И. Радченко


"Гильдия мебльщиков". Новый стиль отраслевого партнерства


Мебельный рынок всегда был и остается полем жесткой конкуренции. Сегодня ее обостряют: отсутствие протекционизма государства по отношению к отечественным производителям, а также изменчивый, а нередко и неблагоприятный инвестиционный климат. Техническая оснащенноаь многих предприятий отрасли также оставляет желать лучшего. В силу этих и ряда других причин зарубежные мебельщики продолжают чувствовать себя довольно уютно на российском рынке. В структуре экспорта нашего лесопромышленного комплекса по-прежнему преобладает сырье или, в лучшем случае, - полуфабрикаты. А вот готовой мебели экспортируется мало, например, в 2001 г. - на
сумму немногим более 100 млн. долларов.
«Гильдия Мебельщиков» («ГМ») учреждена как некоммерческое партнерство в 1996 г. группой физических лиц и мебельных предприятий. Президентом Гильдии стал генеральный директор ЗАО «1-я мебельная фабрика» Александр Шестаков. Сегодня «ГМ» выросла в крупнейшее на Северо-За-паде РФ профессиональное объединение мебельной отрасли, объединив более 70 фирм Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Кировской областей, выпускающих разнообразную мебель, зеркала, портьеры и другие элементы интерьера, мебельные фасады и фурнитуру, матрасы, обивочные ткани и прочие комплектующие. Членами «ГМ» также являются «Балтийский банк», Центр независимой потребительской экспертизы, крупнейшие торговые центры, среди которых — первый в регионе супермаркет европейского уровня «Мебель-сити», сервисные компании, а также выставочные объединения «ОРТИКОН» и «РЕСТЭК», профильные журналы «Мебель в Санкт-Петербурге» и «Мир мебели» (Москва), более 20 физических лиц — технологи и дизайнеры, архитекторы и бизнес-консультанты, руководители творческих мастерских и студий. Идею создания такой организации подсказала сама жизнь.
Дмитрий Ленков, генеральный директор НП «Гильдия Мебельщиков»:
- В начале 90-х гг. мебельное производство России вошло в стадию спада и частичной реструктуризации. Как и всюду, рушились привычные связи. Мебельщики были вынуждены ориентироваться на формировавшийся именно тогда рынок импортных материалов и комплектующих, с их высоким качеством и современным дизайном. В итоге к 1995 г. доля импорта на отечественном рынке мебели достигла 70%, даже в сравнительно богатых Москве и Петербурге объемы продаж российской мебели неуклонно падали.
Лишь после девальвации рубля в августе-октябре 1998 г. наконец-то обозначилась тенденция к возрождению отечественного производства мебельной продукции, не уступающей европейской и изготавливаемой на новом технологическом уровне.
В Северо-Западном регионе этот позитивный процесс развивается при активном участии петербургской «Гильдии Мебельщиков», которая, если и выполняет функцию своего рода «профсоюза», то — «во-вторых». В первую же очередь она является центром информационной поддержки членов партнерства. Б печатной и электронной версиях ежеквартального Бюллетеня и представительских каталогов Гильдии, на страницах ее собственного сайта всегда есть самая актуальная информация о событиях в отрасли. Гильдия проводит тематические семинары и маркетинговые исследования, организует сотрудничество с органами власти, банками и лизинговыми компаниями, связи с общественностью, другими профессиональными, образовательными и научными организациями.
Расширение выставочной деятельности «ГМ» продиктовано экономической необходимостью. Участие в специализированных выставках и фестивалях - весьма эффективный инструмент маркетинговой политики партнерства, выступающего соорганизатором многих таких мероприятий в Петербурге и Москве.
Ежегодная мебельная ярмарка IMM («Кельн-Мессе») в Германии, ставшая для МП «Гильдия мебельщиков» приоритетной среди международных отраслевых форумов, в январе 2002 г. проводилась в 77-й раз, а участие «ГМ» в ее работе стало четвертым. Стенды Гильдии и Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, как и год назад, располагались бок о бок. Но на этот раз объединенная российская экспозиция площадью 260 м2 имела единую архитектуру площадки в форме четырехгранных трубчатых опор и несущих конструкций, изготовленных в 000 «Надежда» (автор — дизайнер-архитектор М. Урманчеева). Оригинальный дизайн стенда россиян, создававший одновременно ощущения прочности и легкости, нашел самые положительные отклики у специалистов и публики.
Интерес к нашим экспонатам был стабильно высок, особенно после 15 января, когда с парижской выставки в Кельн стали стекаться специалисты мебельного бизнеса. С точки зрения предстоящих контрактов, наиболее активные и продуктивные переговоры шли у стенда с коллекцией детской мебели из массива сосны производства ЗАО «ЛСК». Еще одним открытием выставки стала серийная продукция ЗАО «Алитет» — металлические стулья и, особенно, образцы школьной мебели. Эту продукцию заинтересованно обсуждали специалисты, а некоторые, особенно из Китая и Тайвани, ста-
рались не упустить шанс и сфотографировать. Большое внимание привлекла мебель для офиса и прихожей на металлической основе (000 «Надежда»). По качеству исполнения и диапазону цен она вполне соответствует запросам европейского рынка.
Стало правилом, что каждое очередное участие ЗАО «1-я мебельная фабрика» в Кельн-Мессе - это непременно демонстрация новой разработки. На этот раз такой новинкой стала кухня в стиле «хай-тек», отделанная светлым шпоном, чья достаточно высокая стоимость ничуть не смущала потенциальных покупателей. Понравились участникам и гостям ярмарки витражные фасады и дверцы от фирмы «Русское оконце». Впервые выставлялась коллекция авторской мебели (дизайн-студия «Софтэс», автор Н. Грачева). Дебют оказался настолько удачным, что устроители выставки предложили и в дальнейшем демонстрировать мебель такого класса в павильоне авторского и авангардного дизайна.
16 января прошла пресс-конференция российской экспозиции. Затрагивалось много вопросов, но особое внимание привлекла информация о подготовке решения Правительства РФ о целевой поддержке участия отечественных экспонентов на «Кельн-Мессе» и других международных выставках будущего года.
С 13 по 23 февраля 2002 г. в Петербурге параллельно с Международной специализированной выставкой «FIDEXPO» проходил IV Международный фестиваль «Эволюция интерьера 2002. В поисках гармонии...». Выступая одним из основных коспонсоров этого проекта, Гильдия помогает в деле, имеющем принципиально важное значение для петербургских мебельщиков. По уровню своей информативности и насыщенности событиями фестиваль не имеет равных в нашем Отечестве и за рубежом. Предоставляя уникальную возможность профессионального общения наших специалистов между собой и с западными коллегами, фестиваль способствует особому и, вероятно, более точному пониманию сути мебельного производства и дизайна интерьеров, их творческого начала.
Д. Ленков:
- В экономическом смысле особенно важны для нас весенние выставки, крайне необходимые для поддержки мебельных предприятий во время сезонного спада продаж. Балтийская мебельная ярмарка «Мебелера», которую мы вместе с объединением «Ортикон» в этом году организовали впервые, концептуально отличается от своей предшественницы «Стиль. Мебель. Интерьер», восемь лет подряд проводившейся в марте.
В Балтийской мебельной ярмарке приняли участие примерно 150 компаний России и зарубежных стран. Она с самого начала успела заявить о перспективах своего развития в качестве главной выставки Северо-Запада, и поэтому готова не только выполнять информационную функцию, но и играть роль «плавильного котла идей», дающего задел на год вперед, до следующей ярмарки.
Можно только порадоваться том/, что удачная премьера «Мебелеры» состоялась за год до 300-летия Петербурга. Это повод в оставшееся до юбилея время не только показать возможности наших мебельщиков, но и успеть воплотить их умения в жизнь для еще большего процветания Северной столицы.
Столь важный для отрасли проект стартовал в меняющихся на глазах условиях деловой жизни. В Петербурге открываются крупные специализированные мебельные торговые центры, растут объемы продаж в кредит. В преддверии вступления России в ВТО именно такие события как «Мебелера» способны подготовить фирмы к новым формам экономического сотрудничества, развивая интеграционные связи и помогая налаживанию деловых контактов.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>