Ольга Таратынова, архитектор

Опыт восстановления культовых зданий
в Санкт-Петербурге в 1990-х гг.


Основав Санкт-Петербург, Петр I видел новую столицу России открытым европейским городом, вобравшим культурные традиции многих стран и народов. Государство всячески поощряло переселенцев из стран Западной Европы — купцов, военных, строителей, архитекторов, художников, открывая для них широкие перспективы в деловой и частной жизни.
Петербург стал быстро обустраиваться, а число церквей в нем — умножаться, причем наряду с православными строились первые католические, ре- форматские и другие иноверческие храмы. В начале XX века здесь появились представительные здания синагоги, мечети, уникальный буддийский храм, в целом действовало 470 православных храмов, около 30-ти лютеранских и более 10-ти реформатских, методистских и англиканских епископальных церквей и часовен. В 1930-е годы почти все они были закрыты, при этом многие здания приспособили под склады, кинотеатры, а то и промышленное производство. В середине 1990-х годов по распо- ряжению Президента Российской Федерации от 23. 04. 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и имущества» начался процесс передачи культовых зданий различным религиозным общинам. Одновременно весьма интенсивно велись работы по возрождению храмов. Впервые за последние 80 лет с проблемами восстановления культовых зданий столкнулись и органы охраны культурного наследия Санкт-Петербурга [КГИОП].
После выхода упомянутого распоряжения Президента за очень короткий срок в Петербурге различным религиозным объединениям были переданы десятки храмов. По понятным причинам их состояние оставляло желать лучшего. Получив здание в свое распоряжение, настоятели, как правило, ставили одну цель — в максимально короткие сроки и с минимальными затратами сделать храм действующим, открыть его для прихожан. А это не всегда совпадало с задачами, которые решают органы охраны памятников: исследование объекта, производство зондажей, шурфов, изучение несущей способноеги конструкций, расчистка и реставрация живописной отделки. В ответ на эти требования КГИОП община выставляла ответные: «раз живопись представляет для вас ценность — вот и финансируйте ее реставрацию». И в большинстве случаев реставрация живописи в храмах ведется сегодня за деньги городского и, частично, федерального бюджетов.
Ежегодно довольно значительные суммы выделяются на проведение про-тивоаварийных мероприятий, гидроизоляцию, выявление первоначальной отделки культовых зданий различных конфессий: в 1999 г. это было $ 334 тыс. из городского и $ 1 8 тыс. из федерального бюджетов. В 2000 г. — соответственно $ 520 тыс. из городского и S 483 тыс. — из федерального. Как правило, концепции реставрации культовых зданий совместно определяют органы охраны памятников, архитекторы — авторы проектов и настоятели храмов — представители той или иной конфессии. Решающее значение при этом имеет источник финансирования и объем выделяемых средств. Бюджетное финансирование позволяет осуществить полный комплекс научных исследований, гарантирует технологический контроль хода реставрационных работ и обеспечивает их комплексность. Финансирование работ за счет общественных средств прихода решает лишь локальные задачи, носящие, как правило, противоаварийный характер.
Говоря о практических подходах органов охраны памятников Санкт-Петербурга к реставрации культовых зданий, можно выделить 3 основные концепции:
I. Полная реставрация с сохранением ценных пристроек и перестроек используется в храмах, которые на момент их передачи религиозной общине полностью или с минимальными утратами сохранили свою отделку.
II. Фрагментарная реставрация с сохранением уцелевших элементов отделки и использованием современных приемов оформления интерьера, если авторская отделка отсутствует.
III. Воссоздание культовых объектов: восстановление здания на первоначальный, либо научно оптимальный период, определенный на основе историко-археологических исследований. Одна из разновидностей такого подхода — воссоздание интерьеров, полностью утраченных по тем или иным причинам. Безусловное большинство восстанавливаемых в настоящее Бремя культовых зданий в Петербурге входят в I группу. Это постройки, полностью сохранившие архитектуру фасадов, но в связи с продолжительным использованием для других целей (склад, каток, бассейн, спортзал, промышленные цеха, проектные организации, музей, кинотеатр] утратившие свое объемно-пространственное решение: одно или несколько внутренних перекрытий разделяют объем здания по высоте.
Для православных церквей второй половины XIX века настенная роспись, как правило, сохраняется под слоями многочисленных поздних покрасок и при наличии иконографических материалов вполне подлежит восстановлению. Полностью утраченные иконостасы и осветительные приборы в таких церквях либо изготавливают заново со стилизацией под общий характер архитектурного решения интерьеров, либо выполняют в современном стиле. По такому принципу у нас реставрируется ряд сооружений, в т. ч. Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины (Армянская) и Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. О реставрации Армянской церкви подробно рассказано в статье И.Васильевой, см. "ДиС", № 1 (12)2001. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (В. О., 8-я линия, 57-6]. Построена в традициях московского зодчества в 1750-1762 гг. Автор не установлен. Живописная отделка хрома выполнялась позже — во второй половине XIX веко. Закрыто в 1936 г., после чего в здании размещалось конструкторское бюро. Внутренние помещения были разделены по высоте междуэтажным перекрытием и подверглись существенным перепланировкам. В J995 г. в здании, переданном православной общине, начались реставрационные роботы. После выборочных расчисток наслоений определено, что все поверхности купола, арок и стен имеют живописную отделку, сохранившуюся но 70-80 %. Было решено разобрать перекрытия и перегородки и выполнить полную расчистку росписей с укреплением красочных слоев и восполнением утрат. Все остальные элементы отделки реставрируются, интерьеры восстанавливаются на период до 1 9 J 7 г. на основании натурных исследований, поскольку иконография по отделке интерьеров отсутствует. Объекты, относящиеся ко II группе, малочисленны, однако они»дают основания говорить о безвозвратной утрате основной декоративной отделки интерьеров, а также нецелесообразности ее воссоздания в связи с отсутствием иконографических материалов либо по экономическим причинам. В этом случае все незначительные сохранившиеся фрагменты интерьера (позолоченные лепные детали, фрагменты живописной отделки и пр.) музеефициру-ются в виде отдельных участков, а весь интерьер восстанавливается в упрощенных современных формах. Причиной подобной концепции ремонтно-ре-ставрационных работ может стать и имущественный прецедент, когда здание церкви, первоначально принадлежавшее одной конфессии, передается другой. Примером такого рода можно назвать Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы [Боровая ул., 50). Эта церковь была построена в )89!-1В93гг. по проекту арх. Н.Н.Нико-нова для Санкт-Петербургского Епархиального Братства. 6 архитектуре фасадов хрома использовались приемы культового зодчества России XVII веко. Основной четырехгранный объем церкви был увенчан пятью главами, еще одна главка завершала пространство трапезной, а над западным входом размещалось колокольня. Внутреннее убранство храма было также решено в «русском стиле». Стены и своды имели живописную отделку, выполненную Г. Г. Гагариным. Иконостас из цветной майолики был изготовлен на фабрике Кузнецова. В / 936 г. церковь Покрова была закрыта, вскоре здание было существенно перестроено, при этом полностью уничтожено пятиглавое завершение. В 1989 г. здание церкви передали Совету евангельских христиан-баптистов под Дом Евангелия. Сразу же был начат ремонт в интерьерах церкви, причем без участия органов охраны памятников. При этом было смонтировано металлическая конструкция балкона (ранее не существовавшего), а роспись стен частично уничтожено, либо закрашена.
Сейчас в интерьерах церкви живописная отделка почти полностью отсутствует, за исключением раскрытой и отрес-товрированной композиции в алтаре, о обьемно-простронственное решение за счет устройства болконо приобрело новый современный характер. Следует признать, что передача культового здания религиозной общине иной конфессии, чем та, для которой храм строился, является ошибкой, подчас необратимо губительной для объекта культурного наследия. Единственно верным решением следует считать возвращение православных храмов православным общинам, католических — соответственно католическим и т. д. Ill группа объектов, включающая полное воссоздание храма, пока в Петербурге встречается довольно редко. При этом имеется ввиду либо полное восстановление ранее уничтоженной постройки, либо полное воссоздание интерьеров. Один из таких проектов — воссоздание полностью утраченной в результате пожара в конце 1980-х гг. отделки католического костела Св. Екатерины. Костел Св, Екатерины Александрийской (Невский пр., 32-34} — старейшая и наиболее крупная католическая церковь Санкт-Петербурга. Построена по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота и А. Ринальди е f759-/782 гг. 6 этом храме были погребены польский король Станислав Понятов-ский, французский маршал Ж. В. Моро. Храм был закрыт в /938 году, а его утварь впоследствии пропала. Здание использовалось под книжный склад. В /980-е гг. в костеле решили устроить концертный зал, для чего были выполнены обмеры интерьеров, проект реставрации и возведены строительные леса. Однако в 1 984 г. в здании вспыхнул пожар, уничтоживший всю сохранившуюся отделку интерьеров. 6 таком виде в 1992 г. здание было передано Римско-Католическому религиозному объединению, почавшему реставрацию храма. Было решено — восстанавливать интерьеры собора полностью, за исключением живописного плафона. Очень помогли проект реставрации и обмеры 1 980-х гг., подробно зафиксировавшие отделку интерьеров до пожара. Работы продолжаются и сегодня. Пока отрестоврирована и открыто каплица в одном из приделов храма, где ежедневно совершаются богослужения. Пока нет примеров полного воссоздания церковного здания в Петербурге, однако есть проекты такого рода, и нельзя исключить возможность их реализации в будущем. Недавно на Научном совете города утвержден проект воссоздания часовни при соборе Св. Андрея Первозванного, В ближайшие годы этот проект будет реализован. Другой проект — воссоздание взорванного в связи со строительством метро в 1960-е гг. храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади — градостроительной доминанты, «замыкавшей» на себя значительную территорию исторического центра Санкт-Петербурга. Отметим, что наиболее кардинальные изменения интерьеров восстанавливаемых церквей предпринимаются неправославными конфессиями. И это не случайно. Православная церковь консервативна и строже соблюдает традиции во всем, что касается и порядка богослужения, и оформления интерьеров храмов. И когда речь идет о воссоздании утраченных элементов интерьеров (иконостас, осветительные приборы, росписи стен и пр.} православная община всегда предпочитает копировать аналоги, в крайнем случае использовать стилизацию и практически никогда не идет по пути решений в современных формах. Такова традиция православного мышления, и врядли она изменится в обозримом будущем. Совершенно исключительным для Санкт-Петербурга представляется опыт нос-становления лютеранской кирхи Петра и Павла на Невском проспекте. Построенная в 1833-1838 гг. по проекту арх. А. П. Брюллова, оно получило в середине XIX века новую насыщенную отделку сводов и пилонов, выполненную в «готизир ОБО ином стиле со звучанием Ренессанса» по проекту выдающегося арх. М. Е. Месмахера. К сожалению, после приспособления здания в ! Р50-е гг. под бассейн уникальная отделка практически не сохранилась. После передачи хрома немецкой общине в ГР°3 г. начались реставрационные роботы, финансируемые Министерством Внутренних Дел Германии (руководитель проекта - известнейший германский реставратор из Университета в г. Карлсруэ профессор Фритц Вен-цель),
Поскольку восстановление первоначального облика интерьеров хрома требовало ликвидации чаши бассейна, что по заключению специалистов-конструкторов угрожало конструктивной прочности здания, в обьемох работ I очереди предусмотрели «консервацию» чаши бассейна с расположением перекрытия на ее верхней отметке. При этом не ставилась задача восстановить даже первоначальное объемно-пространственное решение интерьеров. Наоборот, авторы проекта сознательно шли на создание иного решения, отличного от первоначального. Кроме того, выполненные выборочно послойные расчистки показали, что роспись сводов практически утрачена: на стенах сохранились лишь небольшие ее фрагменты. Таким образом, проектировщикам пришлась отказаться от авторского решения интерьеров М. Месмахера и искать современный вариант, сохранив при этом уцелевшие авторские фрагменты. Были расчищены от покрасок и тщательно отреставрированы гранитные колонны, раскрыты лоджии в алтарной части, восстановлен расписной деревянный портал при входе в хром. Наиболее сохранившиеся фрагменты росписи стен были «законсервированы». Пол в новом золе церкви выполнен из керамической плитки — как напоминание о прежнем использовании храма под бассейн. Боковые трибуны полностью сохранены, а осветительные приборы и престол выполнены в современном стиле.
Сейчас кирха Петра и Павла — это не только религиозный, но и культурный и образовательный центр. А для профессионалов-реставраторов оно являет собой пример реконструкции культового здания, когда па- мятник приобретает новое «звучание», новый художественный образ, созвучный нашему времени.
Аналогичную концепцию архитекторы выбрали для восстановления евангеличе-ско-люгеранской церкви Св. Марии (Большая Конюшенная ул., 6-8). Сегодня создается проект оформления интерьеров с сохранением всех «исторических» элементов. В этом году начнутся работы по его реализации.
Так, шаг за шагом, совместными усилиями государства и приходов, бескорыстным трудом прихожан возвращаются к жизни святыни Петербурга, многие из которых представляют собой блистательные страницы архитектурной летописи нашего города, еще недавно незаслуженно забытые.
Литература:
1. Шулъц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994.
2. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.
3. Материалы научного архива КГИОП.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>