Александр Солодкий
генеральный директор
НИПИ территориального
развития и транспортной
инфраструктуры



Стратегия развития транспортного комплекса Северо-Запада


Нажмите для увеличения.


Нажмите для увеличения.
Важной составной частью «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года» стала программа развития транcпортного комплекса региона, обладающего мощным природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом, объединяющего территории 11 субъектов Российской Федерации и граничащего со странами ЕС.
Здесь сосредоточены все морские порты европейской части России, проходят важнейшие транспортные коридоры, связывающие страну с республиками Балтии, странами СНГ и ЕС, что делает Северо-Западный регион наиважнейшим для экономики и национальной безопасности страны.
За последние годы существенно расширился состав участников транспортной деятельности, появились новые собственники основных средств, изменились инфраструктура и подвижной состав транспортных предприятий. На транспорте завершаются структурные и институциональные преобразования первого этапа рыночных реформ, идет отработка регулирующих правовых, экономических и административных механизмов.
Вместе с тем за годы реформ на транспорте СЗФО накопился ряд сложнейших проблем, к основным из них относятся:
• отсутствие целенаправленной программы развития различных видов транспорта и их инфраструктуры;
• несогласованность работы различных видов транспорта в обеспечении внутренних и международных перевозок;
• сверхнормативный износ подвижного состава;
• нехватка финансовых ресурсов для ликвидации недоремонта, строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
• несовершенство тарифной политики, налогового и таможенного законодательства;
• низкая эффективность работы транспортных предприятий.
Учитывая все это, назрела насущная необходимость разработки новой стратегии развития и совершенствования транспортного комплекса, предполагающая, во-первых, программу модернизации транспортного комплекса Северо-Запада, и, во-вторых, – комплекс мероприятий по повышению эффективности его работы.
Одной из обязательных предпосылок обеспечения высокой эффективности работы транспортного комплекса региона являются прежде всего гармоничное сочетание всех видов современного транспорта и координация их работы при перевозках в смешанных сообщениях. Для решения этой задачи на период до 2015 года предстоит сделать следующее:
на железнодорожном транспорте:
• проведение структурной реформы;
• приведение в соответствие с европейскими стандартами направлений и линий, включаемых в общеевропейскую транспортную систему;
• развитие и строительство новых предпортовых (на берегу Финского залива) и (с государствами Балтии) станций;
• электрификация железнодорожных линий общим протяжением порядка 1500 км;
• создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов;
• внедрение технологий, ориентированных на снижение ресурсоемкости перевозок;
• организация скоростного пассажирского сообщения;
на морском транспорте:
• возвращение отечественного флота с иностранных на российские экспортно-импортные перевозки;
• перевод грузов из портов ближнего и дальнего зарубежья на порты округа (Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Мурманск, Калининград и новые – Усть-Луга и Приморск);
• развитие перевозок по Северному морскому пути;
• расширение мощностей для контейнеров, генеральных грузов, минеральных удобрений, перевалки нефти и нефтепродуктов;
• ускоренное списание устаревших судов и совершенствование структуры флота в соответствии с меняющейся структурой перевозок;
• обеспечение безопасности мореплавания и охраны природной среды;
на внутреннем водном транспорте:
• реконструкция Северо-Двинской системы и гидротехнических сооружений на Волго- Балтийском пути;
• пополнение речного флота, приобретение судов смешанного плавания типа «река–море»;
• создание перегрузочных мощностей круглогодичного действия;
• создание системы централизованного управления движением судов, использование современных средств судовождения и спутниковой навигации;
на воздушном транспорте:
• повышение безопасности полетов;
• приведение технического состояния аэропортов в соответствие международным нормам и требованиям;
• модернизация диспетчерской службы, использование спутниковых систем связи, навигации и наблюдения;
• строительство комплекса аэропорта Сыктывкар-2, реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных и грузовых комплексов в аэропортах Петербурга, Калининграда, Мурманска, Архангельска, Воркуты и Петрозаводска;
• развитие местного воздушного сообщения;
• создание лизинговых фирм для возможности использования авиакомпаниями новой авиационной техники, соответствующей международным требованиям;
на трубопроводном транспорте:
• комплексное развитие Балтийской трубопроводной системы, со строительством терминалов для нефтепродуктов, сжиженных
газов и генеральных грузов;
• строительство новых нефтепродуктопроводов к портам на Балтийском море и новых магистральных газопроводов (для повышения надежности газоснабжения и увеличения экспортных поставок газа);
• реконструкция и ремонт действующих трубопроводов, модернизация насосного обо-рудования;
• проведение работ по обеспечению надежности магистральных нефтепроводов и предупреждению отказов и аварий;
• внедрение систем мониторинга технического состояния магистральных нефтепроводов и их объектов;
• создание стационарных и мобильных рубежей задержания и улавливания нефти;
на автомобильном транспорте:
• совершенствование нормативно-правовой базы автомобильных перевозок;
• повышение конкурентоспособности отечественного грузового транспорта;
• оснащение автотранспортных предприятий современным подвижным составом, с увеличением доли автомобилей большой и малой грузоподъемности;
• поэтапное создание региональных сетей грузоперерабатывающих и грузонакопительных терминалов;
• комплексное реформирование общественного пассажирского транспорта и развитие маршрутной сети (городской, пригородной и междугородной) в субъектах округа;
• обновление парка автобусов в соответствии с нагрузкой маршрутов и спецификой территорий субъектов;
• строительство благоустроенных автовокзалов.
Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог
В число приоритетных проектов совершенствования и развития дорожной сети нашего региона входят следующие: строительство участков дорог, входящих в состав Северного транспортного коридора, реконструкция автодорог «Россия» (Москва–Санкт-Петербург), «Скандинавия» (Санкт-Петербург – граница с Финляндией), «Кола» (Санкт-Петербург– Мурманск), «Холмогоры» (Москва–Архангельск), Вологда – Новая Ладога; Санкт-Петербург–Псков и др.
В результате осуществленных мероприятий Северо-Западный федеральный округ получит максимальную выгоду от взаимосвязанной и согласованной транспортной политики, ибо она позволит ему не только укрепить позиции в торгово-экономических отношениях России с Западом, но и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам для экономического развития региона.
Реализация перечисленных направлений развития транспортного комплекса Северо-Запада РФ обеспечит рост перевозок, приведет к повышению валового регионального продукта и поступлений в бюджеты всех уровней, вызовет мультипликативный эффект в других отраслях экономики, создав благоприятные условия для социально-экономического развития региона.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>