Cофья Демидова
ПОРТРЕТ МАСТЕРА Александр Александрович
12 июня 2002 года в Москве состоялось вручение премий
Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.
А.А. Кедринский воспитывался в интеллигентной петербургской семье. Мать – артистка балета Мариинского театра. После смерти отца в 1919 году и вторичного замужества матери он был усыновлен своей тетей – сестрой отца – Марией Николаевной Кедринской, которая более сорока лет преподавала в Ленинградском хореографическом училище. Большая домашняя библиотека, творческая семейная атмосфера способствовали раннему проявлению художественных способностей подростка. В старших классах школы он поступил на вечерние курсы чертежников-конструкторов, откуда был переведен в архитектурный техникум, где за год прошел всю программу, мечтал стать архитектором. После школы поступал в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС), хорошо сдал экзамены, но его не приняли из-за деда (Николай Григорьевич Кедринский – гатчинский священник, был исповедником Александра III и великих князей).
В ноябре 1941 года Александр Кедринский ушел добровольцем в армию, воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, позже стал фронтовым художником. В апреле 1945 года он был направлен в Ленинград для организации выставки военных художников в Академии художеств, а 8 мая, в день своего рождения, узнал о Победе. Сразу после войны начал работать архитектором-реставратором сначала в Государственной инспекции по охране памятников, затем – в объединении «Реставратор» и институте «Ленпроектреставрация». По линии матери А. Кедринский – потомок Александра Даниловича Меншикова (его прабабушка – урожденная княжна Меншикова). «Меншиков был градоначальником, он в основном и застраивал Петербург, и я к строительству города имею непосредственное отношение». В свое время Александр Александрович, разрабатывая проект реставрации Меншиковского дворца, его центральной, наиболее старой части, «ставил задачу воссоздания шатрового покрытия кровли начала XVIII века». Но, к сожалению, директивным требованием – завершить реставрацию фасадов дворца к открытию Олимпийских игр в Москве 1980 года – вариант Кедринского был заменен другим. «Судьба памятника и успех его реставрации, его художественного и научного качества ни в коей мере не должны зависеть от волевых, некомпетентных решений». Сегодня, воодушевленный обещанием президента выделить необходимое количество золота на золочение фасадной скульптуры Большого дворца в Царском Селе, Кедринский обеспокоен, как бы в чиновничьи головы не пришла мысль второпях сделать эту работу к какой-нибудь очередной «важной» дате. Он-то знает, какая серьезная длительная разработка новых технологий по реставрации и укреплению гипсовой скульптуры должна предшествовать окончательной отделке – позолоте. За 50 лет работы А. Кедринский выполнил многочисленные проекты реставрации памятников Санкт-Петербурга и пригородов (более трехсот объектов) и научное руководство реставрационными работами. Перечислим лишь некоторые из них – Петропавловский, Никольский, Сампсониевский, Троицкий соборы, здания Ассигнационного банка, Публичной библиотеки, Мраморного дворца, Троице-Сергиева пустынь, мосты, ворота, павильоны в Гатчине, Павловске и Петродворце и др. Кроме того, преподавал в архитектурном техникуме и в ЛИСИ, вел курс «Основы научной реставрации» на архитектурном факультете Академии художеств. Наиболее полно и ярко его мастерство проявилось при воссоздании грандиозного дворцово-паркового ансамбля Царского Села. Архитекторы И. Браунштейн и М. Земцов, А. Квасов и С. Чевакинский, Ф. Растрелли и А. Ринальди, В. и И. Нееловы, Ч. Камерон и Д. Кваренги, В. Стасов и А. Менелас, Л. Руска и И. Монигетти внесли свою лепту в проектирование и строительство замечательного Царскосельского ансамбля. И все это великолепие, создававшееся на протяжении более двухсот лет, за два года фашистской оккупации было обращено в прах. Дворец представлял собой безжизненную громаду, изувеченную снарядами, с черными глазницами окон, обуглившимися стропилами, осколками драгоценных люстр и зеркал под ногами. Казалось, что судьба ансамбля предрешена – остается законсервировать руины как памятник войны или расчистить место для нового строительства. Но был и третий, самый тяжелый путь – начать небывалую до этого по сложности и объемам работу по возрождению всего Царскосельского комплекса. Такое решение было принято. А.А. Кедринскому и возглавленному им творческому коллективу реставраторов принадлежат исключительные заслуги в том, что талант и труд архитекторов и художников XVIII–XIX веков не пропали для будущих поколений.
В процессе многолетней уникальной работы по воссозданию дворца формировался творческий метод мастера – «совершенно исклю- чительное значение при необходимости воссоздания крупных утрат приобретает работа с аналогами. Реставратор не только обязан войти в стиль и эпоху реставрируемого произведения, но и освоить индивидуальную манеру художника прошлого, в совершенстве овладеть его техникой и технологией, в точности повторяя операции и ингредиенты материалов». Именно по такому принципу сегодня воссоздается Янтарная комната. Почти 20-летний труд завершится к 300-летию Петербурга торжественным открытием этого не имеющего аналога в мировой практике произведения ювелирного искусства. Александр Александрович – непререкаемый авторитет для любого исполнителя – резчика, лепщика, мозаичиста, паркетчика, позолотчика, потому что профессионально разбирается в тонкостях всех ремесел. Архитекторов-проектировщиков и мастеров-исполнителей, работающих с Кедринским, связывают удивительно теплые отношения. И в этом дружеском сплочении людей большую роль сыграл их руководитель, человек чрезвычайно скромный и бескорыстный, у которого «знакомство с историей памятника и содержанием проекта происходит в виде бесед со всем коллективом и углубляется в процессе индивидуальной работы с каждым мастером». В своей замечательной книге «Основы реставрации памятников архитектуры» (1999 г.) А. Кедринский щедро делится богатейшим опытом. Будь эта книга настольной у каждого питерского реставратора – многих печальных ошибок можно было бы избежать. В настоящее время продолжается реставрация парковых павильонов Царского Села – «Эрмитажа», «Грота», «Зала на острову», «Вечернего» зала и др. Их предполагается завершить к предстоящему юбилею города Пушкина. «Чтобы вновь отреставрированные памятники не разрушались по окончании работ, они должны не стоять закрытыми, а постоянно функционировать» (как концертные залы, выставки и пр.). Во дворце близится к концу восстановление трех Антикамер – парадных залов, примыкающих к Большому залу. «В
Существует проект восстановления иконостаса Федоровского собора. Работу эту Александр Александрович выполнил на благотворительных началах. Лежащий до сих пор в руинах Китайский театр, может быть, в скором времени ожидает лучшая судьба – сейчас под руководством Кедринского разрабатывается фор-проект его воссоздания. Кедринский зачастую работает, не ожидая финан- сирования того или иного объекта, следуя личному творческому плану, стараясь успеть сделать как можно больше. В последнее время в сфере его внимания – комплекс «Пенсионерные конюшни» в Александровском парке Царского Села, включающий кладбище царских лошадей – единственный в своем роде памятник подобного назначения. А еще – проект воссоздания собора святой Екатерины (арх. К. Тон) на Соборной площади в Царском Селе, снесенного в 1939 году. Планов и идей у главного архитектора много; очень хочется, чтобы он увидел их осуществленными. А неиссякаемое чувство юмора, конечно, поможет ему продлить творческое долголетие. Автор и редакция весьма признательны коллегам А.А. Кедринского – М.Г. Колотову, Т.З. Жарковой и И.В. Яроцкой за помощь в подготовке публикации.
|