Площадь Петра Великого

От редакции: 23 марта 2001 г. Градостроительный совет С.-Петербурга одобрил представленную Государственным Русским музеем и Государственным институтам архитектуры в С.-Петербурге концепцию воссоздания комплекса ин-женерно-фортификационных сооружений Михайловского [Инженерного] замка. Проект предусматривает поэтапное воссоздание мостов и каналов, существовавших при Павле1, благоустройство прилегающей территории, освоение подземного пространства площади при наличии инвестиций, а также снос по мере возможности отдельных поздних построек.
Имея важное градостроительное значение, данная робота станет наиболее весомой в наше время корректировкой архитектурной среды исторического центра Петербурга, Она поможет не только полнее раскрыть бо-гашй духовно-эстетический потенциал памятника, но и придать ему роль ядра, способного связать воедино уникальные архитектурные ансамбли Невского проспекта и пл. Островского, Михайловского дворца, Летнего сода и Мраморного дворца, придав целостность этой части исторического центра С.-Петербурга.
Михайловский замок (1797-1800 гг., арх, В. Бренна) — дворец Павла 1, первый из крупных архитектурных ансамблей Петербурга, памятник классицизма, имеющий черты итальянского ренессанса, барокко и даже готики и вобравший архитектурные идеи Павла I, 6. Виолье, 6. И. Баженова и В. Бренны; построен на месте бывшего Летнего дворца Елизаветы Петровны (1740-е гг., арх. Ф.-Б,Растрелли), где родился Павел 1 {1754 г.).
Монумент Петру 1 (Б.-К.Растрелли), установленный перед замком в 1800 г., накануне 100-летия Петербурга, создавался после 17] 6 г., еще при жизни основателя «нового Рима». Прототипами этого первого памятника России служили конные статуи Марка Аврелия в Риме и Великого курфюрста Фридриха Вильгельма в Берлине (ск. А. Шлютер, участвовавший в постройке Летнего дворца Петpa1). По просьбе редакции авторы проекта знакомят с ним наших читателей.

В. А. Гусев, директор
Государственного Русского музея

Михайловский замок — это не только памятник архитектуры, Павел I видел в нем символ новой российской государственности, символ продолжения петровских реформ. Екатерина II, чье правление было далеко не самым плохим в истории России, оставила наследнику тяжелое бремя: огромную внешнюю задолженность, разбаланси-рованность финансовой системы, инфляцию, расстройство системы внутренних платежей, — проблемы, столь характерные и для нашего времени.
Вступив на трон, Павел I за 4 года сменил 4 генерал-прокурора, резко сократил армию, отменил рекрутский набор, поменял армейскую верхушку, не раз обновлял весь административный аппарат и т. д.
Этот возврат к политике Петра I олицетворяла и установка памятника ему с надписью «Прадеду правнук. 1800» перед Михайловским замком, Оценить важность этого акта можно, вспомнив, сколь сложны были отношения Павла I и Екатерины II, при которой самый первый памятник основателю города и первый памятник России, отлитый еще в 1747 г., так и не нашел себе места, но зато появился другой — «Медный всадник». При Павле I Михайловский (Инженерный) замок вовсе не был «мрачной руиной», лишь убийство императора превратило его, говоря словами А.С.Пушкина, в «...грозно спящий средь тумана, пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец».
Архитектура замка была радостной и праздничной, в его декоре широко применялись разнообразные по цвету и рисунку породы мрамора и гранита, гипс, стены имели почти оранжевый оттенок. В интерьерах и на фасадах здания было 200 бюстов и скульптур, залы переполняли произведения изобразительного искусства.
И самое главное — Павел I указывал генерал-губернатору Петербурга, что Михайлов- ский замок должен иметь свободный доступ: каждый волен проехать в карете или повозке к любому подъезду или во внутренний двор, никаких преград этому не должно чиниться. Павел I вовсе не хотел отгородиться от всех в этом замке, задумывал его как дворец искусств, открытый для России, и, повторяю, — как символ той новой ее государственности, утвердить которую помешал заговор.
Однако за 4 года Павел I успел провести немало реформ, учредить новые институты, в том числе и работающие до сих пор. Не случайно, что в последнее время ряд из них обращаются с просьбой провести в Инженерном замке празднование своего 200-летнего юбилея.
Парадоксально, что в городе, основанном Петром Великим, до сих пор нет площади, носящей его имя, а у площади, что исторически существует перед Инженерным замком, нет своего названия. Условно ее именуют как площадь Коннетабля (коннетабль — конный военачальник в средневековой Франции, а еще раньше — рыцарский предводитель], поскольку прообразами Михайловского замка послужили два дворца: Капрарола в Италии и Шантийи близ Парижа, где собственно и была площадь Коннетабля.
Тесные коммуникации с европейской культурой были характерны и для Петербурга, и для самого Павла I. Архитектурный замысел замка возник у него после знакомства со средневековой архитектурой во время путешествия по Европе [1781-1782 гг.). Документы подтверждают, что первые наброски плана Михайловского замка сделал именно Павел I, страстно увлекавшийся архитектурой. Неудивительно, что после смерти в его столе нашли золотой циркуль и золотой рейсфедер. Получив 10 лет назад этот памятник, наш музей не расценивал его, а в равной степени — и Мраморный, и Строгановский дворцы, как мобильный фонд для запасников.
Главное — восстановить эти памятники, приближаясь по возможности к первоначальному замыслу каждого из них. Потому-то Инженерный замок для нас очень интересен, и крайне важно восстановить исторический облик всего этого комплекса времен Павла I, включающий и уникальный памятник инженерно-фортификационных сооружений, с трапециевидной площадью, окруженной каналами. В ближайшие полгода в ходе проектно-изыскательских работ мы должны понять — что сумеем сделать к 300-летию Петербурга, а что — нет, не создавая утопических проектов и не пытаясь к юбилею сделать нечто быстро и плохо.
Скорее всего, мы сумеем за 2 года заложить первый этап проекта, возможно вновь появятся Воскресенский канал и тройной мост, но само 300-летие города должно стать импульсом для дальнейшего развития всего проекта.

0. С. Романов, директор
Государственного института архитектуры

В ходе проектно-изыскательских работ в 2000 г. были проведены первичные археологические исследования для уточнения схемы и габаритов каналов, существовавших здесь 200 лет назад. Первые раскопки проводились у тройного мостика, в трех местах отводных каналов и по обеим сторонам моста, который был по оси памятника Петру I. Большую помощь в этой роботе оказала группа историков Гос. Русского музея во главе с В. В. Пучковым, выполнявших архивные исследования множества иконографии и чертежей, относящихся к историческим фортификационным сооружениям на площади перед замком. Первичные раскопки подтвердили правильность чертежей 1822 г., по которым выполнялась засыпка каналов. В 2000 г. в ходе раскопок были обнаружены остатки забутовки, некоторые фрагменты кладки гранита, разобранной в свое время для облицовки р. Мойки.
Важный результат исследований — установлено, что историческая отметка площади в отличие от современной находится по периметру отводных каналов на глубине 130 см, а у самого памятника Петру I — на глубине 40 см, т. е. поверхность площади имела уклоны. Последующие работы уточнят, какой именно была ее поверхность: то ли это был битый кирпич, то ли песчаная наби&ная смесь.
Одна из серьезных проблем проекта, успешное решение которой возможно при наличии крупных инвестиций, — это организация подземного пространства под площадью Петра Великого. По заключению геотехников во главе с проф. СПбГАСУ В. М. Улиц-ким, нет никаких противопоказаний для выполнения этой части проекта. Представление о том, что грунты Петербурга не подходят для подземного строительства, — ошибочно.
Современные технологии позволяют и в наших условиях решать эти задачи. К тому же планируемое подземное пространство площадью 6 000 м2 в данном месте реализовать легче, поскольку здесь мало подземных инженерных сетей. В настоящее время проектные работы интенсивно продолжаются, начат новый этап археологичес- ких исследований, а в октябре 2001 г. проектная документация будет представлена для согласования и утверждения не только в Петербурге, но и в Москве, поскольку памятник имеет статус федерального.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>