов транспорта и их инфраструктуры; • несогласованность работы различных видов транспорта в обеспечении внутренних и международных перевозок; • сверхнормативный износ подвижного состава; • нехватка финансовых ресурсов для ликвидации недоремонта, строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры; • несовершенство тарифной политики, налогового и таможенного законодательства; • низкая эффективность работы транспортных предприятий. Учитывая все это, назрела насущная необходимость разработки новой стратегии развития и совершенствования транспортного комплекса, предполагающая, во-первых, программу модернизации транспортного комплекса Северо-Запада, и, во-вторых, – комплекс мероприятий по повышению эффективности его работы. Одной из обязательных предпосылок обеспечения высокой эффективности работы транспортного комплекса региона являются прежде всего гармоничное сочетание всех видов современного транспорта и координация их работы при перевозках в смешанных сообщениях. Для решения этой задачи на период до 2015 года предстоит сделать следующее: на железнодорожном транспорте: • проведение структурной реформы; • приведение в соответствие с европейскими стандартами направлений и линий, включаемых в общеевропейскую транспортную систему; • развитие и строительство новых предпортовых (на берегу Финского залива) и (с государствами Балтии) станций; • электрификация железнодорожных линий общим протяжением порядка 1500 км; • создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов; • внедрение технологий, ориентированных на снижение ресурсоемкости перевозок; • организация скоростного пассажирского сообщения; на морском транспорте: • возвращение отечественного флота с иностранных на российские экспортно-импортные перевозки; • перевод грузов из портов ближнего и дальнего зарубежья на порты округа (Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Мурманск, Калининград и новые – Усть-Луга и Приморск); • развитие перевозок по Северному морскому пути; • расширение мощностей для контейнеров, генеральных грузов, минеральных удобрений, перевалки нефти и нефтепродуктов; • ускоренное списание устаревших судов и совершенствование структуры флота в соответствии с меняющейся структурой перевозок; • обеспечение безопасности мореплавания и охраны природной среды; на внутреннем водном транспорте: • реконструкция Северо-Двинской системы и гидротехнических сооружений на Волго- Балтийском пути; • пополнение речного флота, приобретение судов смешанного плавания типа «река–море»; • создание перегрузочных мощностей круглогодичного действия; • создание системы централизованного управления движением судов, использование современных средств судовождения и спутниковой навигации; на воздушном транспорте: • повышение безопасности полетов; • приведение технического состояния аэропортов в соответствие международным нормам и требованиям; • модернизация диспетчерской службы, использование спутниковых систем связи, навигации и наблюдения; • строительство комплекса аэропорта Сыктывкар-2, реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных и грузовых комплексов в аэропортах Петербурга, Калининграда, Мурманска, Архангельска, Воркуты и Петрозаводска; • развитие местного воздушного сообщения; • создание лизинговых фирм для возможности использования авиакомпаниями новой авиационной техники, соответствующей международным требованиям; на трубопроводном транспорте: • комплексное развитие Балтийской трубопроводной системы, со строительством терминалов для нефтепродуктов, сжиженных газов и генеральных грузов; • строительство новых нефтепродуктопроводов к портам на Балтийском море и новых магистральных газопроводов (для повышения надежности газоснабжения и увеличения экспортных поставок газа); • реконструкция и ремонт действующих трубопроводов, модернизация насосного обо-рудования; • проведение работ по обеспечению надежности магистральных нефтепроводов и предупреждению отказов и аварий; • внедрение систем мониторинга технического состояния магистральных нефтепроводов и их объектов; • создание стационарных и мобильных рубежей задержания и улавливания нефти; на автомобильном транспорте: • совершенствование нормативно-правовой базы автомобильных перевозок; • повышение конкурентоспособности отечественного грузового транспорта; • оснащение автотранспортных предприятий современным подвижным составом, с увеличением доли автомобилей большой и малой грузоподъемности; • поэтапное создание региональных сетей грузоперерабатывающих и грузонакопительных терминалов; • комплексное реформирование общественного пассажирского транспорта и развитие маршрутной сети (городской, пригородной и междугородной) в субъектах округа; • обновление парка автобусов в соответствии с нагрузкой маршрутов и спецификой территорий субъектов; • строительство благоустроенных автовокзалов. Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог В число приоритетных проектов совершенствования и развития дорожной сети нашего региона входят следующие: строительство участков дорог, входящих в состав Северного транспортного коридора, реконструкция автодорог «Россия» (Москва–Санкт-Петербург), «Скандинавия» (Санкт-Петербург – граница с Финляндией), «Кола» (Санкт-Петербург– Мурманск), «Холмогоры» (Москва–Архангельск), Вологда – Новая Ладога; Санкт-Петербург–Псков и др. В результате осуществленных мероприятий Северо-Западный федеральный округ получит максимальную выгоду от взаимосвязанной и согласованной транспортной политики, ибо она позволит ему не только укрепить позиции в торгово-экономических отношениях России с Западом, но и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам для экономического развития региона. Реализация перечисленных направлений развития транспортного комплекса Северо-Запада РФ обеспечит рост перевозок, приведет к повышению валового регионального продукта и поступлений в бюджеты всех уровней, вызовет мультипликативный эффект в других отраслях экономики, создав благоприятные условия для социально-экономического развития региона.
|