0. С. Романов,
вице-президент СПб Союза архитекторов


АНТОЛОГИЯ ОДНОГО ПРОЕКТА



Мариинский театр испытывает небывалый подъем. По количеству и качеству оперных и балетных постановок — классических и авангардных, возобновленных и новых — он превзошел Большой театр, в недавнем прошлом первый театр страны. Труппа Мариинского насчитывает уже более 1000 человек. И несмотря на плотный график гастролей, родные стены в Санкт-Петербурге ощущают на себе репертуарную динамику и постановочную интенсивность. Проблемы сценической и функциональной организации пространства возникают у многих театров мира. Мариинский — не исключение, тем более, что его сцена и зал — одни из самых старых в России — не подвергались капитальному ремонту и реконструкции с XIX века. В 90-х гг. XX века, когда художественный руководитель Мариинского театра В. А. Гергиев загорелся идеей его расширения, развития и обновления, Бюро Генплана КГА разработало первые проектные предложения по созданию второй сцены театра. Работая совместно с институтом «Гипроте-атр» и специалистами самого театра, архитекторы пришли к выводу о целесообразности «экспансии» театром территории бывшего Литовского рынка и организации переходного блока через Крюков канал, чтобы соединить старую и новую сцены. На стадии рассмотрения предложений разгорелись горячие споры по поводу этого «моста», но, в конце концов, даже специалисты КГИОП согласились: предлагаемая функциональная связь двух сцен должна быть, и в варианте ее выполнения из светопрозрачных материалов возможен компромисс.
В дальнейшем проектные работы прекратились из-за отсутствия реального финансирования, но были возобновлены в октябре 2001 г., когда Госстрой РФ организовал тендер на разработку программы нового этапа развития Мариинского театра, с новыми условиями его расширения. В программу должна была войти еще одна «площадка» — часть зданий и территории комплекса «Новая Голландия», где намечалось создать под эгидой театра
концертный и коммерческий многофункциональный центр.
Тендер выиграл Петербургский консорциум, в который вошли «Российская финансовая коллегия», АОЗТ «AMP», НПФ «Ретро» и Петербургский НИПИград. Им предстояло в очень короткие сроки (до 31.12.2001 г.) подготовить названную программу и представить ее в Госстрой и Правительство России для последующей реализации. Первоначально работа консорциума велась в рамках старой, внебюджетной схемы финансирования, но во второй половине ноября 2001 г. Правительство России решило финансировать развитие Мариинского театра из Федерального бюджета. Освоение «Новой Голландии» предполагалось производить за счет внебюджетных средств.
Получив техническое задание Госстроя РФ, согласованное с Министерством культуры России и руководством Мариинского, специалисты консорциума разработали предложения по схемам финансирования и этапам развития театра, способам освобождения территории бывшего Литовского рынка, инженерным решениям, а самое главное — по оптимальной схеме организации сценического пространства театра (старой и новой сцен} и возможным вариантам формирования объемно-пространственной оболочки театра с функциональным зонированием.
Авторы программы развития театра предложили: в развитие проекта Бюро Генплана КГА строительство новой сцены на территории Литовского квартала (за-
падная сторона Крюкова канала); связь двух зданий театра в виде технологического перехода (1 8x1 6 м) над Крюковым каналом для транспортировки декораций «в сборе» и прохода работников театра (а возможно, и публики); площадь перед входной частью нового театра, пространственно связанную с существующей Театральной площадью, а также визуальные, пешеходные и транспортные связи с комплексом «Новая Голландия». Предполагается снос всех строений, находящихся на территории Литовского квартала, за исключением «Лавки Литовского рынка», представляющей ис-торико-культурную ценность.
Технологическая схема ГАМТ будет иметь следующие основные технические характеристики:
- зрительный зал второй сцены на 2000 зрителей;
- две технологически связанные сценические площадки (единая арьерсцена с замкнутым технологическим циклом доставки, установки и замены декораций);
- историческая сцена дополняется двумя карманами, с размерами в пределах конструктивных возможностей существующего театра;
- примерные габариты сценической коробки: планшет сцены — без уклона, на уровне, согласующемся с существующей сценой; глубина трюма около 4 м; высота от уровня планшета сцены до колосников около 36 м; ширина сценической коробки 30-32 м, глубина 22 м; карманы размером 20x20 м (для новой сцены), высотой 12-14 м; арьерсцена размером 20x20 м (для новой
сцены), высотой 16 м; высота в зоне прохода модулей по всему пути 12-14 м.
Такой технологической схемой не обладает даже знаменитый лондонский оперный театр Ковент-Гарден, который очень нравится В. А. Гергиеву и более всего подходит как аналог Мариинского.
После реконструкции один из ведущих музыкальных театров мира может получить лучшую на сегодняшний день организацию сценического пространства, у него будут две равноценные сцены, причем п и-новому оснащенные для быстрой замены декораций. В будущем при постановке спектаклей не придется монтировать, например, декорации оперы «Война и мир» пять дней, а затем столько же времени тратить на разборку. В Ковент-Гардене смена спектаклей практически ежедневна, а такая динамика репертуара, при высоком потенциале труппы Мариинского театра, безусловно, обогатит музыкальную жизнь Петербурга на радость и самим петербуржцам, и гостям нашего города.
Концепция создания центра «Новая Голландия» предусматривает формирование на территории Новой Голландии многофункционального культурного комплекса для проведения фестивальных и других зрелищных мероприятий, выполнения торговых, развлекательных и гостиничных функций. Здесь, в частности, предлагается построить: многофункциональный концертный зал на 1200 мест; тор-гово-развлекательный комплекс с ночным клубом, развлекательным центром и офисными помещениями;

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ОПОРНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСНЫХ ЛИНИЙ И ОХРАННЫЙ СТАТУС ОБЪЕКТОВ И КОМПЛЕКСОВ


три гостиницы на 2355 номеров, с бизнес-центром, ресторанами, магазинами, выставочными и спортивными залами, бассейнами; многофункциональный комплекс с ресторанами, торговыми и офисными помещениями, апартаментами в двух уровнях. Внутреннее пространство острова предполагается преобразовать в атриум (крытый двор) с выставочными и торговыми площадями, водоемом и зрительскими местами вокруг него. На территории Флотского экипажа появится многоэтажная автостоянка на 1000-1150 м/мест. В целом же, концепция впитала в себя все проектные наработки предыдущих лет.
Уже на первом этапе разработки программы наметился некий процедурный конфликт.
Российской команде — победителю тендера — Госстрой РФ настоятельно рекомендовал принять в соучастники американскую группу «Samitaur Construct» и известного архитектора Эрика Мосса из Лос-Анджелеса. Половина средств, выделенных на разработку программы, полагалась американской стороне.
Сразу же обозначились и два разных подхода к задаче. Американская сторона делала акцент на разработку архитектурного предложения на уровне архитектурного конкурса и стадии «проект», без учета регламентов и особенностей строительства в Санкт-Петербурге. Э. Мосс позволил себе вольную интерпретацию на тему Мариинского театра и «Новой Голландии» в стиле деконструкти-визма, характерном для этого автора и для его построек в Лос-Анджелесе. В отличие от него, российская команда ответила на все пункты технического задания, не делая акцент на архитектурном решении театра и комплекса «Новая Голландия», с учетом «правил игры» в таком архитектурном феномене, как Санкт-Петербург.
К сожалению, в ходе обсуждения программы в СМИ эта разница не была замечена, и в ряде публикаций скандального толка приводились неоправданные сравнения проектов. Российские зодчие обвинялись в консерватизме, в неумении делать современную архитектуру. Кое-кто усмотрел «крах российской архитектуры».
Излишне комментировать эти заявления, ибо уровень российских архитекторов достаточно хорошо известен. Они не раз достойно побеждали в международных конкурсах. А «консервативный» Петербург — один из красивейших городов мира, ему нужна не оголтелая новизна вопреки всему, а новизна, рожденная в разумных рамках контекста исторического города. При этом необходимо знать всем, что погоня за дешевизной стоимости квадратного метра новых зданий не способствует развитию архитектурной мысли и качеству архитектуры.
Каким станет Мариинский театр — покажет ближайшее будущее. Для выбора варианта проекта в настоящее время готовится программа Международного архитектурного конкурса, в соответствии с правилами Международного Союза Архитекторов и ЮНЕСКО. В основе программы конкурса — концепция, разработанная петербургским консорциумом. Конкурс будет первым прецедентом архитектурного соревнования всемирно известных мэтров и российских архитекторов за период советского и постсоветского времени. Столь крупной акции достоин и прославленный Мариинский театр, и сам Петербург — гениальная, но еще неоконченная симфония в архитектуре, участие в написании партитуры которой — почетная миссия для самых даровитых зодчих.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>