Георгий Степанов, доктор искусствоведения,
профессор СП6ГАИЖСА им. И. Е. Репина
Станция метро
"Крестовский остров"
У петербуржцев на слуху немоло великолепных по архитектуре станций метрополитена,
но эта — «Крестовский остров» — запоминается навсегда, стоит хоть раз
побывать здесь, Почему же это происходит?!
Прежде всего, романтическая среда — из городской сутолоки и давки вы
попадаете в великолепный парк, ведущий к морским просторам залива, крупнейшим
стадионам города, Елагину и Крестовскому островам, яхт-клубу и гребным
базам, да и само расположение станции среди вековых деревьев вызывает
душевное спокойствие и радость.
Крестовский
остров в дельте Невы, характерная историческая парковая среда, — традиционное
место отдыха и спорта. Именно это и определило образный строй, организующую
и преобразующую роль нового сооружения. Впервые в практике Санкт-Петербурга
подземная станция и ее наземный вестибюль решаются как тематически единое
целое.
Своеобразен архитектурный прием: сочетание стеклянного объема наземного
вестибюля и массивных арочных порталов определяет постклассицистическую
парковую архитектуру, Декоративная каменная аркатура охватывает внешний
объем наземного вестибюля, масштабно связывает наземный объем и подземное
пространство.
Зал станции — трехнефный, что зрительно и функционально удобно, так
как разделяет пассажирские потоки. Здесь подземное пространство — это
часть парковой среды, и вы еще до выхода наверх оказываетесь в ее архитектуре.
Порталы с круглыми проемами разделяют и зрительно связывают нефы станции.
Завершающий композиционный прием: в торце станции на зеркальном фоне
— арочный портал, а за ним «бесконечное» отраженное пространство главного
нефа станции. Портал — и преграда, и ключ к развитию пространства.
Яркий
отсвет потолка отражается в полированном каменном полу главного нефа,
придавая ему волнующий эффект. Наземный вестибюль — драгоценный, бархатисто-коричневый
стеклянный куб, как бы вбирающий в себя парковый пейзаж. Он перекрыт
пространственной металлической структурой — современная функциональная
форма. Она пересекается под углом с открытой каменной аркадой, характерной
для дворцоео-парковых ансамблей Петербурга и повторяющей мотивы каменного
ордера подземного зала. Две темы — современная и историческая, в недавнем
прошлом исключающие и отрицающие друг друга, — здесь контрастно сопоставлены.
Они взаимопроникают, обогащая друг друга, создавая новое композиционное
единство.
Побывав на станции метро «Крестовский остров», вы получаете неизгладимое
мажорное впечатление душевной праздничности и олимпийского спокойствия.
А это говорит о том, что образное воздействие от произведения архитектуры
состоялось. И здесь можно поздравить с несомненной удачей авторов проекта
архитекторов Е. М. Рапопорта, Г. А. Васильева, А. К. Кривцуна.
Станция открыта 1 сентября 1999 г. За эту работу руководитель авторского
коллектива Е. М. Рапопорт удостоен золотой медали Российской Академии
Художеств. В 2000 г. работа выдвинута на соискание Государственной премии
России по разделу «Литература и искусство».
|