Л. П. Лавров, проф. СПбГАСУ
ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
В ЛЕЙПЦИГЕ И ФРАНКФУРТЕ
- два направления развития
Для
проведения множества выставок аш город имеет ряд экспозиционных лощадок,
среди которых выделяется "ПО. Выделяется не только размерами, но, прежде
всего, замечательным местоположением: на берегу залива в центре Петербурга,
в районе возрастающей деловой активности. Сейчас ведутся проработки
перспектив развития комплекса Лен-ЭКС-ПО (в них участвуют и студенты
СПб ГАСУ). Публикуемый материал поможет представить возможные пути модернизации
крупных выставочных центров Петербурга на примере наиболее известных
немецких ярмарок — Лейпцигской и Франкфуртской, которые традиционно
являются крупнейшими в Германия Право на проведение ярмарок они получили
еще в 1240 году, а мировую известность приобрели в XIX веке.
ЛЕЙПЦИГ.
Ярмарочный центр в Лейпциге нам более известен: здесь проходят специализированные
выставки «Бауфахмессе» и «Деншаль» (где ежегодно экспонируются и материалы
из Петербурга) и более 20~ти других выставок: это и ярмарка моды, и
международная автомобильная выставка, и экологическая выставка Тега
Тес и т. д. Местом их проведения является новый ярмарочный комплекс
на окраине старинного города, возведенный в начале 90~х годов. Решение
о создании этого выставочного городка на свободном участке площадью
около 100 га, удаленном на 8 километров от центра города, было принято
в июне 1991 года, а 12 апреля 1996 года комплекс вступил в эксплуатацию.
Общая инвестиционная сумма составила 1,335 млрд. марок.
Помимо экспозиционных павильонов и открытых выставочных площадок, крупный
выставочный комплекс включает конгресс-холл, набор помещений для обслуживания
посетителей, административные помещения, стоянку на 6000 автомашин и
др. При выполнении проекта предусмотрели также реконструкцию участка
городской железной дороги и трамвая с сооружением
специального пересадочного узла.
Возникший по единому замыслу городок отличается целостностью и ясностью
композиционного решения. По направлению главной оси расположились водный
бассейн и два павильона с основными входами — западным и восточным.
Центральная группа фланкируется выставочными павильонами, к которым
ведут прозрачные стеклянные переходы. Симметрия композиции отчасти нарушена
конфигурацией выделенного под застройку участка: к северу от главного
входа к ряду выставочных павильонов разместили Конгресс-центр, а на
подходе к бассейну с южной стороны издали на 85-метровой башне видны
большие буквы «ММ», традиционно символизирующие Лейпцигскую ярмарку.
Облик комплекса определяется активным использованием стекла и для исполнения
фасадов всех сооружений, и для многих элементов в их интерьерах. Выделяется
центральный (западный) входной павильон, он впечатляет своими размерами
(длина — 243 м, ширина — 80 м и высота — почти 30 м) и архитектурно-конструктивным
решением. Все сооружения комплекса имеют плоские крыши, и лишь центральный
павильон представляет собой арочную конструкцию из стали и стекла:
стеклянные своды расположены внутри пространственных арок из стальных
труб, стандартные листы из бесцветного стекла размером 1,5 х 3,0 м не
имеют обрамления и соединяются с несущими стальными конструкциями с
помощью фигурных деталей — «лягушачьих лапок».
Ограждение является настолько гладким и однородным, что вид покрытия
изнутри интерьера создает ощущение, что находишься внутри огромной бутылки.
За кажущейся простотой скрыта целая система мер и приспособлений, позволяющих
защищать внутреннее пространство от перегрева солнечными лучами, регулировать
вентиляцию за счет поворачивающихся стеклянных листов (по принципу жалюзи),
а в случае опасности открывать эвакуационные выходы с помощью электромагнитного
устройства. Прототипами этого сооружения проф. Марг (автор проекта комплекса)
назвал Кристалл-Палас в Лондоне, зал для дирижаблей Цеппелин-Халле в
Лейпциге и стеклянную пирамиду Лувра, отметив более современную интерпретацию
известных архитектурно-конструктивных идей.
Потенциал
функциональных возможностей ярмарочного комплекса существенно расширяет
конгресс-центр с залами на 2600 человек, оснащенный устройствами синхронного
перевода на 12 языков, системой видеопроекции и освещением, отвечающим
требованиям телесъемки. Центральное помещение конгресс-холла — многоуровневый
рекреационный холл с эскалаторами, прозрачными лифтовыми шахтами и уникальной
винтовой лестницей. Покрытие холла также выполнено с использованием
стекла.
Посетители ярмарки могут переходить из одного сооружения в другое по
стеклянным трубовидным переходам на отметке второго этажа, а уровень
земли (вне зоны входов) свободен для движения экскурсионных автобусов,
отдельных служебных автомобилей или пожарного расчета. Появление крупнейшего
ярмарочного городка на периферии Лейпцига стимулировало рост инвестиционного
интереса к территории всего этого района. Поблизости уже появились новые
жилые кварталы. Схема застройки позволяет и дальше осваивать прилегающие
участки, в том числе и для расширения выставочного городка.
ФРАНКФУРТ. Развитие ярмарки в Лейпциге шло путем освоения ранее
незастроенной территории и создания нового, практически автономного
крупнейшего выставочного комплекса. В отличие от нее, Франкфуртская
ярмарка развивается эво-люционно, путем постепенного приращения
дополнительных элементов к существующему историческому ядру. И если
Новая ярмарка в Лейпциге — это просторный, единовременно созданный,
исключительно целостный регулярный комплекс, то ярмарочный комплекс
Франкфурта — это градостроительный организм меньшей площади (40 га),
развивавшийся на протяжении многих лет и объединивший относительно самостоятельные
корпуса в свободной (отчасти даже случайной) системе.
Территория ярмарки прилегает к центру города, находится на пересечении
важных городских автотрасс и обеспечена прямой связью с городской железной
дорогой. Крупнейшим памятником архитектуры прошлых лет здесь является
«Зал 2» с помещениями для проведения торжеств и заседаний,
рассчитанными на 12000 посетителей (1907-09 гг., арх. Ф. Фон Тирш).
В наше время наиболее крупный вклад в формирование ярмарочного городка
внесли работы арх. О. Унгерса. Возведенное по его проекту в центре территории
27-этажное здание высотой 130 м стало архитектурным символом ярмарки.
В композиционном отношении оно представляет собой соединение многоэтажной,
облицованной местным камнем цокольной части в виде ворот (из-за чего
все здание называют «Дом-ворота»), охватывающих более высокий внутренний
стеклянный объем. Стеклянные фасады позволяют пронизывать взглядом все
строение.
У подножья башни расположились станция метро, билетные кассы, пункт
обслуживания посетителей.
Маршруты местных рейсовых микроавтобусов связывают 10 выставочных павильонов
и участки открытой экспозиции.
Павильоны ярмарки, построенные в различное время разными архитекторами,
не совпадают по архитектурно-стилевой характеристике, но сохраняют относительное
единство определяющих пространственных параметров. Это — относительно
невысокие здания с большой площадью застройки. Павильон № 1 (1887-89,
арх. X. Яан) имеет выставочную площадь в 18 тыс. кв. м на двух этажах
и гараж на 900 автомобилей, павильон № 4 (1982-84, арх. Гроетхузен и
др.) — один из наиболее крупных, насчитывает 50 тыс. кв. м экспозиционных
площадей на трех этажах.
Павильон № 9 с галереей к павильону № 8 построен в 1980-83 гг. в духе
модного тогда постмодернизма. Облицовка из местного красного камня отражает
традиции франкфуртской архитектуры. Квадратные очертания облицовочных
плит и оконных проемов (как и в «Доме-воротах») характерны для
творческого почерка О. Унгерса. Контрастом является блок входного вестибюля
— полностью остекленный, прозрачный, он оставляет свободным вид на панораму
ярмарочного городка.
На уровне земли располагаются менее капитальные, порой временные сооружения.
Привлекает внимание палаточный навес у подножья павильона № 4 с большим
пролетом между несущими опорами и покрытием из пластмассовой ткани —
здесь проходят краткосрочные выставки, продаются сувениры. Этажом выше
тянутся крытые переходы для посетителей.
Ориентацию на территории комплекса облегчает наличие двух высотных доминант:
«Дома-ворот» непосредственно на территории ярмарки и небоскреба «Ярмарочная
башня» высотой 256 м (1988-91, арх. X. Яан и Р. Мерфи), расположеного
у главного входа на ярмарку, которые маркируют продольное направление
коммуникаций городка. Данный комплекс известен в Европе проводимыми
здесь Международной Франкфуртской ярмаркой, международными книжной и
компьютерной ярмарками, автосалоном, выставкой искусств.
|