Вячеслав Полетайкин

Архитектурная мастерская С.В. Тирских –
10 лет жизни и творчества


1995, СПб, зал «Гжель» ресторана «Невский».

1996, СПб, зал коллегий ГУВД, Литейный пр.,4

1996, СПб, магазин на пр. Просвещения, 53.

1998, СПб Управление ГИБДД, ул. Попова, 42.

1998, Новгород, прод. магазин «Адепт».

2002, Новгород, прод. магазин «Адепт».

2002, СПб, зал ресторана на Гороховой ул., 17/56.


2002, СПб, 16–23-этажный дом на ул. Сикейроса.





2002, СПб, Ржевка-Пороховые, квартал 10, 22-этажные жилые дома.
– Сергей Владимирович, а с чего начиналась работа вашей мастерской?
– К 1992 году у меня уже был десятилетний опыт работы в «Ленгипрогоре» и «Ленгражданпроекте». Решение градостроительных задач по историческим городам, проектам охранных зон памятников истории и культуры малых городов Ленинградской, Новгородской и Псковской областей во многом определяло первые годы работы мастерской.
Для администрации Новгородской области были выполнены проекты охранных зон г. Малая Вишера, поселка Короцко на Валдае, усадьбы Выбети князей Васильчиковых, поселков Шереховичи и Буреги. Разработан новый проект охранных зон, памятников истории и культуры г. Приозерска (бывш. Кексгольма). В ходе работы проанализирована планировочная структура города. Найден в архиве г. Выборга и переведен с финского «строительный устав» (1909 г.), на основе положений которого сформировался облик большей части Кексгольма в первой трети XX века. Выявлены и предложены для постановки на охрану десятки объектов, представляющих архитектурную ценность.
В 1994–1996 годах нами велись планировочные работы по реконструкции исторического центра г. Углича – Успенской площади (пл. Коммуны) с прилегающими кварталами. Анализ исторической застройки, сохранившихся архитектурных памятников, работа в архивах Санкт-Петербурга, Ярославля, Москвы, Углича позволили определить основные этапы и принципы, по которым формировался город и его застройка. Преемственность, уважительное отношение к опыту предшествующих поколений зодчих, строивших города, во многом определяют наш подход к проектированию и строительству в исторических центрах.
В 1996 году постановлением правительства был основан Изборско-Мальский музей-заповедник в Псковской области общей площадью 8000 гектаров. Обоснование границ, выявление и систематизация многочисленных архитектурных, археологических и природных памятников, тесное творческое сотрудничество
с учеными Пскова, Москвы и Санкт-Петербурга, многие годы ведущих исследования по Псковской земле, позволили обосновать необходимость создания этого музея-заповедника.
К сожалению, начиная с 1996 года финансирование градостроительных работ резко сократилось, что заставило мастерскую переориентироваться на частные и корпоративные заказы, разработку многочисленных интерьеров в Петербурге и других городах.
– Каким вы видите дизайн современного интерьера? Ваши предпочтения в таких задачах?
– В выборе стилистики интерьера, характера отделки ключевая роль принадлежит заказчику и его бюджету – здесь ему предстоит жить, отдыхать или работать. А наши архитектурные предпочтения в решении интерьера определяют понятия «функциональность», «удобство планировки» и «гармония отделочных материалов».
Как правило, проектирование интерьеров
с первого дня совпадает с началом строительства. В отличие от больших проектов, интерьер – благодарная тема. Срок разработки – 1,5–2 месяца, а реализации – 3–4 месяца. Это как бег на короткую дистанцию – придумать и разработать надо в кратчайшие сроки. Мастерской за несколько лет выполнены сотни проектов интерьеров для ГИБДД, магазинов, кафе, салонов красоты, частные квартиры и коттеджи в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Великом Новгороде, Киришах, Чите, 90% которых реализованы.
При разработке интерьеров мы используем современные технологии и материалы, но не забываем и традиционные классические – лепной декор, роспись, наборный паркет и др. На протяжении нескольких лет сотрудничаем со многими производителями отделочных материалов. Одна из них – шведская фирма «Экофон», выпускающая акустические потолки и панели, световые карнизы и др., позволяющие создавать современные, выразительные формы с хорошими функциональными и акустическими свойствами.
На протяжении нескольких лет мастерская занималась разработкой кварталов коттеджей в сложившейся застройке и на свободных территориях, разработан ряд проектов отдельных частных домов и вилл.
– Раз уж мы заговорили о зданиях, спроектированных мастерской, давайте остановимся на многоэтажных жилых комплексах, столь необходимых Санкт-Петербургу с его жилищными проблемами.
– Сейчас в стадии завершения проект застройки в квартале 10 на Ржевке-Пороховых. Желанием заказчика был максимально возможный выход жилой площади на ограниченном участке в 2,3 гектара. По градостроительным условиям именно высотные 22-этажные «трилистники» были признаны оптимальными. А сложные условия инсоляции определили особенности их архитектуры – пластичную округлость форм, переменную этажность, большие плоскости из стекла. В результате заказчик получил 54 000 м2 жилья. По настоятельной просьбе риэлтеров в составе дома разработана «молодежная» однокомнатная квартира-студия площадью 32 м2. Здания строятся по монолитной технологии и будут введены в эксплуатацию в 2003 году.
Еще один проект, находящийся в работе, – 16–23-этажный жилой дом на углу проспекта Художников и улицы Сикейроса. Он чуть меньше – жилая площадь 37 000 м2. Первые этажи – встроенные объекты соцкультбыта. Важное градостроительное место здания во многом определило его облик. Угловое решение 23-этажной башни замыкает перспективу трех улиц.
– А каково ваше отношение к строительству в нашем городе?
– В интерьере или в большом градостроительном комплексе хочется просто делать хорошую архитектуру, чтобы каждый участник строительного процесса ощущал: сделано все возможное – получилось красивое удобное жилье, а не оболваненная «архитектурная заготовка» по урезанному бюджету. Ведь строим для людей надолго.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>