Площадь Петра
Великого
От
редакции: 23 марта 2001 г. Градостроительный
совет С.-Петербурга одобрил представленную Государственным Русским
музеем и Государственным институтам архитектуры в С.-Петербурге концепцию
воссоздания комплекса ин-женерно-фортификационных сооружений Михайловского
[Инженерного] замка. Проект предусматривает поэтапное воссоздание
мостов и каналов, существовавших при Павле1, благоустройство прилегающей
территории, освоение подземного пространства площади при наличии инвестиций,
а также снос по мере возможности отдельных поздних построек.
Имея важное градостроительное значение, данная робота станет наиболее
весомой в наше время корректировкой архитектурной среды исторического
центра Петербурга, Она поможет не только полнее раскрыть бо-гашй духовно-эстетический
потенциал памятника, но и придать ему роль ядра, способного связать
воедино уникальные архитектурные ансамбли Невского проспекта и пл.
Островского, Михайловского дворца, Летнего сода и Мраморного дворца,
придав целостность этой части исторического центра С.-Петербурга.
Михайловский замок (1797-1800 гг., арх, В. Бренна) — дворец Павла
1, первый из крупных архитектурных ансамблей Петербурга, памятник
классицизма, имеющий черты итальянского ренессанса, барокко и даже
готики и вобравший архитектурные идеи Павла I, 6. Виолье, 6. И. Баженова
и В. Бренны; построен на месте бывшего Летнего дворца Елизаветы Петровны
(1740-е гг., арх. Ф.-Б,Растрелли), где родился Павел 1 {1754 г.).
Монумент Петру 1 (Б.-К.Растрелли), установленный перед замком в 1800
г., накануне 100-летия Петербурга, создавался после 17] 6 г., еще
при жизни основателя «нового Рима». Прототипами этого первого памятника
России служили конные статуи Марка Аврелия в Риме и Великого курфюрста
Фридриха Вильгельма в Берлине (ск. А. Шлютер, участвовавший в постройке
Летнего дворца Петpa1). По просьбе редакции авторы проекта знакомят
с ним наших читателей.
В. А. Гусев, директор
Государственного Русского музея
Михайловский замок — это не только памятник архитектуры,
Павел I видел в нем символ новой российской государственности, символ
продолжения петровских реформ. Екатерина II, чье правление было далеко
не самым плохим в истории России, оставила наследнику тяжелое бремя:
огромную внешнюю задолженность, разбаланси-рованность финансовой системы,
инфляцию, расстройство системы внутренних платежей, — проблемы, столь
характерные и для нашего времени.
Вступив на трон, Павел I за 4 года сменил 4 генерал-прокурора, резко
сократил армию, отменил рекрутский набор, поменял армейскую верхушку,
не раз обновлял весь административный аппарат и т. д.
Этот
возврат к политике Петра I олицетворяла и установка памятника ему с
надписью «Прадеду правнук. 1800» перед Михайловским замком, Оценить
важность этого акта можно, вспомнив, сколь сложны были отношения Павла
I и Екатерины II, при которой самый первый памятник основателю города
и первый памятник России, отлитый еще в 1747 г., так и не нашел себе
места, но зато появился другой — «Медный всадник». При Павле I Михайловский
(Инженерный) замок вовсе не был «мрачной руиной», лишь убийство императора
превратило его, говоря словами А.С.Пушкина, в «...грозно спящий средь
тумана, пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец».
Архитектура замка была радостной и праздничной, в его декоре широко
применялись разнообразные по цвету и рисунку породы мрамора и гранита,
гипс, стены имели почти оранжевый оттенок. В интерьерах и на фасадах
здания было 200 бюстов и скульптур, залы переполняли произведения изобразительного
искусства.
И самое главное — Павел I указывал генерал-губернатору Петербурга, что
Михайлов- ский замок должен иметь свободный доступ: каждый волен проехать
в карете или повозке к любому подъезду или во внутренний двор, никаких
преград этому не должно чиниться. Павел I вовсе не хотел отгородиться
от всех в этом замке, задумывал его как дворец искусств, открытый для
России, и, повторяю, — как символ той новой ее государственности, утвердить
которую помешал заговор.
Однако за 4 года Павел I успел провести немало реформ, учредить новые
институты, в том числе и работающие до сих пор. Не случайно, что в последнее
время ряд из них обращаются с просьбой провести в Инженерном замке празднование
своего 200-летнего юбилея.
Парадоксально, что в городе, основанном Петром Великим, до сих пор нет
площади, носящей его имя, а у площади, что исторически существует перед
Инженерным замком, нет своего названия. Условно ее именуют как площадь
Коннетабля (коннетабль — конный военачальник в средневековой Франции,
а еще раньше — рыцарский предводитель], поскольку прообразами Михайловского
замка послужили два дворца: Капрарола в Италии и Шантийи близ Парижа,
где собственно и была площадь Коннетабля.
Тесные
коммуникации с европейской культурой были характерны и для Петербурга,
и для самого Павла I. Архитектурный замысел замка возник у него после
знакомства со средневековой архитектурой во время путешествия по Европе
[1781-1782 гг.). Документы подтверждают, что первые наброски плана Михайловского
замка сделал именно Павел I, страстно увлекавшийся архитектурой. Неудивительно,
что после смерти в его столе нашли золотой циркуль и золотой рейсфедер.
Получив 10 лет назад этот памятник, наш музей не расценивал его, а в
равной степени — и Мраморный, и Строгановский дворцы, как мобильный
фонд для запасников.
Главное — восстановить эти памятники, приближаясь по возможности к первоначальному
замыслу каждого из них. Потому-то Инженерный замок для нас очень интересен,
и крайне важно восстановить исторический облик всего этого комплекса
времен Павла I, включающий и уникальный памятник инженерно-фортификационных
сооружений, с трапециевидной площадью, окруженной каналами. В ближайшие
полгода в ходе проектно-изыскательских работ мы должны понять — что
сумеем сделать к 300-летию Петербурга, а что — нет, не создавая утопических
проектов и не пытаясь к юбилею сделать нечто быстро и плохо.
Скорее всего, мы сумеем за 2 года заложить первый этап проекта, возможно
вновь появятся Воскресенский канал и тройной мост, но само 300-летие
города должно стать импульсом для дальнейшего развития всего проекта.
0. С. Романов, директор
Государственного института архитектуры
В
ходе проектно-изыскательских работ в 2000 г. были проведены первичные
археологические исследования для уточнения схемы и габаритов каналов,
существовавших здесь 200 лет назад. Первые раскопки проводились у тройного
мостика, в трех местах отводных каналов и по обеим сторонам моста, который
был по оси памятника Петру I. Большую помощь в этой роботе оказала группа
историков Гос. Русского музея во главе с В. В. Пучковым, выполнявших
архивные исследования множества иконографии и чертежей,
относящихся к историческим фортификационным сооружениям на площади перед
замком. Первичные раскопки подтвердили правильность чертежей 1822 г.,
по которым выполнялась засыпка каналов. В 2000 г. в ходе раскопок были
обнаружены остатки забутовки, некоторые фрагменты кладки гранита, разобранной
в свое время для облицовки р. Мойки.
Важный результат исследований — установлено, что историческая отметка
площади в отличие от современной находится по периметру отводных каналов
на глубине 130 см, а у самого памятника Петру I — на глубине 40 см,
т. е. поверхность площади имела уклоны. Последующие работы уточнят,
какой именно была ее поверхность: то ли это был битый кирпич, то ли
песчаная наби&ная смесь.
Одна
из серьезных проблем проекта, успешное решение которой возможно при
наличии крупных инвестиций, — это организация подземного пространства
под площадью Петра Великого. По заключению геотехников во главе с проф.
СПбГАСУ В. М. Улиц-ким, нет никаких противопоказаний для выполнения
этой части проекта. Представление о том, что грунты Петербурга не подходят
для подземного строительства, — ошибочно.
Современные технологии позволяют и в наших условиях решать эти задачи.
К тому же планируемое подземное пространство площадью 6 000 м2 в данном
месте реализовать легче, поскольку здесь мало подземных инженерных сетей.
В настоящее время проектные работы интенсивно продолжаются, начат новый
этап археологичес- ких исследований, а в октябре 2001 г. проектная документация
будет представлена для согласования и утверждения не только в Петербурге,
но и в Москве, поскольку памятник имеет статус федерального.
|