Вячеслав Полетайкин
Символ
Петербурга — Петропавловcrий собор, шпиль которого венчает рылатый ангел.
Сегодня — накануне 300-летия города — собор снова стоит в строительных
лесах; здесь идут реставраци- онные работы. Прежде чем затронуть эту
тему, отметим, что комплексной и подлинно научной реставрации уникального
памятни- ка петровской эпохи, к сожалению, в XX веке ни разу не провели
— периодически выполнялись лишь отдельные ремонтно-реставра-ционные
работы, чаще всего — на фасадах.
Наиболее полный комплекс таких работ относится к 1956-1957 гг.: ремонт
металлической стропильной системы крыши с обновлением кровли из оцинкованного
железа, а также ремонт фасадов. Тогда же в ходе научной реставрации
собора пытались вернуть фасадам первоначальный исторический колер —
розовый. Для этого известковые краски наносились поверх синтетической
ПХВ - краски, впервые примененной здесь в 1952 г. Опыт оказался неудачным,
и собор ПХВ - красками снова перекрасили в песочный цвет.
Ими же подновлялись фасады в 1963, 1973, 1982 и 1985 гг. Кроме того,
в 1960 году произвели ряд работ по реставрации алтарного купола.
Нынешний этап реставрации собора был начат в 1999 г. с ремонта крыши.
В тендере Комитета по строительству Администрации Санкт- Петербурга
заказ на эту работу получила реставрационно-строитель-ная фирма «Акме
дек», но выполнить его было бы крайне трудно, если бы в течение двух
месяцев с момента его получения фирма «Акме дек» не сумела получить
кредит в ОАО «Промышленно-строитепьный банк». По АРЗ Комитета ГИОП научно-проектное
сопровождение работ ведет институт «Ленпроектреставрация».
Что
же удалось сделать реставраторам «Акме дек» в 2000 году?
Несмотря на скромное финансирование и сложные погодные условия (лето
выдалось на редкость дождливым), выполнены: замена более 100 м2 кровли,
разборка и восстановление кладки древних дымников с воссозданием исторических
флюгарок и прочисткой дымоходов; расчистка и антикоррозийная обработка
металлоконструкций ферм и обрешетки кровли; установка неинвентарных
лесов высотой 37 м вокруг барабана малого купола с разгрузкой на чердачное
перекрытие; реставрация металлоконструкций трапа и лестницы из колокольни.
Заменив трап (переход от многоярусной колокольни к барабану малого купола)
на новую конструкцию с опорами на капитальную стену и получив доступ
к малому куполу, реставраторы произвели ремонт опоры креста, который
раскачивается при порывах ветра (в месте примыкания облицовки креста
к на-вершию яблока имелся люфт шириной около 1 см). Для закрепления
его опорного (кованого) перекрестия и дубовых распорок пришлось поднять
крест, установив перед этим специально изготовленные консоли.
Кроме того, сооружен тепляк для проведения реставрации каменного фонарика
и золочения креста и подкрестового яблока. По всей высоте большинства
простенков кирпичной кладки фонарика есть вертикальные трещины; для
выяснения причин появления и динамики их роста решено, установив тензометры,
провести мониторинг объекта.
Окончательное решение о программе и объеме всех реставрационных работ
на соборе ожидается к весне 2001 г. Возможно, предстоят: полная замена
кладки фонаря, с расчисткой и реставрацией его металлоконструкций и
наружной облицовки камнем, восстановление позолоты креста и подкрестового
яблока, устройство новой медной кровли купола.
Реставрационные работы на Петропавловской крепости завершат золочение
шпиля (сейчас для этого разрабатываются специальные строительные леса),
повторная грунтовка и окраска кровли собора, ремонт фасада и, наконец,
общее понижение на 20-50 см отметки территории, прилегающей к храму
(до исторических отметок отмостки).
По оценке ген. директора фирмы «Акме дек» А. Михайленко, после окончания
работ по шпилю и демонтажа лесов ремонт крыши все же потребуется. Пока
нет полной уверенности в том, что к 300-летию Петербурга все эти работы
завершатся. И дело не в том, будут ли они в должном объеме обеспечены
материально. А. Михайленко считает, что реставрация столь значимого
и сложного объекта требует многих лет кропотливого труда. Велика и ответственность
— сегодня реставратор, как и сапер, не имеет права на ошибку: Собор,
с которого начинался Санкт-Петербург, должен стать таким, каким подобает
быть символу Великого города. Потому-то и надо не торопиться, а постараться
все сделать не хуже Доменико Трезини.
|