Л. И. Солодкий
Приоритетные проекты развития автодорожной
инфраструктуры
Северо- Западного региона России
Для
интеграции России и Северо-Западного региона в систему междуна родного
разделения труда, обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения
условий жизни населения необходимо повышение технического уровня дорожной
сети, формирование системы скоростных магистралей, развитие транспортных
связей, обеспечивающих надежные международные, межрегиональные, пригородные
и городские сообщения.
С началом нового века возникла потребность в формировании долгосрочной
стратегии развития дорожной отрасли Северо-Запада, определении приоритетных
задач и потребностей в развитии дорожной сети, разработке программы
строительства и реконструкции дорожных объектов на период 2001-2020
гг. с учетом спроса на автомобильные перевозки и повышения эффективности
хозяйственного комплекса региона.
Учитывая важность и актуальность поставленных задач, Научно-исследовательским
и проектным институтом Территориального развития и транспортной инфраструктуры
в 2000 году разработаны следующие документы, в которых определены перспективы
развития дорожной отрасли Северо-Западного региона:
«Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог
Северо-Запада Российской Федерации до 2010 года с прогнозом на 20-летний
период», которая стала составной частью Национальной программы развития
автомобильных дорог России «Дороги XXI века»;
программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог
приграничных субъектов Северо-Западного региона — Ленинградской, Псковской
областей и Республики Карелия до 2010 года с прогнозом на 20-летний
период;
«Программа первоочередных мер стабилизации транспортной системы
Санкт-Петербурга до 2004 г. и прогноз ее комплексного развития на
перспективу до 2010г.».
В перечисленных документах определены приоритетные задачи дорожной
политики и инструменты ее реализации, сформированы перечни автомобильных
дорог и мостов, рекомендуемых к строительству и реконструкции, рассчитаны
не- обходимые объемы работ по содержанию и ремонту дорожной инфраструктуры
и потребности в их финансировании. Северо-Западный федеральный округ
Российской Федерации занимает территорию площадью около 2,5 млн. км!,
что составляет 9,4 % территории России и 40 % ее европейской части,
в его состав входят 11 субъектов: Республика Карелия, Республика Коми,
Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская,
Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург.
В регионе проживает 14,7 млн. чел. или 10 % населения России, здесь
производится 8,9 % от валового регионального продукта всех субъектов
Российской Федерации. Общие границы с развитыми государствами (Финляндией,
Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью), наличие крупнейших
морских портов и развитой транспортной инфраструктуры, прохождение 9-го
интермодального коридора — все это предопределило роль Северо-Западного
региона как транспортного моста между крупнейшими мировыми рынками Центральной
и Восточной Европы, странами Балтии и государствами-членами СНГ.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического роста, освоения
богатейших запасов природных ресурсов, увеличения конкурентоспособности
отраслей промышленности и повышения качества жизни населения региона
необходимо обеспечить надежные транспортные связи и развитие сети автомобильных
дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории
Северо-Западного региона по данным на 01.01.2000 г. составляет 75,2
тыс. км, в том числе федеральных дорог — 5,2 тыс. км, территориальных
дорог — 70 тыс. км. Основными проблемами дорожного комплекса Северо-Западного
региона являются следующие:
1) недостаточно развита федеральная дорожная сеть: автодорожные маршруты
в Западную Европу не соответствуют требованиям, предъявляемым к международным
транзитным магистралям;
2) отсутствуют кратчайшие автодорожные связи между северными субъектами
региона;
3) отсутствуют обходные магистрали для вывода транзитного транспорта
из Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Пскова и других городов;
4) наибольшая протяженность дорог общего пользования Северо-Запада
приходится на дороги IV-V технических категорий — 57,8 тыс. км и внекатегорийные
— 10,4 тыс. км, что в сумме составляет 80 % от протяженности дорог
общего пользования региона;
5) из 28 803 населенных пунктов Северо-Западного региона только 17618
(61 %) имеют связь по дорогам с твердыми покрытиями;
6) в регионе 8 892 железнодорожных переездов в одном уровне и 29 паромных
переправ, из имеющихся 6426 мостов 33% — деревянные, которые требуют
замены на капитальные.
В перспективе расширение международных связей, развитие морских портов
на Балтике, рост объемов производства в Северо-Западном регионе приведет
к увеличению автомобильных перевозок грузов, которые по прогнозу к 2020
г. возрастут в 1,6 раза и составят 540 млн. тонн в год. Если в настоящее
время уровень автомобилизации в регионе составляет 128 легковых авт,
на 1000 жителей, то по прогнозу к 2020 г. он возрастет до 250-270 авт.
на 1000 жителей. Прогноз интенсивности движения на 20-летнюю перспективу
показал, что в целом по региону размеры транспортных потоков увеличатся
в среднем в 1,7-1,9 раза, что потребует соответствующего развития и
совершенствования дорожной сети. Основной целью дорожной политики Северо-Запада
является совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение
их потребительских свойств для достижения максимального вклада региона
в экономику России, обеспечения национальной безопасности страны, повышения
эффективности использования ресурсов и стимулирования экономического
роста в субъектах РФ, К числу важнейших задач дорожной политики Северо-Западного
региона относятся:
- формирование международных и российских транспортных коридоров для
интеграции России и Северо-Западного региона в международную систему
разделения труда и обеспечения связи между крупнейшими региональными
центрами страны;
- создание новых автодорожных направлений, обеспечивающих кратчайшие
транс-портно-экономические связи всех субъектов Северо-Запада между
собой и с опорной сетью автомобильных дорог России;
- развитие опорной сети автомобильных дорог региона за счёт нового
строительства и реконструкции наиболее загруженных участков магистралей;
- троительство обходов населённых пунктов для вывода из них транзитных
потоков;
- развитие автомобильных дорог в приграничных районах с обустройством
транспортных выходов за границу;
- обеспечение удобных автодорожных связей важнейших транспортных узлов,
подъездов к морским портам, терминалам и другим объектам транспортной
инфраструктуры для повышения эффективности работы транспортной системы
региона;
- завершение приёмки бывших внутрихозяйственных дорог в сеть дорог
общего пользования и обеспечение их круглогодичной эксплуатации, создание
сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием в сельской местности,
обеспечивающей связи всех населённых пунктов с центрами сельских администраций
и хозяйств, а также с опорной сетью дорог.
Приоритетным направлением совершенствования автодорожной сети региона
является развитие автодорожных коридоров, реализация строительства которых
позволит интегрировать разобщенные транспортные сети отдельных областей
и республик Северо-Запада России в единую транспортную систему. По территории
Северо-Западного региона проходит 9-ый интермодальный транспортный коридор
Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Кишинев — Бухарест — Пловдив
с параллельным ходом Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Киев с двумя
ответвлениями: Киев — Минск — Вильнюс — Калининград — Клайпеда (9-а)
и Любашевка — Одесса (9-6). На этом маршруте от Санкт-Петербурга до
границы с Финляндией осуществлена реконструкция федеральной автомобильной
дороги «Скандинавия» по нормативам II категории. В настоящее время ведется
строительство обхода г. Выборга, завершение которого запланировано на
2002 год. Развернуты работы по сооружению кольцевой автомобильной дороги
вокруг Санкт-Петербурга.
Завершено строительство обхода г. Тосно на федеральной автомобильной
дороге «Россия», продолжается реконструкция этой магистрали с устройством
4-полосной проезжей части на участке от г. Тосно до г. Великого Новгорода.
Введен в эксплуатацию соединительный участок Пудож — Каргополь на формируемом
межрегиональном маршруте Котлас — Архангельск — Каргополь — Пудож —
Вытегра — Санкт-Петербург с подъ- ездами к финской границе по территории
Карелии в районе г. Костомукша и Сорта-вала. Таким образом, обеспечена
прямая связь Архангельской области с Карелией, на 500 км по сравнению
с маршрутом через Вологду сократился пробег в направлении на Санкт-Петербург
и Мурманск. Выполняемые работы позволят повысить технический уровень
опорной сети автомобильных дорог в регионе и сформировать новые межрегиональные
автодорожные маршруты, связывающие субъекты Северо-Западного, Западно-Сибирского
и соседних регионов России по кратчайшим направлениям, что обеспечит
сокращение перепробега транспортных средств при осуществлении межрегиональных
перевозок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 438 от 17 апреля
1999 года «О государственной концепции развития автомобильных дорог
в Российской Федерации» приоритетным направлением дорожной политики
является создание автодорожных коридоров России, шесть из которых пройдут
по территории Северо-Западного региона:
- Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Новгород — Тверь — Москва
— Тула — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Сочи;
- Санкт-Петербург — Псков — Смоленск — Брянск — Орел — Курск — Ростов-на-Дону;
- Архангельск — Вологда — Ярославль — Москва — Волгоград — Астрахань
— Махачкала;
- Санкт-Петербург — Каргополь — Кот-лас — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь
с подъездом Пудож — Медвежьегорск — Костомукша — граница Финляндии;
- Санкт-Петербург — Вологда — Кострома — Киров — Пермь — Екатеринбург;
- Сыктывкар — Киров — Йошкар-Ола — Чебоксары — Ульяновск — Саратов
— Волгоград
К важнейшим проектам развития дорожной сети региона относится формирование
Северного транспортного коридора по направлению от Санкт-Петербурга
и финской границы через Вытегру и Пудож на Каргополь — Котлас — Сыктывкар
и далее на Салехард — Надым — Новый Уренгой. Данный маршрут обеспечит
сокращение расстояний доставки грузов и пассажиров по трассе Екатеринбург
— Архангельск — на 900 км; Пермь — Сыктывкар — 535 км; Сыктывкар — Архангельск
— 1530 км; Сыктывкар — Санкт-Петербург — 560 км. За период реализации
Программы с 2001 по 2020 гг. в Северо-Западном регионе должно быть построено
и реконструировано 19 754 км автомобильных дорог, в том числе федеральных
— 3 343 км, территориальных — 16 412 км. За первые пять лет планируется
ввод 746,1 км федеральных дорог и 3253,2 км территориальных дорог. Наибольший
объем работ по строительству и реконструкции территориальных дорог будет
приходиться на Республику Коми, Архангельскую, Вологодскую и Ленинградскую
области, так как по их территории должны пройти основные автодорожные
коридоры России.
Одним из приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры
Северо-Западного региона является строительство Кольцевой автодороги
вокруг Санкт-Петербурга — второго города России по экономико-политическому
значению и численности проживающего населения. Трасса кольцевой дороги
станет объединяющим элементом транспортной системы региона и соединит
в единое целое все основные дорожные магистрали, расходящиеся из Санкт-Петербурга
в направлении Хельсинки, Мурманска, Москвы, Киева и Таллинна. За период
2001-2005 гг. должны быть построены и реконструированы следующие наиболее
крупные объекты региона: Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга,
мостовые переходы через р. М. Северную Двину у г. Котласа, через Кольский
залив, через р. Волхов на автодороге Кисельня — Хвалово, через р. Шексна
на автодороге Воскресенское — Кириллов, обход г. Выборга, обход г. Луги
на автодороге С.-Петербург — Псков, северная часть обхода г. Вологда,
реконструкция автодорог — Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, Архангельск
— Каргополь — Вытегра на участке Прокшино — гр. Архангельской области
(участки Северного автодорожного коридора), «Кола» на участке Синявино
— Назия и др.
Одновременно решить все перечисленные задачи не представляется возможным
из-за ограниченности финансовых ресурсов. Необходима поэтапная реализация
стратегии развития дорожной сети с учетом достижения максимального эффекта
в виде прироста валового регионального продукта от инвестиций в приоритетные
дорожные объекты строительства, реконструкции и ремонта.
Поэтому задача создания современной сети автомобильных дорог Северо-Западного
региона России разбивается на 2 этапа:
- 1 этап — стабилизационный до 2005 года;
- 2 этап — экономического роста и ускоренного развития дорожной сети
На 1-ом этапе предусматривается основные усилия направить на улучшение
транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных
дорог и сооружений. На 2-ом этапе приоритетной задачей становится совершенствование
воспроизводственной структуры инвестиций в автомобильные дороги с переходом
от преимущественного в предшествующие годы финансирования работ по ремонту
и содержанию дорог к увеличению доли средств, направляемых на строительство
и реконструкцию.
Реализация Программы развития дорожной сети Северо-Западного региона
будет способствовать активизации внешних и внутренних связей, экономическому
росту и повышению эффективности функционирования транспортной системы
в стратегически важном регионе страны.
|