Беседовал Николай Астафьев


... И ЗАСИЯЮТ СПЯЩИЕ ГРОМАДЫ


Подсветка фасадов петербургских дворцов, соборов, гостиниц, банков, административных зданий это прекрасная возможность полюбоваться красотой нашего города не только днем, но и в ночное время.
В концептуальной программе «Светлый город», которая находится на рассмотрении в Законодательном Собрании и вскоре обретет статус закона, вопросам эстетики ночного Петербурга уделено особое внимание.
Традиционно главным автором в области городского освещения является «Ленсвет», но помимо него в городе на Неве сегодня работает немало других производственных организаций, чей труд становится заметен с наступлением сумерек. С руководителем одной из них — генеральным директором 000 «Петросвет» Сергеем Викторовичем Орловым — мы говорим о том, что сделано и что предстоит сделать его коллективу...
- Ваше предприятие сравнительно молодое, ему всего два года, но оно уже уверенно заявило о себе: подсветка Мариинского дворца и Церкви Иконы Казанской Божьей Матери в Зеленогорске — безусловные свидетельства профессиональной состоятельности вашей фирмы. Почему вы избрали эту деятельность?
- Потому что но нее появился спрос. Нашим учредителем является фирма «Амира», чья специализация — производство и реализация светотехнической продукции. В последнее время к этому направлению деятельности «Амиры» добавилось производство разновысотных опор многофункционального назначения. Мы находимся с ней в тесном контакте и даем при необходимости технические консультации заказчикам. Но главная наша задача — оказание комплексных услуг по реализации светотехнических проектов как на стадиях проектирования, строительства и монтажа, так и в процессе эксплуатации систем и устано- ч ;вок наружного освещения.
- Только наружного?
-
Нет, не только... Мы занимаемся и разработкой проектов внутреннего освещения зданий, уличным освещением, объектами художественной подсветки, освещением спортивных сооружений. Но заказы наружного освещения преобладают.
- Для того, чтобы выполнять такие объемы работ, надо, наверное, иметь солидную производственную базу — специалистов, технику?
- Без ложной скромности скажу, что у нас есть силы и возможности для реализации самых разнообразных проектов, причем не только в городе, но и далеко за его пределами, например — в Западной Сибири, откуда сейчас поступает много заказов. Мы имеем свое транспортное предприятие с комплексом необходимых спецмашин и механизмов. Есть у нас и своя проектная группа, и свои электромонтеры. Мы весьма мобильны и готовы в любой момент приняться за работу. Что касается Санкт-Петербурга, то ряд наших проектов может уже сейчас органично влиться в программу «Светлый город».
- Что наиболее типично в просьбах заказчиков?
- Каждый заказчик, естественно, хочет, чтобы его здание было красивее и лучше, чем у других, но профессионально, грамотно сформулировать собственные идеи по характеру освещения своего объекта он может далеко не всегда. Тогда мы разрабатываем варианты, ищем приемлемые решения, устраивающие заинтересованную сторону. Иногда приходится перерабатывать чужие проекты, по каким-то причинам отклоненные заказчиком.
- Вы упомянули о спортивных сооружениях; в чем специфика их освещения?
- С ними как раз все более или менее ясно. Есть светотехнические нормы международных и российских спортивных федераций, и это, конечно же, упрощает наши задачи. В городе мы уже реализовали два проекта по спортивному освещению. Первый — теннисные корты на набережной Мартынова, где заказчиком выступал Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга; второй — Дворец спорта на улице Бутлерова. Речь идет о ледовом корте, освещение которого предлагал один из питерских институтов, но их проект не удовлетворил заказчика, скорее всего, из-за его несоответствия нормам по освещенности. Мы же успешно справились с поставленным заданием, выполнив его на высоком уровне, с использованием отечественного оборудования, производимого на заводе «Светотехника» в г. Лихославле.
- Вот мы и подошли, быть может, к самому главному — к ценам. Работая над проектами, какому оборудованию вы отдаете предпочтение — отечественному или импортному?
- К сожалению, в России пока не выпускаются качественные источники света, их просто нет, поэтому в проектах нами, как правило, используются импортные приборы. Единственное предприятие, которое не вызывает нареканий по прожекторам и светильникам, — это упомянутый завод «Светотехника». Его продукцию мы использовали при освещении ледового корта на улице Бутлерова, холдинговой компании «Ленинец» и многих других объектов.
На «Светотехнике» разрабатывают новые типы приборов, отвечающие требованиям сегодняшнего дня; там отслеживают и учитывают зарубежный опыт и опыт, накопленный в России. Этот завод, в частности, создал светильники, украшающие сегодня Невский проспект. В его КБ была разработана специальная оптическая система для получения оптимального освещения дорожного покрытия центральной магистрали нашего города.
- Надежность и энергоэкономичность оборудования — именно эти критерии обуславливают ваш выбор светильников?
- Они — в первую очередь. Однако каждый проект требует индивидуального подхода, в том числе и к подбору техники. Есть здания, которым необходимо интенсивное освещение, а есть такие, где нужны лишь небольшие штрихи, чтобы подчеркнуть красоту и выразительность того или иного фрагмента. Важно почувствовать меру, не переборщить. Особенно деликатно надо подходить к освещению зданий в исторической части города.
- Именно об этом Вы, вероятно, думали, решая проблему освещения классического фасада Мариинского дворца?
- Мариинский дворец — здание историческое, а кроме того — доминанта Исаакиевской площади. Здесь располагается представительская власть города — Законодательное Собрание. Поэтому сначала было решено сделать дворец на полтона ярче окружающих его зданий, но так, чтобы он при этом не бросался в глаза. Мы обыграли в световом отношении центральные и боковые ризалиты, кроме того, осуществили подсветку орденов, которыми был награжден город-герой Ленинград, а также акцентировали внимание на флаге Российской Федерации, развевающемся над дворцом. Как нам кажется, получилось лаконично и красиво, да и заказчику наша работа понравилась. Наружное освещение придало зданию законченный образ. Иные художественно-эстетические и технические задачи решались при подсветке Церкви Иконы Казанской Божьей Матери, фасад которой словно устремлен в небо. Удачная подсветка этой церкви удалась нам в немалой мере благодаря умению нашего дизайнера, в прошлом художника-реставратора Сергея Ефременкова. Он сумел воплотить замысел, используя технические возможности светильников и их гармоничное сочетание с цветовой гаммой зданий.
- Каковы дальнейшие шаги «Петросвета»?
- Впереди 300-летие Петербурга, а значит — наплыв гостей со всего мира. Мы сделаем все, чтобы город стал еще краше, чтобы по нему можно было гулять круглые сутки, любуясь набережными, улицами и площадями, гениальными творениями великих зодчих. Светлый период у нас сравнительно краток, поэтому уже с августа освещение начинает работать в полную силу. Надо заметить, что в прошлом году даже в период белых ночей освещение, хоть и ненадолго, но включалось.
И гости, и горожане могли в полной мере оценить труд осветителей в те полчаса, когда одна заря сменяла другую.
Сейчас для всех очевидно, что наружное освещение оживляет «спящие громады», вырывает их из мрака, придает им таинственность, величавость, воздушность, зритель словно вовлекается в некое театральное действо.
Наша северная столица — истинная красавица и заслуживает всяческого внимания. Со своей стороны, мы готовы приложить все свое умение, чтобы она выглядела так, как подобает настоящей столице.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>