Андрей Булах, профессор СПбГУ


К своему трёхсотлетию город впечатляюще хорошеет, в работы вкладываются большие средства, а главное - душа.
Новинка последних лет - это многообразие применения гранита - особого исторического элемента красы петербургской архитектуры. Вспомним хотя бы обновлённый Адмиралтейский проспект. Для работ, выполнявшихся ЗАО "Возрождение", в Финляндии купили традиционный для Северной Пальмиры розовато-коричневый овоидальный гранит (его современное торговое наименование - Baltic Brown) родом из того же месторождения, что и камень Александровской колонны и колонн Исаакиевского собора. Для сохранения художественного единства оформления центра города Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации Санкт-Петербурга пошёл на эти расходы, заложенные КГИОП в архитектурно-реставрационное задание.
Масштабные работы с гранитом ведутся на Стрелке Васильевского острова. Здесь в старину также использовали финский гранит, но светло-серого цвета. Причем усиления художественного единства Ростральных колонн и здания Биржи их автор архитектор Тома де Томон достиг особым приёмом, употребив в их декоре одинаковый сорт серого камня. Он-то и преподнес неожиданные проблемы архитекторам КГИОП и реставраторам "Интарсии". Обветшавшие старые блоки заменить было нечем - такой камень сейчас у нас не добывается, а произвольная его подмена превратила бы постаменты колонн в заплатанное безобразие, не сочетающееся с гранитом Биржи. Поэтому при реставрации постаментов по нашей рекомендации бережно сохранили старую кладку гранитных блоков. Этот пример показывает, сколь сложны и каверзны работы с природным камнем.
Все чаще используют камень и при реконструкции старых зданий. Но это - особо трудное и ответственное дело. Превосходный пример тонкого понимания и бережного отношения к исторической стилистике зданий - отделка новым видом гранита (из карьера "Возрождение") цоколя бывшего дома церковнослужителей Казанского собора на Невском проспекте, 25. И тут же рядом - фасад дома 23. Он наоборот демонстрирует грубое вмешательство в изящный дизайн здания бывшей фирмы Буре. Здесь их новые владельцы облицевали свою часть фасада плитками светло-серого гранита. Само по себе это выглядит аккуратно и красиво, но в целом - нелепо, ибо нарушено художественное единство оформления фасада.
Но, к счастью, есть немало новых интересных и смелых примеров использования камня, например, выполненные ЗАО "Возрождение" работы при создании Ушаковской развязки и подземного пешеходного перехода у станции метро "Чёрная речка". Ярким примером художественности применения камня в новых проектах стало здание Российской Национальной библиотеки (у станции метро "Парк Победы"), а также каменный декор площади перед ней - обилие разных видов камня, талантливость архитектурных решений, качество работ с камнем УНР-60 заслуживают, на наш взгляд, самой высокой оценки.
Всё шире камень используется для новых работ в историческом центре города. Они требуют особой культуры - здесь нельзя нарушать гармонию старины. Достойный пример этого - создание ЗАО "Возрождение" новых тротуаров из каменных плит, с окнами для электрической подсветки, вдоль западного и северного фасадов Зимнего дворца. Красива новая каменная Смольная набережная Невы. Столь же отлично выполнено покрытие камнем тротуаров на Стрелке Васильевского острова.
Особого внимания заслуживает отделка гранитом фасадов нового дома на наб. Робеспьера, 12 (заказчик - ЗАО "Пётр Великий"). Здесь использованы плиты тёмного красновато-коричневого гранита струйчатого рисунка, подобранные так, что струи "бегут", переходя с плиты на плиту. И сразу приходит на память безобразие отделки гранитом пилонов здания станции метро "Лиговский проспект". Плиты положены "как в руку пришлось", полосы то горизонтальны, то рядом же идут наискось или тянутся вертикально. Словно их укладывали слепые -слепые к красоте "каменных дел" мастера.
Это лишь ряд проблем, связанных с работами в камне, требующими высокой культуры. Безусловно, в восприятии и оценке их нет единодушия, - у каждого из нас есть своя мера знаний и вкуса в оценке новых и старых элементов эстетики среды Петербурга. Так, пока еще настораживает начатая в 2000 г. укладка гранитных тротуаров на всеми любимом Невском проспекте - вроде бы и лучше, и красивее прежнего, но как это получится в целом? Каждый петербуржец вправе иметь свою оценку, поскольку знает Невский отлично. В этой ответственности перед каждым из них и состоит трудность выполнения таких работ.
Нельзя умолчать о двух грубых нарушениях былого. Первое - это реставрация в 1999 г. портика дома Мятлевых на Исаакиевской пл. Каждая ранее цельная колонна полосчатого мрамора теперь состоит из трёх частей, в каждой из них узор мрамора ориентирован по-своему. При ремонте в 2000 г. портика с атлантами фасадов Нового Эрмитажа и фасада корпуса лоджий Рафаэля весь кирновский мрамор и путиловская известняковая плита закрашены под вид штукатурки. Поменьше бы таких неудач в будущем!
Специфических проблем, трудностей и огрехов в работах с камнем еще очень много. Их стоит обсудить особо на страницах этого журнала, для начала хотелось бы коснуться четырёх.
Во-первых, создав красоту, нельзя забывать о её чистоте - раньше и у нас, а на Западе и сейчас камень постоянно моют водой под струёй высокого давления. И нигде на Западе не звучат и не пылят пескоструйные аппараты, - из-за них люди вокруг страдают, а камень портится. В Хельсинки к 2001 году - году города как культурной столицы Мира - все граниты были вымыты водоструйными аппаратами. Камень заиграл оттенками цвета, блеском зёрен. Стало видно, как тонко сочетали архитекторы декоративные свойства камня с другими элементами декора зданий.
Водоструйные аппараты просты и недороги, ряд фирм, например, ТОО "Чистый город" уже имеют опыт работ с ними. Мы должны сохранить красоту камня в тротуарах Невского, площади Искусств, Ушаковской развязки, в обновлённых фасадах исторических зданий так, чтобы к юбилейным торжествам он не превратился в замызганную грязь. Потом уже ничего не исправишь.
Во-вторых, еще раз вернемся к проблеме, поднятой нами в серии книг "Каменное убранство Ленинграда-Петербурга" (1987, 1993, 1997, 1999). Наш город создавался по западным модам, при этом использовались традиционные для западных архитекторов материалы. Это - польские и немецкие песчаники, финский горшечный камень, финские и шведские граниты. Мы уже писали в выпуске 2(8) 1999 г. этого журнала - каждый стиль рождался и исполнялся только в своём материале. Поэтому можно уверять, что для ремонта фасадов зданий по Невскому пр. 58 и 62 придётся искать песчаник в Польше (он и сейчас добывается там). Для отделки фасадов дома 32 по Большой Морской ул. и дома 42 по Литейному пр. потребуется заказывать песчаник в Германии у фирм, действующих и поныне. Для восстановления фасада дома 72 на Невском пр. камень можно купить только в Финляндии у фирмы "Туликиви", разрабатывающей старые карьеры до сих пор.
Надо осознать, что камень - материал, требующий тонкого вкуса, знания художественных традиций города и излюбленных манер работы старых архитекторов. Новых материй сейчас много, но бабушкин ситчик не залатаешь чем-то иным. Искусствоведам же порой кажется, что лишь каррарский мрамор уникален и незаменим. Нет, любой петербургский камень не заменить эрзацами из новых месторождений.
В-третьих, при обилии разного камня в столице Российской империи преимущественно использовались граниты красно-розовых окрасок. В соавторстве с профессором Горного института В.В. Гавриленко мы не раз писали о том, что выбор такой мажорной цветовой гаммы гранитов не был случайным для нашего города, обычно тёмного и безрадостного осенью и зимой.
В-четвёртых, сейчас у нас досадно широко используются каменные материалы из Италии, Турции, Испании, Индии, Швеции, Финляндии. Конечно, это лишь результат общих бед нашей экономики, ведь сырьё рядом имеется. По данным ООО "Геостром" в Ленинградской области есть 22 месторождения с лицензиями на недропользование, из них серые и розовато-серые граниты есть в семи месторождениях, розовые разных оттенков - тоже в семи, чёрный камень - в одном, мраморы - тоже в одном. Для расширения цветовой палитры природных облицовочных материалов ООО "Геостром" выполнил в 1999-2000 гг. специальные ревизионные работы.
Выявлено 18 новых перспективных проявлений розовых гранитов разных оттенков и рисунка и 4 проявления камня другого типа и цвета, но, к сожалению, их освоение идет крайне медленно. Есть новые месторождения также в Карельской республике и в Мурманской области.
В заключение отметим, что надо бы думать не только о подготовке к празднованию 300-летия Петербурга. Пора создать при КГА Администрации Санкт-Петербурга группу по контролю за работой с декоративным камнем в историческом центре города. Она должна включать архитекторов, геологов, горняков. Необходимо вести современный экологический мониторинг и создать в КГИОП компьютерный банк данных по состоянию скульптуры (каменной и металлической) и камня в произведениях монументального искусства Петербурга.
Необходимым шагом на пути к празднованию юбилея города может стать тривиальное, но регулярное мытьё камня водоструйными аппаратами высокого давления в новых тротуарах, набережных, обновлённых фасадах исторических зданий Петербурга. Иначе, зачем же было тратить деньги на красоту, а потом её губить? Комитет по подготовке и празднованию 300-летия Санкт-Петербурга должен не упустить время и предусмотреть финансирование таких работ в рамках программы "Чистый город".


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>