Павел Лошаков, ЯЗЫК НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
полезный опыт Пиренейского полуострова
Всякое преимущество неизбежно таит в себе проблемы
и противоречия: исторический и культурный статус Петербурга все чаще
становится не только источником вдохновения для работающих в нем архитекторов,
но и причиной трудностей и сомнений. В каждом новом проекте, решая его
функциональные и эстетические задачи, мы стремимся отвечать уровню запросов
и возможностей XXI века, оставаясь в то же время в рамках петербургской
архитектурной традиции, пытаемся соединить новое со сложившимся контекстом
и приемами городской застройки.
залом, с разных точек которого открываются бесконечно разнообразные ракурсы этого грандиозного здания. Однако не только исторический объект способен стать градостроительным событием в качестве своеобразного экспоната в новом окружении. В Барселоне можно встретить прямо противоположное – интервенцию радикально нового, стилистически контрастного
Хотя чаще бывает, что образ жизни меняется сам по себе, а городской среде приходится лишь успевать воплотить эти изменения. Вокзал Аточа в Мадриде разделил судьбу всех аналогичных сооружений – здание столетней давности перестало вмещать функции транспортного узла современного столичного города. Поэтому
Однако функциональное назначение большинства исторических зданий меняется еще более кардинально, и это одна из актуальных тем мировой архитектуры. После долгого запустения были реконструированы и превращены в Музей мореплавания и флота средневековые Королевские верфи в Барселоне, где строились едва ли не каравеллы Колумба. Эта работа выполнена со всей элегантностью, на которую способна современная архитектурная мысль и строительная технология.
И все же самыми интересными произведе- ниями новой архитектуры на Пиренейском полуострове, на мой взгляд, являются те, в которых авторам удалось современными архитектурными средствами воплотить традицию в ее творческом, а не изобразительном понимании. Такая архитектура вырастает из местного наследия, национальных тем, не копируя конкретные формы, а продолжая размышление, начатое предшественниками, переводя его в пространство современной жизни. К этой категории можно отнести постройки известного испанского архитектора Сантьяго Калатравы, будь то мост через Гвадалквивир в Севилье или Восточный вокзал в Лиссабоне, находящийся рядом с выставочным комплексом Экспо-98. В Барселоне таким логическим и художественным продолжением городской ткани стала застройка района исторического порта с торгово-развлекательным центром «Маремагнум» в качестве его кульминации. Здесь соседствуют современная технология и
катере или пешком) и романтическая среда морских причалов. Архитектурные черты этого комплекса хорошо воспринимаются как с большого расстояния (а такие видовые точки реально существуют), так и при ближайшем рассмотрении, с внутренних площадей и террас комплекса. Единство с городом здесь достигается отнюдь не цитированием исторических мотивов, а ясным ответом на актуальные градостроительные потребности, выполненным на уровне современных творческих и эстетических представлений. Нетрудно заметить, что практически все приведенные архитектурные сюжеты и связанные с ними проблемы имеют прямые аналоги в нашем городе. Это и прибрежные территории, ожидающие своего возрождения, и требующие реконструкции транспортные узлы, и многочисленные исторические промышленные здания, и благоустройство центральных городских районов. Преимущество Петербурга состоит лишь в том, что нам еще только предстоит эти проблемы решать, так что мы имеем возможность посмотреть на опыт наших коллег и постараться сделать еще лучше.
|