О. Курленина


Система природных цветов NCS


В нашей стране пока нет удобной, практичной и логичной
системы определения цвета, в которой так нуждаются
дизайнеры и архитекторы, производители красок и
контролеры качества готовой продукции.
В данной статье говорится о разработанной
СКАНДИНАВСКИМ ИНСТИТУТОМ ЦВЕТА (Швеция)
международной СИСТЕМЕ ПРИРОДНЫХ ЦВЕТОВ NCS,
используемой более чем в 19 странах,
причем в трех из них — в качестве национального стандарта,
и которая находит все более широкое применение в России.


В окружающем нас многоцветном мире человеческий глаз способен различать огромное количество оттенков: по цветовому тону — более 1 50, по насыщенности — около 25, по светлоте — свыше 64.

Естественно, что понятие «цвет» ассоциируется с определенным красящим веществом или краской. Издавна были известны такие из них, как египетская голубая, индиго, медная лазурь, сурик, киноварь, а позднее и ультрамарин. Для получения желтых и красных тонов применяли часто встречающиеся в природе сорта охры, а для черных — измельченный древесный уголь. Средние века дали нам зеленую краску, полученную из ягод крушины. Развитие химии быстро пополняло этот список.
Первой для обозначения цветов появилась словесная система. По сохранившимся до наших дней памятникам античной письменности, у древних греков и римлян названия имели всего четыре цвета — белый, черный, желтый и красный. Однако долгое время понятие цвета было весьма нечетким, например, в древнерусской литературе «синее» нередко ассоциировалось с темно-голубым, серым или сумрачным.
Первый шаг по научному упорядочению мира цветов
сделал Исаак Ньютон, открывший зависимость между преломлением света и полученными в результате этого цветами. Он обнаружил, что пучок света, проходя через стеклянную призму, разлагается на спект рольные составляющие. Выделив в спектре семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, Ньютон расположил их в виде круга.

По мере развития наук и производств появилось множество теоретических и экспериментальных работ по классификации цветов. Первую таблицу красок создал И. Бреннер (Стокгольм, 1680 г.). В 1730 г. гравировщик по меди Ле Блок, применив для печати семь цветов Ньютона, установил, что тех же результатов можно достичь, используя всего три основных цвета — желтый, красный и синий. Дюфей описал, как, используя только их, можно получить окрашенную пряжу и материал всех оттенков.

Предложений о том, как систематизировать цвета, было множество. Рассматривались плоскостные модели расположения цветов — полосы, круги, треугольники, а затем и пространственные — шары, сферы, пирамиды. В 1745 г. математик Майр смешивает основные тона, добавляя в них белый и черный, и располагает полученные образцы в виде треугольников.

Более совершенные цветовые системы изобрели лишь к концу 19 — началу 20 вв.: сдвоенный конус В. Оствальда (Германия) и цветовая сфера Мансепла (США). Эти ученые впервые использовали закон, определяющий равноступен-чатость перехода цветовых оттенков на основе их зрительного восприятия.

Цветовые системы позволили создать наборы цветовых образцов — атласы, шкалы и картотеки. Например, Атлас-словарь цветов Мерца и Пауля (США, 1930), Атлас цветов Корнерупа и Ванмера (Дания, 1961). Часть из них принята в качестве национальных стандартов, чтобы решать как метрологические, так и практические задачи нормирования и контроля цветовых характеристик промышленных изделий, а также выбора цвета материалов, применяемых для оформления интерьеров и отделки зданий.

В наши дни наиболее признанной стала СИСТЕМА ПРИРОДНЫХ ЦВЕТОВ NCS (NATURAL COLOUR SYSTEM), созданная в Швеции в 1968/69 г. и принятая в качестве национального стандарта также в Норвегии и Испании.

Посредством NCS, иллюстрируемой 1750 оттенками, можно описать и обозначить любые цвета, кроме люминесцентных и металлических. К тому же, она имеет специальные «ключи» совместимости с другими национальными сиетемами цвета.

Система учитывает особенности естественной способности человека воспринимать цвет. Согласно теории, сформулированной немецким физиологом Э. Герингом в 1874 г., восприятие любого цветового тона может быть количественно охарактеризовано на основе шести цветов — белого, черного, желтого, красного, синего и зеленого, сумма характеристик которых всегда равняется 100%. При отсутствии белого и черного цветов значение цветности максимально.

В системе NCS любой цвет можно выразить графически трехмерной геометрической моделью в виде сдвоенных конусов с общим основанием. Вершина верхнего конуса — белый цвет, вершина нижнего — черный.

Основание совмещенных конусов — цветовой круг, разделенный на четыре равные части по числу цветов, принятых за основные. В верхней части круга находится желтый (Y), справа — красный (R), внизу — голубой (В), слева — зеленый (G) цвет. Каждая четвертинка разделена на 100 частей. По образующим круг сегментам можно наблюдать постепенный переход от одного цвета к другому.

Для описания характеристик цвета в системе NCS используется буквенно-цифровой код. Например, один из цветовых тонов, с наличием 90% красного и 10% желтого, обозначается как Y90R.

Для описания других характеристик цвета — его насыщенности и светлоты — используется вертикальное сечение модели, представляющее собой равносторонний треугольник. Левая его часть образует вертикальную шкалу (единицы измерения — те же самые), и через оттенки серого демонстрирует постепенный переход от белого к черному. Насыщенность цвета в треугольнике возрастает по мере удаления вправо от этой вертикальной шкалы.

Кодом можно описать и оттенки цвета. В частности, если для вышеуказанного Y90R записано S2030 — Y90R, то цифры в процентах означают: первые две (20) — визуальные части черного цвета, а две последующие (30) — содержание цветных частей. Остальные 50% — доля белого. Латинское S говорит о том, что речь идет о втором издании системы (second edition).

Система NCS может быть представлена в виде атласа, блока, картотеки, альбома, стандартных листов разного формата (для разрезки на образцы), а также колерной книжки, отпечатанной типографским способом на полуглянцевой бумаге.

В колерной книжке соблюдена логика системы, однако оттенки серого без добавки цветных компонентов или с незначительной их долей (2-5%) выделены в отдельную группу, помещенную в самом начале. Каждая новая из этих групп начинается с мнемонического значка, позволяющего ориентироваться в приведенных далее колерах. Тона с равной долей содержания оттенков серого в пределах группы располагаются на одной странице, а с разной их насыщенностью — на соседних страницах книжки параллельно.

Несомненно, что система NCS удобна для цветового проектирования в области архитектуры и дизайна. Широкая цветовая палитра позволяет с помощью буквенно-ци-фрового кода «записать» исторические цвета, традиционные для окраски фасадов города, а также обозначить новые колера, что существенно упрощает работу и производителей красок. В настоящее время система NCS официально признана в Москве и вызывает живой интерес в Санкт-Петербурге.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>