Павел Лошаков,
кандидат
архитектуры


ЯЗЫК НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
полезный опыт Пиренейского полуострова

Центральная площадь в Сарагосе

Всякое преимущество неизбежно таит в себе проблемы и противоречия: исторический и культурный статус Петербурга все чаще становится не только источником вдохновения для работающих в нем архитекторов, но и причиной трудностей и сомнений. В каждом новом проекте, решая его функциональные и эстетические задачи, мы стремимся отвечать уровню запросов и возможностей XXI века, оставаясь в то же время в рамках петербургской архитектурной традиции, пытаемся соединить новое со сложившимся контекстом и приемами городской застройки.

В этом стремлении мы не одиноки – в разных странах архитекторы повседневно решают те же задачи, пополняя копилку достижений мировой архитектуры и одновременно развивая свою национальную строительную культуру. Испания и Португалия в этом не исключение. Это страны, где ощущаются огромная глубина исторических корней, но и не менее выраженная тенденция к открытию и постижению неизведанного (хотя и это, в свою очередь, тоже часть традиции – что-то из эпохи великих географических открытий).

Музей современного искусства в Барселоне. Арх. Ричард Майер
Понятно, что никаких универсальных приемов здесь не существует, каждая ситуация уникальна и порождает новые творческие решения. Так, центральные городские пространства, обладающие, как правило, заметными и исторически значимыми градостроительными доминантами, достаточно активно преображаются, обретают новые функциональные возможности благодаря появлению элементов благоустройства и малых форм, тактично дополняющих окружение, но не маскирующихся под него. Такова центральная площадь Сарагосы: огромное пешеходное пространство, под которым располагается просторная подземная автостоянка. Дальние концы площади замыкаются новыми и выразительными по пластике и композиции сооружениями – памятником художнику Гойе и роскошным фонтаном-водопадом. Но главным событием остается величественный городской собор, по отношению к которому все пространство площади представляется зрительным
залом, с разных точек которого открываются бесконечно разнообразные ракурсы этого грандиозного здания.
Однако не только исторический объект способен стать градостроительным событием в качестве своеобразного экспоната в новом окружении. В Барселоне можно встретить прямо противоположное – интервенцию радикально нового, стилистически контрастного

Вокзал Аточа в Мадриде
объекта. Это построенный в начале 1990-х годов Музей современного искусства. Почерк его автора, знаменитого американского архитектора Ричарда Майера, узнается сразу. Белоснежное здание, выполненное в безупречной модернистской традиции с живописным сочетанием простых геометрических объемов и стеклянных плоскостей, привлекает массу посетителей (возможно даже в большей степени, чем его экспозиции). Острота ситуации заключается в том, что размещено это здание в гуще узких и не слишком благоустроенных улочек одного из самых проблемных в социальном и градостроительном отношении районов центра Барселоны – Эль Раваля. И это не просчет планировщиков или местных властей, а сознательная акция, призванная повлечь за собой преобразование всего района, его архитектурной среды и самого образа жизни.
Хотя чаще бывает, что образ жизни меняется сам по себе, а городской среде приходится лишь успевать воплотить эти изменения.
Вокзал Аточа в Мадриде разделил судьбу всех аналогичных сооружений – здание столетней давности перестало вмещать функции транспортного узла современного столичного города. Поэтому

Музей мореплавания и флота в Барселоне (реконструированные Королевские верфи
железнодорожные пути, платформы, главные входы и выходы, кассовые залы и т.п. были из него выведены, а вместо них под сводами старого дебаркадера устроена оранжерея с огромными тропическими растениями, цветами и даже обширным прудом, в котором плавают черепахи. Само здание великолепно отреставрировано, а новый вокзальный комплекс, непосредственно примыкающий к историческому, хоть и не копирует его формы, но принципиально продолжает его основные архитектурные и композиционные черты, сочетается с ним по цвету, материалу и масштабу.
Однако функциональное назначение большинства исторических зданий меняется еще более кардинально, и это одна из актуальных тем мировой архитектуры. После долгого запустения были реконструированы и превращены в Музей мореплавания и флота средневековые Королевские верфи в Барселоне, где строились едва ли не каравеллы Колумба. Эта работа выполнена со всей элегантностью, на которую способна современная архитектурная мысль и строительная технология.

Городской музей в Парусном порту Барселоны
Массивные каменные аркады, над которыми восстановлены деревянные покрытия, только выигрывают от соседства с огромными плоскостями стекла и невесомыми конструктивными деталями из стали и алюминия. Столь же парадно и величественно выглядит расположенное поблизости и недавно реконструированное складское здание в Парусном порту Барселоны, где разместился городской музей с библиотекой и архивом.
И все же самыми интересными произведе-
ниями новой архитектуры на Пиренейском
полуострове, на мой взгляд, являются те, в которых авторам удалось современными архитектурными средствами воплотить традицию в ее творческом, а не изобразительном понимании. Такая архитектура вырастает из местного наследия, национальных тем, не копируя конкретные формы, а продолжая размышление, начатое предшественниками, переводя его в пространство современной жизни.
К этой категории можно отнести постройки известного испанского архитектора Сантьяго Калатравы, будь то мост через Гвадалквивир в Севилье или Восточный вокзал в Лиссабоне, находящийся рядом с выставочным комплексом Экспо-98.
В Барселоне таким логическим и художественным продолжением городской ткани стала застройка района исторического порта с торгово-развлекательным центром «Маремагнум» в качестве его кульминации. Здесь соседствуют современная технология и

Восточный вокзал в Лиссабоне.
Архитектор Сантьяго Калатрава

«Маремагнум» в Барселоне
человечный масштаб сооружений, удобство передвижения (будь то на автомобиле, на
катере или пешком) и романтическая среда морских причалов. Архитектурные черты этого комплекса хорошо воспринимаются как с большого расстояния (а такие видовые точки реально существуют), так и при ближайшем рассмотрении, с внутренних площадей и террас комплекса. Единство с городом здесь достигается отнюдь не цитированием исторических мотивов, а ясным ответом на актуальные градостроительные потребности, выполненным на уровне современных творческих и эстетических представлений.
Нетрудно заметить, что практически все приведенные архитектурные сюжеты и связанные с ними проблемы имеют прямые аналоги в нашем городе. Это и прибрежные территории, ожидающие своего возрождения, и требующие реконструкции транспортные узлы, и многочисленные исторические промышленные здания, и благоустройство центральных городских районов. Преимущество Петербурга состоит лишь в том, что нам еще только предстоит эти проблемы решать, так что мы имеем возможность посмотреть на опыт наших коллег и постараться сделать еще лучше.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>