П. Лошаков, кандидат архитектуры



НАША СПРАВКА
Фирма «Стоик», чья область специали- зации — рекламно-информационные объекты городской среды, давно имеет репутацию солидного профессионала рекламного бизнеса Петербурга. В 2001 г. фирма отмечает десятилетний юбилей, имея немало престижных наград. За высокий художественный уровень разработок малых архитектурных форм «Стоик» награжден дипломом «Мастер» Международного фонда «Поощрение Искусств» по номинации «Реклама». В 1997 г. «Стоик» вместе с фирмой «SIEMENS» выиграл тендер на право реконструкции системы управления дорожным движением на Невском пр. с заменой существующих опор светофо- ров и знаков ГИБДД. Весной 1998 г. на выставке RUSSIA EXPO-98 в Лондоне городские информационные указатели фирмы «Стоик» удостоены специально- го диплома выставки, а сегодня в Петербурге установлено более двухсот подобных рекламно- информационных указателей. В настоящее время в фирме «Стоик» имеются конструкторский отдел, ди- зайн-бюро, производственная база и строительно-монтажная группа. Здесь работают более 70 специалистов, и все они выполняют свою работу про- фессионально, мастерски и до конца — к этому обязывает и само название фирмы «Стоик».

По одному из самых лаконичных определений, архитектура — это культура среды. В этой формуле прочитывается указание на широчайший спектр объектов, которые становятся предметом проектирования — от планировки города до дверной ручки. Но, пожалуй, еще важнее понимание того, что в повседневной жизни в качестве обобщенного образа архитектуры мы воспринимаем именно окружающую нас пространственную среду со всеми ее составляющими. Городская среда, а не отдельные постройки, отражает и воплощает в себе образ жизни горожан, определяет их поведение, настроение, вкусы.
Уникальность Петербурга, во всяком случае его исторического ядра, как раз и состоит в фантастической для столь крупного города целостности среды. Ни одно из замечательных зданий или ансамблей, взятых в отдельности, не несет в себе того потенциала, который растворен в пропорциях улиц и набережных, деталях фасадов, граните ступеней и парапетов, чугуне оград, сплетающихся в стилистическом единстве городского ландшафта. И хотя все это кажется очевидным, до недавнего времени самим зданиям мы уделяли внимание гораздо большее, чем пространству, заключенному между ними. Мы реставрировали, реконструировали здания, а прилегающую улицу в лучшем случае покрывали свежим слоем асфальта.
И лишь недавно стали осуществляться проекты реконструкции городской среды исторического центра — улиц, скверов, дворовых пространств. Работы эти привлекли внимание и простых горожан, и специалистов, заставив взглянуть на пространство города в другом ракурсе, поставили много вопросов. Даже там, где нет крупномасштабной реконструкции, возникают новые элементы городского дизайна, рекламные и информационные объекты. Нельзя не заметить, какой сложный путь пройден в этой сфере за последние годы — от неуклюжих вывесок первых коммерческих проектов до современных образцов, достойных европейской столицы.
И процесс этот продолжается. Среди его активных участников — фирма «Стоик», чьи разработки можно встретить в самых оживленных точках Петербурга. Глядя на них, невольно вспоминаешь известное суждение: «нет ничего проще, чем решенная задача». Именно так можно охарактеризовать изящно найденное решение, итог преодоления, казалось бы, неразрешимых противоречий. Рекламно-информацион-ные устройства, созданием которых занимается фирма, должны одновременно быть заметными, броскими, активными, и при этом тактично вписываться в сложившуюся среду, становясь ее частью. Они могут располагаться в самых людных местах, но не загромождать тротуары, крепиться к фасадам, но не вступать в противоречие с их архитектурным строем.
Стилистика городского дизайна вообще относится к едва ли не самой сложной проблеме. Ведь речь идет об относительно «короткоживущих» объектах, которые появляются, исчезают, трансформируются, отражая реальное течение жизни, ее динамику. Элементы городского дизайна тесно связаны с повседневностью, модой, меняющимися представлениями о новизне, престижности, в этом и состоит их естественное предназначение.
Надо отдать должное дизайнерам фирмы «Стоик», которым удалось, работая в тесном контакте со специалистами Управления эстетики городской среды КГА, найти в своих работах настоящий художественный баланс — не впасть в архаизацию, изобразительность, не копировать буквально исторические прототипы, но, в то же время, найти и использовать такие традиционные приемы, детали и пропорции, которые точно попадают в ритм и образ петербургских улиц.
Одним из верных признаков хорошо найденного приема (и это справедливо для самых разных видов и жанров искусства) является его способность к развитию, возможность создания вариаций, продолжения типологического ряда. Это в полной мере проявилось в серийном характере предлагаемых фирмой разработок. Используя гамму удачно выбранных исходных элементов ей удается создать и рекламную стойку, и указатель станции метро, и уличные часы, а также информационные столбы, щиты и многое другое.
А поскольку фирмой «Стоик» разрабатывается и выпускается целое семейство элементов, городского дизайна, ею же были предложены принципы их установки в различных ситуациях — у перекрестков, в пешеходных зонах, на стенах зданий. Тем самым была, по существу, создана градостроительная концепция размещения этих элементов в реальной среде, переброшен мостик от производства штучных изделий к формированию архитектурного пространства города как единой системы.
Еще одна особенность малых форм — в них нет мелочей. Это не каламбур, а реальность, обусловленная как функциональной, так и художественной природой этих объектов. Они должны противостоять ветру и влаге, колебаниям температуры и солнечной радиации, случайным воздействиям при уборке улиц и умышленному вандализму. Всем неблагоприятным внешним воздействиям они подвержены не в меньшей, а зачастую в большей степени, чем многие другие сооружения. Все детали здесь на виду, все просматриваются с малого расстояния. Поэтому любая поверхность, отделка, стык, крепежный элемент должны быть выполнены на уровне машиностроительной точности и качества.
Как это достигается фирмой «Стоик»? Достаточно просто — здесь соединено художественное проектирование объектов городского дизайна, их конструкторская разработка, экспериментальное и серийное производство, монтаж и обслуживание в период эксплуатации. Последнее обстоятельство хочется подчеркнуть особо—в нашей стране как-то повелось, что даже аккуратно построенные сооружения очень быстро ветшают из-за почти полного отсутствия хозяйского присмотра. Что уж говорить об «уличных» объектах. Однако, как показывает опыт «Стоика», и эта проблема разрешима.
Город, подобно живому организму, требует постоянного обновления своих клеток, воспроизведения старых и развития новых структур. Никакие, даже удавшиеся, решения не могут стать образцом на все времена. Тем не менее, уровень художественного и технологического качества, который задают лучшие объекты городского дизайна, вольно или невольно воздействует на всю среду. Здесь создается прецедент, которого в дальнейшем придерживается и сам автор находки и его последователи. Этим и определяется, в конечном счете, культура города, культура общества, культура среды.
О том как это делается, можно судить по фотографиям на этих страницах, но еще лучше увидеть все воочию на улицах Петербурга.

Иван Уралов,
главный художник Санкт-Петербурга

В наше время, когда жизнь привносит все новые требования и функции в городскую среду, все мы оказались в определенной мере неготовыми к столь бурным переменам, чтобы уверенно решать новые задачи. Среди многих из них следует выделить проблему малых архитектурных форм, к коим относятся различные рекламные носители, указатели, объекты информационного или торгового назначения и т. д. Говоря откровенно, для самих проектировщиков и изготовителей такого оборудования, да и тех инстанций, что призваны рассматривать и утверждать их дизайн, вся эта работа оказалась внове. Да, мы учимся, но, к сожалению, иногда учимся на ошибках. И тем приятнее видеть удачи тех, кто успешно осваивает это поле деятельности, несмотря на производственные трудности, проблемы развития бизнеса, связанные с реальным положением дел в нашей экономике, а также не менее сложные требования, которые предъявляет сама историческая среда нашего города к данным объектам. Фирма «Стоик» относится к тем, чья работа отличается особой тщательностью отношения к исторической среде города, к ее деталям, пластике фасадов, традициям. Здесь не копируют напрямую нечто доставшееся нам от прошлых эпох. Вся серия объектов городского оборудования, предложенных фирмой «Стоик», заслуживает самой высокой оценки. Работу фирмы по достоинству оценили за рубежом на международной выставке в 1997 г. Этот успех подтверждается и работой «Стоика» вместе с фирмой «Siemens» при реконструкции Невского проспекта, в рамках создания новой системы управления транспортом и безопасности дорожного движения. Мне хочется поздравить фирму «Стоик» с юбилеем и выразить надежду на дальнейшую успешную ее работу в Петербурге.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>