Л. П. Лавров, проф. СПбГАСУ


ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ЛЕЙПЦИГЕ И ФРАНКФУРТЕ
- два направления развития


Для проведения множества выставок аш город имеет ряд экспозиционных лощадок, среди которых выделяется "ПО. Выделяется не только размерами, но, прежде всего, замечательным местоположением: на берегу залива в центре Петербурга, в районе возрастающей деловой активности. Сейчас ведутся проработки перспектив развития комплекса Лен-ЭКС-ПО (в них участвуют и студенты СПб ГАСУ). Публикуемый материал поможет представить возможные пути модернизации крупных выставочных центров Петербурга на примере наиболее известных немецких ярмарок — Лейпцигской и Франкфуртской, которые традиционно являются крупнейшими в Германия Право на проведение ярмарок они получили еще в 1240 году, а мировую известность приобрели в XIX веке.
ЛЕЙПЦИГ. Ярмарочный центр в Лейпциге нам более известен: здесь проходят специализированные выставки «Бауфахмессе» и «Деншаль» (где ежегодно экспонируются и материалы из Петербурга) и более 20~ти других выставок: это и ярмарка моды, и международная автомобильная выставка, и экологическая выставка Тега Тес и т. д. Местом их проведения является новый ярмарочный комплекс на окраине старинного города, возведенный в начале 90~х годов. Решение о создании этого выставочного городка на свободном участке площадью около 100 га, удаленном на 8 километров от центра города, было принято в июне 1991 года, а 12 апреля 1996 года комплекс вступил в эксплуатацию. Общая инвестиционная сумма составила 1,335 млрд. марок.
Помимо экспозиционных павильонов и открытых выставочных площадок, крупный выставочный комплекс включает конгресс-холл, набор помещений для обслуживания посетителей, административные помещения, стоянку на 6000 автомашин и др. При выполнении проекта предусмотрели также реконструкцию участка городской железной дороги и трамвая с сооружением специального пересадочного узла.
Возникший по единому замыслу городок отличается целостностью и ясностью композиционного решения. По направлению главной оси расположились водный бассейн и два павильона с основными входами — западным и восточным. Центральная группа фланкируется выставочными павильонами, к которым ведут прозрачные стеклянные переходы. Симметрия композиции отчасти нарушена конфигурацией выделенного под застройку участка: к северу от главного входа к ряду выставочных павильонов разместили Конгресс-центр, а на подходе к бассейну с южной стороны издали на 85-метровой башне видны большие буквы «ММ», традиционно символизирующие Лейпцигскую ярмарку.
Облик комплекса определяется активным использованием стекла и для исполнения фасадов всех сооружений, и для многих элементов в их интерьерах. Выделяется центральный (западный) входной павильон, он впечатляет своими размерами (длина — 243 м, ширина — 80 м и высота — почти 30 м) и архитектурно-конструктивным решением. Все сооружения комплекса имеют плоские крыши, и лишь центральный павильон представляет собой арочную конструкцию из стали и стекла: стеклянные своды расположены внутри пространственных арок из стальных труб, стандартные листы из бесцветного стекла размером 1,5 х 3,0 м не имеют обрамления и соединяются с несущими стальными конструкциями с помощью фигурных деталей — «лягушачьих лапок».
Ограждение является настолько гладким и однородным, что вид покрытия изнутри интерьера создает ощущение, что находишься внутри огромной бутылки. За кажущейся простотой скрыта целая система мер и приспособлений, позволяющих защищать внутреннее пространство от перегрева солнечными лучами, регулировать вентиляцию за счет поворачивающихся стеклянных листов (по принципу жалюзи), а в случае опасности открывать эвакуационные выходы с помощью электромагнитного устройства. Прототипами этого сооружения проф. Марг (автор проекта комплекса) назвал Кристалл-Палас в Лондоне, зал для дирижаблей Цеппелин-Халле в Лейпциге и стеклянную пирамиду Лувра, отметив более современную интерпретацию известных архитектурно-конструктивных идей.
Потенциал функциональных возможностей ярмарочного комплекса существенно расширяет конгресс-центр с залами на 2600 человек, оснащенный устройствами синхронного перевода на 12 языков, системой видеопроекции и освещением, отвечающим требованиям телесъемки. Центральное помещение конгресс-холла — многоуровневый рекреационный холл с эскалаторами, прозрачными лифтовыми шахтами и уникальной винтовой лестницей. Покрытие холла также выполнено с использованием стекла.
Посетители ярмарки могут переходить из одного сооружения в другое по стеклянным трубовидным переходам на отметке второго этажа, а уровень земли (вне зоны входов) свободен для движения экскурсионных автобусов, отдельных служебных автомобилей или пожарного расчета. Появление крупнейшего ярмарочного городка на периферии Лейпцига стимулировало рост инвестиционного интереса к территории всего этого района. Поблизости уже появились новые жилые кварталы. Схема застройки позволяет и дальше осваивать прилегающие участки, в том числе и для расширения выставочного городка.
ФРАНКФУРТ. Развитие ярмарки в Лейпциге шло путем освоения ранее незастроенной территории и создания нового, практически автономного крупнейшего выставочного комплекса. В отличие от нее, Франкфуртская ярмарка развивается эво-люционно, путем постепенного приращения дополнительных элементов к существующему историческому ядру. И если Новая ярмарка в Лейпциге — это просторный, единовременно созданный, исключительно целостный регулярный комплекс, то ярмарочный комплекс Франкфурта — это градостроительный организм меньшей площади (40 га), развивавшийся на протяжении многих лет и объединивший относительно самостоятельные корпуса в свободной (отчасти даже случайной) системе.
Территория ярмарки прилегает к центру города, находится на пересечении важных городских автотрасс и обеспечена прямой связью с городской железной дорогой. Крупнейшим памятником архитектуры прошлых лет здесь является «Зал 2» с помещениями для проведения торжеств и заседаний, рассчитанными на 12000 посетителей (1907-09 гг., арх. Ф. Фон Тирш).
В наше время наиболее крупный вклад в формирование ярмарочного городка внесли работы арх. О. Унгерса. Возведенное по его проекту в центре территории 27-этажное здание высотой 130 м стало архитектурным символом ярмарки. В композиционном отношении оно представляет собой соединение многоэтажной, облицованной местным камнем цокольной части в виде ворот (из-за чего все здание называют «Дом-ворота»), охватывающих более высокий внутренний стеклянный объем. Стеклянные фасады позволяют пронизывать взглядом все строение.
У подножья башни расположились станция метро, билетные кассы, пункт обслуживания посетителей. Маршруты местных рейсовых микроавтобусов связывают 10 выставочных павильонов и участки открытой экспозиции.
Павильоны ярмарки, построенные в различное время разными архитекторами, не совпадают по архитектурно-стилевой характеристике, но сохраняют относительное единство определяющих пространственных параметров. Это — относительно невысокие здания с большой площадью застройки. Павильон № 1 (1887-89, арх. X. Яан) имеет выставочную площадь в 18 тыс. кв. м на двух этажах и гараж на 900 автомобилей, павильон № 4 (1982-84, арх. Гроетхузен и др.) — один из наиболее крупных, насчитывает 50 тыс. кв. м экспозиционных площадей на трех этажах.
Павильон № 9 с галереей к павильону № 8 построен в 1980-83 гг. в духе модного тогда постмодернизма. Облицовка из местного красного камня отражает традиции франкфуртской архитектуры. Квадратные очертания облицовочных плит и оконных проемов (как и в «Доме-воротах») характерны для творческого почерка О. Унгерса. Контрастом является блок входного вестибюля — полностью остекленный, прозрачный, он оставляет свободным вид на панораму ярмарочного городка.
На уровне земли располагаются менее капитальные, порой временные сооружения. Привлекает внимание палаточный навес у подножья павильона № 4 с большим пролетом между несущими опорами и покрытием из пластмассовой ткани — здесь проходят краткосрочные выставки, продаются сувениры. Этажом выше тянутся крытые переходы для посетителей.
Ориентацию на территории комплекса облегчает наличие двух высотных доминант: «Дома-ворот» непосредственно на территории ярмарки и небоскреба «Ярмарочная башня» высотой 256 м (1988-91, арх. X. Яан и Р. Мерфи), расположеного у главного входа на ярмарку, которые маркируют продольное направление коммуникаций городка. Данный комплекс известен в Европе проводимыми здесь Международной Франкфуртской ярмаркой, международными книжной и компьютерной ярмарками, автосалоном, выставкой искусств.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>