Георгий Степанов, доктор искусствоведения,
профессор СП6ГАИЖСА им. И. Е. Репина


Станция метро "Крестовский остров"

У петербуржцев на слуху немоло великолепных по архитектуре станций метрополитена, но эта — «Крестовский остров» — запоминается навсегда, стоит хоть раз побывать здесь, Почему же это происходит?!
Прежде всего, романтическая среда — из городской сутолоки и давки вы попадаете в великолепный парк, ведущий к морским просторам залива, крупнейшим стадионам города, Елагину и Крестовскому островам, яхт-клубу и гребным базам, да и само расположение станции среди вековых деревьев вызывает душевное спокойствие и радость.
Крестовский остров в дельте Невы, характерная историческая парковая среда, — традиционное место отдыха и спорта. Именно это и определило образный строй, организующую и преобразующую роль нового сооружения. Впервые в практике Санкт-Петербурга подземная станция и ее наземный вестибюль решаются как тематически единое целое.
Своеобразен архитектурный прием: сочетание стеклянного объема наземного вестибюля и массивных арочных порталов определяет постклассицистическую парковую архитектуру, Декоративная каменная аркатура охватывает внешний объем наземного вестибюля, масштабно связывает наземный объем и подземное пространство.
Зал станции — трехнефный, что зрительно и функционально удобно, так как разделяет пассажирские потоки. Здесь подземное пространство — это часть парковой среды, и вы еще до выхода наверх оказываетесь в ее архитектуре. Порталы с круглыми проемами разделяют и зрительно связывают нефы станции.
Завершающий композиционный прием: в торце станции на зеркальном фоне — арочный портал, а за ним «бесконечное» отраженное пространство главного нефа станции. Портал — и преграда, и ключ к развитию пространства.
Яркий отсвет потолка отражается в полированном каменном полу главного нефа, придавая ему волнующий эффект. Наземный вестибюль — драгоценный, бархатисто-коричневый стеклянный куб, как бы вбирающий в себя парковый пейзаж. Он перекрыт пространственной металлической структурой — современная функциональная форма. Она пересекается под углом с открытой каменной аркадой, характерной для дворцоео-парковых ансамблей Петербурга и повторяющей мотивы каменного ордера подземного зала. Две темы — современная и историческая, в недавнем прошлом исключающие и отрицающие друг друга, — здесь контрастно сопоставлены. Они взаимопроникают, обогащая друг друга, создавая новое композиционное единство.
Побывав на станции метро «Крестовский остров», вы получаете неизгладимое мажорное впечатление душевной праздничности и олимпийского спокойствия. А это говорит о том, что образное воздействие от произведения архитектуры состоялось. И здесь можно поздравить с несомненной удачей авторов проекта архитекторов Е. М. Рапопорта, Г. А. Васильева, А. К. Кривцуна.
Станция открыта 1 сентября 1999 г. За эту работу руководитель авторского коллектива Е. М. Рапопорт удостоен золотой медали Российской Академии Художеств. В 2000 г. работа выдвинута на соискание Государственной премии России по разделу «Литература и искусство».


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>