Вячеслав Полетайкин



Символ Петербурга — Петропавловcrий собор, шпиль которого венчает рылатый ангел. Сегодня — накануне 300-летия города — собор снова стоит в строительных лесах; здесь идут реставраци- онные работы. Прежде чем затронуть эту тему, отметим, что комплексной и подлинно научной реставрации уникального памятни- ка петровской эпохи, к сожалению, в XX веке ни разу не провели — периодически выполнялись лишь отдельные ремонтно-реставра-ционные работы, чаще всего — на фасадах.
Наиболее полный комплекс таких работ относится к 1956-1957 гг.: ремонт металлической стропильной системы крыши с обновлением кровли из оцинкованного железа, а также ремонт фасадов. Тогда же в ходе научной реставрации собора пытались вернуть фасадам первоначальный исторический колер — розовый. Для этого известковые краски наносились поверх синтетической ПХВ - краски, впервые примененной здесь в 1952 г. Опыт оказался неудачным, и собор ПХВ - красками снова перекрасили в песочный цвет.
Ими же подновлялись фасады в 1963, 1973, 1982 и 1985 гг. Кроме того, в 1960 году произвели ряд работ по реставрации алтарного купола.
Нынешний этап реставрации собора был начат в 1999 г. с ремонта крыши. В тендере Комитета по строительству Администрации Санкт- Петербурга заказ на эту работу получила реставрационно-строитель-ная фирма «Акме дек», но выполнить его было бы крайне трудно, если бы в течение двух месяцев с момента его получения фирма «Акме дек» не сумела получить кредит в ОАО «Промышленно-строитепьный банк». По АРЗ Комитета ГИОП научно-проектное сопровождение работ ведет институт «Ленпроектреставрация».
Что же удалось сделать реставраторам «Акме дек» в 2000 году?
Несмотря на скромное финансирование и сложные погодные условия (лето выдалось на редкость дождливым), выполнены: замена более 100 м2 кровли, разборка и восстановление кладки древних дымников с воссозданием исторических флюгарок и прочисткой дымоходов; расчистка и антикоррозийная обработка металлоконструкций ферм и обрешетки кровли; установка неинвентарных лесов высотой 37 м вокруг барабана малого купола с разгрузкой на чердачное перекрытие; реставрация металлоконструкций трапа и лестницы из колокольни. Заменив трап (переход от многоярусной колокольни к барабану малого купола) на новую конструкцию с опорами на капитальную стену и получив доступ к малому куполу, реставраторы произвели ремонт опоры креста, который раскачивается при порывах ветра (в месте примыкания облицовки креста к на-вершию яблока имелся люфт шириной около 1 см). Для закрепления его опорного (кованого) перекрестия и дубовых распорок пришлось поднять крест, установив перед этим специально изготовленные консоли.
Кроме того, сооружен тепляк для проведения реставрации каменного фонарика и золочения креста и подкрестового яблока. По всей высоте большинства простенков кирпичной кладки фонарика есть вертикальные трещины; для выяснения причин появления и динамики их роста решено, установив тензометры, провести мониторинг объекта.
Окончательное решение о программе и объеме всех реставрационных работ на соборе ожидается к весне 2001 г. Возможно, предстоят: полная замена кладки фонаря, с расчисткой и реставрацией его металлоконструкций и наружной облицовки камнем, восстановление позолоты креста и подкрестового яблока, устройство новой медной кровли купола.
Реставрационные работы на Петропавловской крепости завершат золочение шпиля (сейчас для этого разрабатываются специальные строительные леса), повторная грунтовка и окраска кровли собора, ремонт фасада и, наконец, общее понижение на 20-50 см отметки территории, прилегающей к храму (до исторических отметок отмостки).


По оценке ген. директора фирмы «Акме дек» А. Михайленко, после окончания работ по шпилю и демонтажа лесов ремонт крыши все же потребуется. Пока нет полной уверенности в том, что к 300-летию Петербурга все эти работы завершатся. И дело не в том, будут ли они в должном объеме обеспечены материально. А. Михайленко считает, что реставрация столь значимого и сложного объекта требует многих лет кропотливого труда. Велика и ответственность — сегодня реставратор, как и сапер, не имеет права на ошибку: Собор, с которого начинался Санкт-Петербург, должен стать таким, каким подобает быть символу Великого города. Потому-то и надо не торопиться, а постараться все сделать не хуже Доменико Трезини.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>