Артюшин Н.Б.


Реставрация или "пыль в глаза" - выбор за нами


Ни для кого не секрет, что во всех сферах человеческой деятельности спад экономики проявляется не только явной нехваткой средств на различные цели, но и частичной потерей ориентации в потоке новых достижений мировой науки и техники, в том числе и в деле реставрации. Например, качество работ и материалов в области реставрации фасадов еще нередко отвечает лишь определению «ремонт».
Лет шесть-семь назад на российский рынок активно вторглись европейские производители материалов для фасадных работ. В условиях дефицита качественных материалов они достаточно быстро завоевали популярность и даже сегодня выгодно отличаются от отечественной продукции
по надежности и долговечности. Однако не всегда принимают во внимание, что высокое качество материалов вовсе не достаточно для их использования реставраторами. К примеру, недопустимо применять на исторических объектах фасадные краски на основе плиолитовых смол, ибо их крайне низкая паропроницаемость ведет к разрушению исторического штукатурного слоя, а кроме того, понятие «реставрация» подразумевает применение материалов, близких по своему составу к историческим.
В последнее время в Санкт-Петербурге усилиями КГИОП наметилась
здоровая тенденция: фасадные работы на памятниках надлежит производить минеральными составами. Увы, но это требование не всегда соблюдается при выполнении работ на ряде самых значимых объектов наследия в центре Санкт-Петербурга.
Не всегда пригодны для реставрационных целей и минеральные материалы, поставляемые в Россию, — многие известные европейские производители сегодня явно «переусердствовали» с добавками акрилатов в их состав. Конечно, содержащие синтетические компоненты материалы более терпимы к низкой квалификации тех, кто с ними работает: от маляра не требуется строгого соблюдения техники нанесения окрасочного слоя, не образуются пятна и полосы на поверхности, независимо от того, какова она или сам маляр. Настоящие же минеральные краски из-за их капризного характера, как правило, не в большом почете у лжереставраторов.
При выборе марки фасадной системы заказчик часто руководствуется простым соображением: «Я знаю объекты, где эта краска выстояла пять-семь лет». Но качественная краска, предназначенная для нового строительства, имеет такую же долговечность. Кроме того, протекающие в глубине под окрасочным покрытием процессы разрушения могут и не проявиться за пять и даже за десять лет, но впоследствии станут горьким сюрпризом для наших потомков. Решение о допустимости использования той или иной фасадной системы материалов должно, все-таки, приниматься специалистом-реставратором, коим не всегда является, как это ни печально, не только заказчик, но и производитель работ. И совершенно обоснованно, что контроль за этим пока остается за Комитетом ГИОП. Во всем разнообразии технологий и материалов, заполнивших наш рынок, следует обратить внимание на продукцию крупнейшего в мире производителя лакокрасочной продукции — концерна «AKZO NOBEL», который предлагает для фасадных работ целый спектр материалов. Реставраторам Санкт-Петербурга уже достаточно хорошо известны фасадные системы SADOLIN, производимые в Швеции. Поэтому нет смысла давать еще раз их обзор в данной статье. В 2002 г. на наш рынок начаты поставки материалов итальянских производителей концерна, обусловленные тем, что реставрация наиболее ответственных памятников архитектуры требует применения составов особого качества и тщательного сопровождения производителем всех этапов работ, начиная с обследования объекта. А именно итальянское подразделение «AKZO NOBEL» (г. Милан) является экспертным центром концерна по реставрации, причем одним из ведущих в Европе. И если шведский завод концерна производит весь спектр материалов строительной химии, включая системы для реставрации фасадов, то итальянские коллеги разрабатывают и выпускают исключительно реставрационные составы. Опыт работы в этой области итальянского подразделения SADOLIN (в Италии — SIKKENS) — почти 44 года. География отреставрированных по их технологиям объектов охватывает всю Европу от Испании до Швеции. Реставрация многих из них от начала и до конца выполнялась с применением технологий и материалов «AKZO NOBEL», — например, Миланский театр La Scala (окончание —1999 г.), процесс реставрации которого был похож скорее на тончайшую медицинскую операцию, нежели на строительные работы.
По завершении работ специалисты «AKZO NOBEL» постоянно ведут наблюдение за объектами, исследуют поведение материалов во времени. Методики и материалы постоянно совершенствуются. Девиз технологов-разработчиков из Милана: не менее трех новых продуктов ежегодно. Предлагаемые сегодня для реставрации фасадов материалы охватывают весь возможный спектр — от камнезаменителей и инъекционных
Мальтийская капелла Воронцовского дворца
составов до специальных грунтовок и красок, включая смывки для старых органических покрытий, очистители фасадов, докомпоновочные и укрепляющие составы, санирующие штукатурки, покрытия для защиты фасадов от вандализма, материалы для консервации дерева и антикоррозионные программы для различных металлов, фасадные окрасочные системы на основе известковых и силикатных связующих и многое другое. Кроме того, имеется большой опыт изготовления составов индивидуальной рецептуры для конкретных объектов. Задача реставрации фасадов любого из них может быть решена во всем объеме материалами одного производителя. Особо ценно, что комплексная методика имеет в своем составе специальные средства, обеспечивающие минимальное вмешательство в старые штукатурные слои: расчищать их с применением щадящих технологий, а не топором, как это иногда бывает; укреплять, и, в отдельных случаях, даже не полностью удалять существующие синтетические покрытия, а аккуратно перфорировать их и с помощью особых праимеров накрывать силикатной систе-
Воронцовский дворец (Суворовское военное училище)
мой. И наконец, самое важное — все продукты и методики базируются на натуральных компонентах. Это позволяет воссоздавать фасады в исторически достоверном виде и бережно относиться к конструкциям памятников, не провоцируя скрытого их разрушения, как при использовании плиолита или иной синтетики. Что касается цен на материалы SADOLIN, то их уровень вполне конкурентоспособен, хотя о широком наличии аналогов на нашем рынке пока можно говорить весьма условно.
Недавно руководство ES SADOLIN AS - business unit'a «AKZO NOBEL» совместно с итальянским экспертным центром внесло предложение Администрации Санкт-Петербурга о спонсорском участии в подготовке к празднованию его 300-летия. SADOLIN предоставит полную систему материалов для реставрации фасадов Невских павильонов и Главной башни Адмиралтейства. Все работы будут проводиться под неусыпным надзором специалистов «AKZO NOBEL». Появились реальные перспективы того, что и мы, наконец, не будем стоять в стороне от мировой культуры и сумеем бережно относиться к своему наследию. Время смоет пыль, пускаемую иногда в глаза. Очень хочется, чтобы потомки произносили в наш адрес слово «реставратор» с уважением, а не с сарказмом. Выбор — за всеми нами.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>