Григорий Белый, д. т. н., проф., директор ЗАО «ЭРКОН»,
Борис Лапшин, гл. инженер ЗАО «ЭРКОН»,
Леонид Медведовский, зам. директора
Гос. музея городской скульптуры


МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА:
история создания, оценка состояния и проблемы сохранения памятника


Данный памятник — особый в наследиии С.-Петербурга. Прежде всего, это — оследнее крупное творение акаде-П.Стасова (1769-1848). Его проект Николай I утвердил в апр. 1834 г., а в день открытия — 16 окт. 1838 г. — на аттике монумента золотом литер засияла характерная надпись, составленная самим императором: «ПОБЕДОНОСНЫМ РОССИЙСКИМ ВОЙСКАМ В ПАМЯТЬ ПОДВИГОВ В ПЕРСИИ, ТУРЦИИ И ПРИ УСМИРЕНИИ ПОЛЬШИ В 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 И 1831 ГОДАХ».
Но это не только памятник воинской славы. До конца XVIII в. южной окраиной столицы были берега р. Фонтанки. Однако затем, вплоть до нач. XX в., южная граница города проходила уже у Московских триумфальных ворот — здесь были сторожевые будки, шлагбаум, таможня. Памятник напо- минает и об этом факте истории.
Но он отличается и тем, что имеет ряд нетрадиционных архитектурно-строительных решений. Насколько известно, это самое крупное в мире сооружение, собранное из чугунных деталей: оно имеет высоту — 24,7 м, длину — 36,5 м, ширину — 8,7 м и массу около 1000 т. Шесть пар мощных колонн дорического ордера, опираясь на невысокий стилобат, несут массивный антаблемент с аттиком. Каждая колонна имеет 11 чугунных колец-блоков: стилобатный, 9 рядовых и капительный — высотами соответственно 790, 1190 и 530 мм. Железные штыри фиксируют взаимное положение колец, между которыми проложены листы свинца. Стилобатное кольцо — гладкое, а рядовые и нижняя часть капительного имеют каннелюры. На две ортогональные чугунные балки вверху капительных блоков опираются главные (поперечные) стальные балки антаблемента, связывая колонны попарно.
Фриз декорирован тридцатью горельефами гениев Победы — скульптурами крылатых женщин, несущих гербы российских губерний (ск. Б. Н. Орловский). Верх ворот венчают 8 пятиметровых скульптур трофеев — оружия, доспехов и знамен. Прежде на стилобате имелись чугунные фонари и скамейки, а по обеим сторонам проспекта у ворот были здания кордегардий с оградами.
Памятник неординарен и тем, что его однажды разобрали, а 20 лет спустя возродили заново. В 1929 г. произвели частичную, а в 1935 г. — капитальную реставрацию ворот (рук. И. В. Крестовский), причем ряд утраченных деталей декора вычеканили заново (Г. А. Симонсон, Р. К. Таурит). Но уже через год ворота и здания кордегардий с оградами разобрали «в связи с реконструкцией Международного (ныне — Московского) проспекта и Литовской улицы» (Пост. Президиума ЛенСовета от 16.09.36 г.).
Однако общественность боролась за сохранение Московских триумфальных ворот. В архивах имеется, в частности, копия письма проф. А. С. Никольского секретарю обкома ВКП (б) А. А. Жданову с просьбой об этом. Доводы возымели действие, и памятник решили восстановить, но на территории Московского парка культуры и отдыха. Проф. Е. И. Котонин вел разработку проекта (1938-1941), и лишь война 1941-1945 гг. помешала реализовать этот план.
Московские ворота были восстановлены на историческом месте в 1958-1961 гг. Проектную документацию с 1956 г. готовил «Ленпроект» (арх. И. Г. Коптюг, Е. Н. Петрова, инж. Н. С. Чукаев), а консультировали работы — историк архитектуры проф. Г. Г. Гримм, скульптор И.В.Крестовский и проф. ЛИСИ Н. Н. Аистов.
Ввиду того, что в годы блокады Ленинграда немало частей памятника было утрачено — они применялись даже для оборонительных сооружений, — их заново изготовили «Кировский завод» и завод «Стальконструкция». Восаановление скульптур вели арх. Е. Н. Петрова, ск. Д. Д. Малашкин, Г. Ф. Цыганков, Б. М. Томский, Н. И. Смирнова, бригада чеканщиков К. П. Кротова. Однако чугунные фонари и скамейки стилобата, а также историческая надпись на аттике восстановлены не были. Не говоря уже о зданиях кордегардии с оградами. При этом было внесено немало изменений в конструкцию ворот. Монумент возвели, используя старый фундамент, выполненный по проекту Стасова.
Глубина исторического фундамента из бута была значительной — более четырех метров над слоем чистой серой глины (2,3 м). Верхний и нижний слои фундамента были из гранитных камней. В 1958 г. верхний ряд гранитных камней не восстановили, а верх бутового фундамента высотой 350 мм, несмотря на его хорошее состояние, заменили железобетонной плитой толщиной 550 мм, усиленной под каждой парой колонн поперечными балками шириной 2,5 м и высотой 1,2 м. По верху ребер и плиты устроили бетонную постель (бетон марки 200) толщиной соответственно 350 и 50-100 мм.
Для повышения устойчивости сооружения по предложению проф. Н. Н. Аистова применили следующее. Внутри каждой колонны, исключая одну с винтовой лестницей внутри, ввели 4 стальные тяги диаметром 57 мм, связав главные балки антаблемента с балками фундамента. Благодаря предварительному натяжению тяг, каждая пара ко- лонн вместе с прочими связями работает как жесткая поперечная рама. В новом варианте ворот конструкции стилобата, антаблемента и аттика также существенно изменены. Каркас стилобата — пространственная рамная система из стальных прокатных стержней, связанных болтами и сваркой. Настил выполнен из рифленых стальных листов, а вертикальная облицовка - из стальных и чугунных плит. Каркасные конструкции антаблемента и аттика включают: 6 главных балок; опирающиеся на них фермы; каркасы стен; несущие конструкции кровли и надколонного перекрытия (архитрава). Все они выполнены с помощью болтов и сварки. Чугунные плиты архитрава толщиной 25,4 мм заменили на стальные толщиной 8 мм, с ребрами.
Предварительное инженерное обследование памятника, проведенное через 40 лет с момента его воссоздания и выполненное в 2000 г. специалистами ЗАО «ЭР-КОН» по заказу Гос. музея городской скульптуры, выявило следующее: - фундамент и основания сооружения находятся в удовлетворительном состоянии; на копленные за этот период осадки носят равномерный характер, не превышая 60 мм; - покрытие и каркас стилобата разрушены коррозией и подлежат срочной разборке по соображениям безопасности людей; повреждена облицовка и отсутствует гранитный цоколь стилобата; - колонны практически вертикальны (относительный крен < 1/300), но требуют ремонта из-за трещин, выбоин и повреждений свинцовых прокладок; осмотр колонн изнутри осложнен из-за отсутствия лестниц; - кровля требует срочного ремонта; - несущие конструкции антаблемента имеют локальные повреждения из-за протечек; - фасады требуют очистки и окраски, с предварительным удалением посторонних тросов, проводов, кронштейнов, не предусмотренных проектом памятника.
Как видим, накануне 300-летия Санкт-Петербурга данный памятник также нуждается в нашей заботе и защите, требуя ремонтно-реставрационных работ. Выполняя их, на наш взгляд, следует помнить не только о главном — в максимальной степени соблюсти подлинность исторического облика монумента, но и продумать ряд дополнительных мер по благоустройству и художественному оформлению прилегающей территории. Целесообразно выполнить устройство подземного перехода, установить фонари освещения, скамейки и ограду. Все это сделает величественный монумент более доступным для посещения, включая экскурсионное обслуживание гостей нашего города.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>