И. Радченко
"Гильдия мебльщиков". Новый
стиль отраслевого партнерства
Мебельный
рынок всегда был и остается полем жесткой конкуренции. Сегодня ее обостряют:
отсутствие протекционизма государства по отношению к отечественным производителям,
а также изменчивый, а нередко и неблагоприятный инвестиционный климат.
Техническая оснащенноаь многих предприятий отрасли также оставляет желать
лучшего. В силу этих и ряда других причин зарубежные мебельщики продолжают
чувствовать себя довольно уютно на российском рынке. В структуре экспорта
нашего лесопромышленного комплекса по-прежнему преобладает сырье или,
в лучшем случае, - полуфабрикаты. А вот готовой мебели экспортируется
мало, например, в 2001 г. - на
сумму немногим более 100 млн. долларов.
«Гильдия
Мебельщиков» («ГМ») учреждена как некоммерческое партнерство в 1996
г. группой физических лиц и мебельных предприятий. Президентом Гильдии
стал генеральный директор ЗАО «1-я мебельная фабрика» Александр Шестаков.
Сегодня «ГМ» выросла в крупнейшее на Северо-За-паде РФ профессиональное
объединение мебельной отрасли, объединив более 70 фирм Санкт-Петербурга,
Ленинградской, Новгородской и Кировской областей, выпускающих разнообразную
мебель, зеркала, портьеры и другие элементы интерьера, мебельные фасады
и фурнитуру, матрасы, обивочные ткани и прочие комплектующие. Членами
«ГМ» также являются «Балтийский банк», Центр независимой потребительской
экспертизы, крупнейшие торговые центры, среди которых — первый в регионе
супермаркет европейского уровня «Мебель-сити», сервисные компании, а
также выставочные объединения «ОРТИКОН» и «РЕСТЭК», профильные журналы
«Мебель в Санкт-Петербурге» и «Мир мебели» (Москва), более 20 физических
лиц — технологи и дизайнеры, архитекторы и бизнес-консультанты, руководители
творческих мастерских и студий. Идею создания такой организации подсказала
сама жизнь.
Дмитрий Ленков, генеральный директор НП «Гильдия Мебельщиков»:
- В начале 90-х гг. мебельное производство России вошло в стадию спада
и частичной реструктуризации. Как и всюду, рушились привычные связи.
Мебельщики были вынуждены ориентироваться на формировавшийся именно
тогда рынок импортных материалов и комплектующих, с их высоким качеством
и современным дизайном. В итоге к 1995 г. доля импорта на отечественном
рынке мебели достигла 70%, даже в сравнительно богатых Москве и Петербурге
объемы продаж российской мебели неуклонно падали.
Лишь после девальвации рубля в августе-октябре 1998 г. наконец-то обозначилась
тенденция к возрождению отечественного производства мебельной продукции,
не уступающей европейской и изготавливаемой на новом технологическом
уровне.
В Северо-Западном регионе этот позитивный процесс развивается при активном
участии петербургской «Гильдии Мебельщиков», которая, если и выполняет
функцию своего рода «профсоюза», то — «во-вторых». В первую же очередь
она является центром информационной поддержки членов партнерства. Б
печатной и электронной версиях ежеквартального Бюллетеня и представительских
каталогов Гильдии, на страницах ее собственного сайта всегда есть самая
актуальная информация о событиях в отрасли. Гильдия проводит тематические
семинары и маркетинговые исследования, организует сотрудничество с органами
власти, банками и лизинговыми компаниями, связи с общественностью, другими
профессиональными, образовательными и научными организациями.
Расширение выставочной деятельности «ГМ» продиктовано экономической
необходимостью. Участие в специализированных выставках и фестивалях
- весьма эффективный инструмент маркетинговой политики партнерства,
выступающего соорганизатором многих таких мероприятий в Петербурге и
Москве.
Ежегодная
мебельная ярмарка IMM («Кельн-Мессе») в Германии, ставшая для МП «Гильдия
мебельщиков» приоритетной среди международных отраслевых форумов, в
январе 2002 г. проводилась в 77-й раз, а участие «ГМ» в ее работе стало
четвертым. Стенды Гильдии и Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей
промышленности России, как и год назад, располагались бок о бок. Но
на этот раз объединенная российская экспозиция площадью 260 м2 имела
единую архитектуру площадки в форме четырехгранных трубчатых опор и
несущих конструкций, изготовленных в 000 «Надежда» (автор — дизайнер-архитектор
М. Урманчеева). Оригинальный дизайн стенда россиян, создававший одновременно
ощущения прочности и легкости, нашел самые положительные отклики у специалистов
и публики.
Интерес к нашим экспонатам был стабильно высок, особенно после 15 января,
когда с парижской выставки в Кельн стали стекаться специалисты мебельного
бизнеса. С точки зрения предстоящих контрактов, наиболее активные и
продуктивные переговоры шли у стенда с коллекцией детской мебели из
массива сосны производства ЗАО «ЛСК». Еще одним открытием выставки стала
серийная продукция ЗАО «Алитет» — металлические стулья и, особенно,
образцы школьной мебели. Эту продукцию заинтересованно обсуждали специалисты,
а некоторые, особенно из Китая и Тайвани, ста-
рались не упустить шанс и сфотографировать. Большое внимание привлекла
мебель для офиса и прихожей на металлической основе (000 «Надежда»).
По качеству исполнения и диапазону цен она вполне соответствует запросам
европейского рынка.
Стало
правилом, что каждое очередное участие ЗАО «1-я мебельная фабрика» в
Кельн-Мессе - это непременно демонстрация новой разработки. На этот
раз такой новинкой стала кухня в стиле «хай-тек», отделанная светлым
шпоном, чья достаточно высокая стоимость ничуть не смущала потенциальных
покупателей. Понравились участникам и гостям ярмарки витражные фасады
и дверцы от фирмы «Русское оконце». Впервые выставлялась коллекция авторской
мебели (дизайн-студия «Софтэс», автор Н. Грачева). Дебют оказался настолько
удачным, что устроители выставки предложили и в дальнейшем демонстрировать
мебель такого класса в павильоне авторского и авангардного дизайна.
16 января прошла пресс-конференция российской экспозиции. Затрагивалось
много вопросов, но особое внимание привлекла информация о подготовке
решения Правительства РФ о целевой поддержке участия отечественных экспонентов
на «Кельн-Мессе» и других международных выставках будущего года.
С 13 по 23 февраля 2002 г. в Петербурге параллельно с Международной
специализированной выставкой «FIDEXPO» проходил IV Международный фестиваль
«Эволюция интерьера 2002. В поисках гармонии...». Выступая одним из
основных коспонсоров этого проекта, Гильдия помогает в деле, имеющем
принципиально важное значение для петербургских мебельщиков. По уровню
своей информативности и насыщенности событиями фестиваль не имеет равных
в нашем Отечестве и за рубежом. Предоставляя уникальную возможность
профессионального общения наших специалистов между собой и с западными
коллегами, фестиваль способствует особому и, вероятно, более точному
пониманию сути мебельного производства и дизайна интерьеров, их творческого
начала.
Д. Ленков:
- В экономическом смысле особенно важны для нас весенние выставки, крайне
необходимые для поддержки мебельных предприятий во время сезонного спада
продаж. Балтийская мебельная ярмарка «Мебелера», которую мы вместе с
объединением «Ортикон» в этом году организовали впервые, концептуально
отличается от своей предшественницы «Стиль. Мебель. Интерьер», восемь
лет подряд проводившейся в марте.
В
Балтийской мебельной ярмарке приняли участие примерно 150 компаний России
и зарубежных стран. Она с самого начала успела заявить о перспективах
своего развития в качестве главной выставки Северо-Запада, и поэтому
готова не только выполнять информационную функцию, но и играть роль
«плавильного котла идей», дающего задел на год вперед, до следующей
ярмарки.
Можно только порадоваться том/, что удачная премьера «Мебелеры» состоялась
за год до 300-летия Петербурга. Это повод в оставшееся до юбилея время
не только показать возможности наших мебельщиков, но и успеть воплотить
их умения в жизнь для еще большего процветания Северной столицы.
Столь важный для отрасли проект стартовал в меняющихся на глазах условиях
деловой жизни. В Петербурге открываются крупные специализированные мебельные
торговые центры, растут объемы продаж в кредит. В преддверии вступления
России в ВТО именно такие события как «Мебелера» способны подготовить
фирмы к новым формам экономического сотрудничества, развивая интеграционные
связи и помогая налаживанию деловых контактов.
|