Л. И. Солодкий


Приоритетные проекты развития автодорожной инфраструктуры
Северо- Западного региона России


Для интеграции России и Северо-Западного региона в систему междуна родного разделения труда, обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения условий жизни населения необходимо повышение технического уровня дорожной сети, формирование системы скоростных магистралей, развитие транспортных связей, обеспечивающих надежные международные, межрегиональные, пригородные и городские сообщения.
С началом нового века возникла потребность в формировании долгосрочной стратегии развития дорожной отрасли Северо-Запада, определении приоритетных задач и потребностей в развитии дорожной сети, разработке программы строительства и реконструкции дорожных объектов на период 2001-2020 гг. с учетом спроса на автомобильные перевозки и повышения эффективности хозяйственного комплекса региона.
Учитывая важность и актуальность поставленных задач, Научно-исследовательским и проектным институтом Территориального развития и транспортной инфраструктуры в 2000 году разработаны следующие документы, в которых определены перспективы развития дорожной отрасли Северо-Западного региона:

  • «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Северо-Запада Российской Федерации до 2010 года с прогнозом на 20-летний период», которая стала составной частью Национальной программы развития автомобильных дорог России «Дороги XXI века»;

  • программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог приграничных субъектов Северо-Западного региона — Ленинградской, Псковской областей и Республики Карелия до 2010 года с прогнозом на 20-летний период;

  • «Программа первоочередных мер стабилизации транспортной системы Санкт-Петербурга до 2004 г. и прогноз ее комплексного развития на перспективу до 2010г.».

В перечисленных документах определены приоритетные задачи дорожной политики и инструменты ее реализации, сформированы перечни автомобильных дорог и мостов, рекомендуемых к строительству и реконструкции, рассчитаны не- обходимые объемы работ по содержанию и ремонту дорожной инфраструктуры и потребности в их финансировании. Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации занимает территорию площадью около 2,5 млн. км!, что составляет 9,4 % территории России и 40 % ее европейской части, в его состав входят 11 субъектов: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург. В регионе проживает 14,7 млн. чел. или 10 % населения России, здесь производится 8,9 % от валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации. Общие границы с развитыми государствами (Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью), наличие крупнейших морских портов и развитой транспортной инфраструктуры, прохождение 9-го интермодального коридора — все это предопределило роль Северо-Западного региона как транспортного моста между крупнейшими мировыми рынками Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и государствами-членами СНГ.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического роста, освоения богатейших запасов природных ресурсов, увеличения конкурентоспособности отраслей промышленности и повышения качества жизни населения региона необходимо обеспечить надежные транспортные связи и развитие сети автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Северо-Западного региона по данным на 01.01.2000 г. составляет 75,2 тыс. км, в том числе федеральных дорог — 5,2 тыс. км, территориальных дорог — 70 тыс. км. Основными проблемами дорожного комплекса Северо-Западного региона являются следующие:

1) недостаточно развита федеральная дорожная сеть: автодорожные маршруты в Западную Европу не соответствуют требованиям, предъявляемым к международным транзитным магистралям;
2) отсутствуют кратчайшие автодорожные связи между северными субъектами региона;
3) отсутствуют обходные магистрали для вывода транзитного транспорта из Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Пскова и других городов;
4) наибольшая протяженность дорог общего пользования Северо-Запада приходится на дороги IV-V технических категорий — 57,8 тыс. км и внекатегорийные — 10,4 тыс. км, что в сумме составляет 80 % от протяженности дорог общего пользования региона;
5) из 28 803 населенных пунктов Северо-Западного региона только 17618 (61 %) имеют связь по дорогам с твердыми покрытиями;
6) в регионе 8 892 железнодорожных переездов в одном уровне и 29 паромных переправ, из имеющихся 6426 мостов 33% — деревянные, которые требуют замены на капитальные.


В перспективе расширение международных связей, развитие морских портов на Балтике, рост объемов производства в Северо-Западном регионе приведет к увеличению автомобильных перевозок грузов, которые по прогнозу к 2020 г. возрастут в 1,6 раза и составят 540 млн. тонн в год. Если в настоящее время уровень автомобилизации в регионе составляет 128 легковых авт, на 1000 жителей, то по прогнозу к 2020 г. он возрастет до 250-270 авт. на 1000 жителей. Прогноз интенсивности движения на 20-летнюю перспективу показал, что в целом по региону размеры транспортных потоков увеличатся в среднем в 1,7-1,9 раза, что потребует соответствующего развития и совершенствования дорожной сети. Основной целью дорожной политики Северо-Запада является совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, повышение их потребительских свойств для достижения максимального вклада региона в экономику России, обеспечения национальной безопасности страны, повышения эффективности использования ресурсов и стимулирования экономического роста в субъектах РФ, К числу важнейших задач дорожной политики Северо-Западного региона относятся:

  • формирование международных и российских транспортных коридоров для интеграции России и Северо-Западного региона в международную систему разделения труда и обеспечения связи между крупнейшими региональными центрами страны;
  • создание новых автодорожных направлений, обеспечивающих кратчайшие транс-портно-экономические связи всех субъектов Северо-Запада между собой и с опорной сетью автомобильных дорог России;
  • развитие опорной сети автомобильных дорог региона за счёт нового строительства и реконструкции наиболее загруженных участков магистралей;
  • троительство обходов населённых пунктов для вывода из них транзитных потоков;
  • развитие автомобильных дорог в приграничных районах с обустройством транспортных выходов за границу;
  • обеспечение удобных автодорожных связей важнейших транспортных узлов, подъездов к морским портам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры для повышения эффективности работы транспортной системы региона;
  • завершение приёмки бывших внутрихозяйственных дорог в сеть дорог общего пользования и обеспечение их круглогодичной эксплуатации, создание сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связи всех населённых пунктов с центрами сельских администраций и хозяйств, а также с опорной сетью дорог.


Приоритетным направлением совершенствования автодорожной сети региона является развитие автодорожных коридоров, реализация строительства которых позволит интегрировать разобщенные транспортные сети отдельных областей и республик Северо-Запада России в единую транспортную систему. По территории Северо-Западного региона проходит 9-ый интермодальный транспортный коридор Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Кишинев — Бухарест — Пловдив с параллельным ходом Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Киев с двумя ответвлениями: Киев — Минск — Вильнюс — Калининград — Клайпеда (9-а) и Любашевка — Одесса (9-6). На этом маршруте от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией осуществлена реконструкция федеральной автомобильной дороги «Скандинавия» по нормативам II категории. В настоящее время ведется строительство обхода г. Выборга, завершение которого запланировано на 2002 год. Развернуты работы по сооружению кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.
Завершено строительство обхода г. Тосно на федеральной автомобильной дороге «Россия», продолжается реконструкция этой магистрали с устройством 4-полосной проезжей части на участке от г. Тосно до г. Великого Новгорода. Введен в эксплуатацию соединительный участок Пудож — Каргополь на формируемом межрегиональном маршруте Котлас — Архангельск — Каргополь — Пудож — Вытегра — Санкт-Петербург с подъ- ездами к финской границе по территории Карелии в районе г. Костомукша и Сорта-вала. Таким образом, обеспечена прямая связь Архангельской области с Карелией, на 500 км по сравнению с маршрутом через Вологду сократился пробег в направлении на Санкт-Петербург и Мурманск. Выполняемые работы позволят повысить технический уровень опорной сети автомобильных дорог в регионе и сформировать новые межрегиональные автодорожные маршруты, связывающие субъекты Северо-Западного, Западно-Сибирского и соседних регионов России по кратчайшим направлениям, что обеспечит сокращение перепробега транспортных средств при осуществлении межрегиональных перевозок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 438 от 17 апреля 1999 года «О государственной концепции развития автомобильных дорог в Российской Федерации» приоритетным направлением дорожной политики является создание автодорожных коридоров России, шесть из которых пройдут по территории Северо-Западного региона:

  • Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Новгород — Тверь — Москва — Тула — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Сочи;
  • Санкт-Петербург — Псков — Смоленск — Брянск — Орел — Курск — Ростов-на-Дону;
  • Архангельск — Вологда — Ярославль — Москва — Волгоград — Астрахань — Махачкала;
  • Санкт-Петербург — Каргополь — Кот-лас — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь с подъездом Пудож — Медвежьегорск — Костомукша — граница Финляндии;
  • Санкт-Петербург — Вологда — Кострома — Киров — Пермь — Екатеринбург;
  • Сыктывкар — Киров — Йошкар-Ола — Чебоксары — Ульяновск — Саратов — Волгоград

К важнейшим проектам развития дорожной сети региона относится формирование Северного транспортного коридора по направлению от Санкт-Петербурга и финской границы через Вытегру и Пудож на Каргополь — Котлас — Сыктывкар и далее на Салехард — Надым — Новый Уренгой. Данный маршрут обеспечит сокращение расстояний доставки грузов и пассажиров по трассе Екатеринбург — Архангельск — на 900 км; Пермь — Сыктывкар — 535 км; Сыктывкар — Архангельск — 1530 км; Сыктывкар — Санкт-Петербург — 560 км. За период реализации Программы с 2001 по 2020 гг. в Северо-Западном регионе должно быть построено и реконструировано 19 754 км автомобильных дорог, в том числе федеральных — 3 343 км, территориальных — 16 412 км. За первые пять лет планируется ввод 746,1 км федеральных дорог и 3253,2 км территориальных дорог. Наибольший объем работ по строительству и реконструкции территориальных дорог будет приходиться на Республику Коми, Архангельскую, Вологодскую и Ленинградскую области, так как по их территории должны пройти основные автодорожные коридоры России.
Одним из приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры Северо-Западного региона является строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга — второго города России по экономико-политическому значению и численности проживающего населения. Трасса кольцевой дороги станет объединяющим элементом транспортной системы региона и соединит в единое целое все основные дорожные магистрали, расходящиеся из Санкт-Петербурга в направлении Хельсинки, Мурманска, Москвы, Киева и Таллинна. За период 2001-2005 гг. должны быть построены и реконструированы следующие наиболее крупные объекты региона: Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга, мостовые переходы через р. М. Северную Двину у г. Котласа, через Кольский залив, через р. Волхов на автодороге Кисельня — Хвалово, через р. Шексна на автодороге Воскресенское — Кириллов, обход г. Выборга, обход г. Луги на автодороге С.-Петербург — Псков, северная часть обхода г. Вологда, реконструкция автодорог — Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, Архангельск — Каргополь — Вытегра на участке Прокшино — гр. Архангельской области (участки Северного автодорожного коридора), «Кола» на участке Синявино — Назия и др.
Одновременно решить все перечисленные задачи не представляется возможным из-за ограниченности финансовых ресурсов. Необходима поэтапная реализация стратегии развития дорожной сети с учетом достижения максимального эффекта в виде прироста валового регионального продукта от инвестиций в приоритетные дорожные объекты строительства, реконструкции и ремонта.
Поэтому задача создания современной сети автомобильных дорог Северо-Западного региона России разбивается на 2 этапа:

  • 1 этап — стабилизационный до 2005 года;
  • 2 этап — экономического роста и ускоренного развития дорожной сети

На 1-ом этапе предусматривается основные усилия направить на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог и сооружений. На 2-ом этапе приоритетной задачей становится совершенствование воспроизводственной структуры инвестиций в автомобильные дороги с переходом от преимущественного в предшествующие годы финансирования работ по ремонту и содержанию дорог к увеличению доли средств, направляемых на строительство и реконструкцию.
Реализация Программы развития дорожной сети Северо-Западного региона будет способствовать активизации внешних и внутренних связей, экономическому росту и повышению эффективности функционирования транспортной системы в стратегически важном регионе страны.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>