О. Курленина Система природных цветов NCS В
нашей стране пока нет удобной, практичной и логичной В окружающем нас многоцветном
мире человеческий глаз способен различать огромное количество оттенков:
по цветовому тону — более 1 50, по насыщенности — около 25, по светлоте
— свыше 64. Естественно,
что понятие «цвет» ассоциируется с определенным красящим
веществом или краской. Издавна были известны такие из них, как египетская
голубая, индиго, медная лазурь, сурик, киноварь, а позднее и ультрамарин.
Для получения желтых и красных тонов применяли часто встречающиеся в
природе сорта охры, а для черных — измельченный древесный уголь. Средние
века дали нам зеленую краску, полученную из ягод крушины. Развитие химии
быстро пополняло этот список. По
мере развития наук и производств появилось множество теоретических и
экспериментальных работ по классификации цветов. Первую таблицу красок
создал И. Бреннер (Стокгольм, 1680 г.). В 1730 г. гравировщик по меди
Ле Блок, применив для печати семь цветов Ньютона, установил, что тех
же результатов можно достичь, используя всего три основных цвета — желтый,
красный и синий. Дюфей описал, как, используя только их, можно получить
окрашенную пряжу и материал всех оттенков. Предложений о том, как
систематизировать цвета, было множество. Рассматривались плоскостные
модели расположения цветов — полосы, круги, треугольники, а затем и
пространственные — шары, сферы, пирамиды. В 1745 г. математик Майр смешивает
основные тона, добавляя в них белый и черный, и располагает полученные
образцы в виде треугольников. Более совершенные цветовые
системы изобрели лишь к концу 19 — началу 20 вв.: сдвоенный конус В.
Оствальда (Германия) и цветовая сфера Мансепла (США). Эти ученые впервые
использовали закон, определяющий равноступен-чатость перехода цветовых
оттенков на основе их зрительного восприятия. Цветовые
системы позволили создать наборы цветовых образцов — атласы, шкалы и
картотеки. Например, Атлас-словарь цветов Мерца и Пауля (США, 1930),
Атлас цветов Корнерупа и Ванмера (Дания, 1961). Часть из них принята
в качестве национальных стандартов, чтобы решать как метрологические,
так и практические задачи нормирования и контроля цветовых характеристик
промышленных изделий, а также выбора цвета материалов, применяемых для
оформления интерьеров и отделки зданий. В наши дни наиболее признанной
стала СИСТЕМА ПРИРОДНЫХ ЦВЕТОВ NCS (NATURAL COLOUR SYSTEM), созданная
в Швеции в 1968/69 г. и принятая в качестве национального стандарта
также в Норвегии и Испании. Посредством NCS, иллюстрируемой
1750 оттенками, можно описать и обозначить любые цвета, кроме люминесцентных
и металлических. К тому же, она имеет специальные «ключи»
совместимости с другими национальными сиетемами цвета. Система учитывает особенности
естественной способности человека воспринимать цвет. Согласно теории,
сформулированной немецким физиологом Э. Герингом в 1874 г., восприятие
любого цветового тона может быть количественно охарактеризовано на основе
шести цветов — белого, черного, желтого, красного, синего и зеленого,
сумма характеристик которых всегда равняется 100%. При отсутствии белого
и черного цветов значение цветности максимально. В
системе NCS любой цвет можно выразить графически трехмерной геометрической
моделью в виде сдвоенных конусов с общим основанием. Вершина верхнего
конуса — белый цвет, вершина нижнего — черный. Основание совмещенных
конусов — цветовой круг, разделенный на четыре равные части по числу
цветов, принятых за основные. В верхней части круга находится желтый
(Y), справа — красный (R), внизу — голубой (В), слева — зеленый (G)
цвет. Каждая четвертинка разделена на 100 частей. По образующим круг
сегментам можно наблюдать постепенный переход от одного цвета к другому. Для описания характеристик
цвета в системе NCS используется буквенно-цифровой код. Например, один
из цветовых тонов, с наличием 90% красного и 10% желтого, обозначается
как Y90R. Для описания других характеристик
цвета — его насыщенности и светлоты — используется вертикальное сечение
модели, представляющее собой равносторонний треугольник. Левая его часть
образует вертикальную шкалу (единицы измерения — те же самые), и через
оттенки серого демонстрирует постепенный переход от белого к черному.
Насыщенность цвета в треугольнике возрастает по мере удаления вправо
от этой вертикальной шкалы. Кодом
можно описать и оттенки цвета. В частности, если для вышеуказанного
Y90R записано S2030 — Y90R, то цифры в процентах означают: первые две
(20) — визуальные части черного цвета, а две последующие (30) — содержание
цветных частей. Остальные 50% — доля белого. Латинское S говорит о том,
что речь идет о втором издании системы (second edition). Система NCS может быть
представлена в виде атласа, блока, картотеки, альбома, стандартных листов
разного формата (для
разрезки на образцы), а также колерной книжки, отпечатанной типографским
способом на полуглянцевой бумаге. В колерной книжке соблюдена
логика системы, однако оттенки серого без добавки цветных компонентов
или с незначительной их долей (2-5%) выделены в отдельную группу, помещенную
в самом начале. Каждая новая из этих групп начинается с мнемонического
значка, позволяющего ориентироваться в приведенных далее колерах. Тона
с равной долей содержания оттенков серого в пределах группы располагаются
на одной странице, а с разной их насыщенностью — на соседних страницах
книжки параллельно. Несомненно, что система
NCS удобна для цветового проектирования в области архитектуры и дизайна.
Широкая цветовая палитра позволяет с помощью буквенно-ци-фрового кода
«записать» исторические цвета, традиционные для окраски
фасадов города, а также обозначить новые колера, что существенно упрощает
работу и производителей красок. В настоящее время система NCS официально
признана в Москве и вызывает живой интерес в Санкт-Петербурге. |