Ирина Васильева, Комитет ГИОП
Реставрация Армянской
церкви
СВ. ЕКАТЕРИНЫ
14 марта 1993 г. после длительного периода
забвения в церкви св. Екатерины снова начала совершаться служба,
и одновременно начались восстановительные работы. 12 июля 2000
г. храм св. Екатерины был повторно освящен Верховным Патриархом-Католикосом
Всех Армян Гарегином II и Патриархом Московским и Всея Руси Алексием
II в присутствии Губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева.
Армянская община в Санкт-Петербурге насчитывает 30 000 прихожан,
возглавляет ее и. о. главы нахичеванской и российской епархии
отец Езраз, который внес огромный личный вклад в реставрацию церкви.
Комплекс зданий по адресу Невский пр. 40-42, включающий здание
Армянской церкви и два дома при ней с двумя дворовыми флигелями,
принадлежит к числу памятников русского классицизма последней
трети XVIII века
|
Участок
под строительство Армянской церкви был выделен на месте Придворной Конюшенной
конторы на Невском пр. с дозволения Ея Императорского Величества Екатерины
II в 1770 г. по просьбе двора Е.И.В. «ювелира» Ивана Лазарева совместно
с «торгующими при Санкт-Петербурге» и с военнослужащими армянами.
При возведении Армянской церкви св. Екатерины применен композиционный
прием строительства церкви с двумя жилыми домами, уже использованный
при сооружении двух церквей на Невском пр. — лютеранской св. Петра и
Павла (Невский пр. 22-24) и католической св. Екатерины (Невский 32-34),
с отступом церковного здания от красной линии. Построенная академиком
Ю. Фельтеном однокупольная церковь выполнена в формах раннего классицизма:
выделяется обилием пластических элементов в виде «Ангелов несущих крест»,
херувимов среди облаков, лепных цветочных гирлянд, сандриков. Обращенный
к Невскому проспекту южный фасад выделен четырехколонным ионическим
портиком с треугольным фронтоном и барельефом, посвященным крещению
и провозглашению христианства государственной религией Армении в 301
г. В тимпане изображен Григорий Просветитель - первый католикос Армении,
крестящий царя Армении Трдата III с семьей и двором. Обилие декоративных
элементов и цветовое решение — сочетание бирюзового с белым — придают
этой культовой постройке удивительную праздничность.
Основную роль в оформлении интерьера играют колонны и стены, оформленные
искусственным мрамором. Роспись сводов и куполов выполнена по рисункам
Ю. Фельтена в технике «гризайль». Из архивных документов известно, что
иконостас был деревянным, резным с позолотою, отделанным под лак, «в
коем иконы высокой живописи». Для освещения служили большая
бронзовая люстра с хрусталем посередине церкви, две бронзовые люстры
меньшего размера и большая серебряная люстра на семь свечей над алтарем.
Люстры и иконостас не сохранились.
Первые большие реставрационные работы по фасадам церкви были проведены
в 1865 г., при этом в куполе была устроена колокольня для трех колоколов.
Решение об устройстве колокольни связывается с тем, что в 1865 г. было
разрешено, по ходатайству X. Е. Лазарева, употребление колоколов при
богослужении в армянских церквях.
После 1917г. здание Армянской церкви и дома при ней были национализированы
и взяты под государственную охрану как памятники отечественной архитектуры.
В1931 г. церковь была закрыта для верующих. При ее обследовании в 1936
г. Отделом охраны памятников было отмечено, что во внутренней своей
части здание подверглось полной перепланировке: устроены перекрытия
на уровне хоров, делящие помещение на два этажа, построены многочисленные
перегородки. От прежнего архитектурного оформления сохранились колонны
и стены искусственного мрамора, часть лепного декора поясков и фриза.
Живопись была закрашена.
Во
время Отечественной войны здание церкви серьезных повреждений от бомбежек
не получило. Проводившиеся реставрационные работы в послевоенное время
не носили капитального характера. Комплексный капитальный реставрационный
ремонт здания начался после передачи здания церкви армянской общине
в 1993 г. Работы начались с осушения подвальных помещений и разборки
железобетонного перекрытия, что было, пожалуй, самым трудным, так как
приходилось все делать вручную, чтобы не повредить сохранившийся интерьер,
отделанный в основном искусственным мрамором.
Выполнены усиления основных несущих конструкций купола, стен, фундаментов,
заменено покрытие купола на медное. После окончания общестроительных
работ, включающих и полную замену инженерных сетей, приступили к обследованию
состояния отделки интерьеров. По стенам, колоннам, сводам выполнялись
послойные расчистки с целью определения сохранности подлинной отделки
и ее воссоздания. Отреставрирован и воссоздан в местах утрат и разрушений
искусственный мрамор, более 50% новодельного искусственного мрамора
приходится на западную стену (там располагался душ, и из-за сырости
мрамор был сильно разрушен), реставрационные
работы выполнены настолько качественно, что вставки практически незаметны.
Лепной декор воссоздан практически заново по сохранившимся в натуре
фрагментам. Живописные изображения евангелистов в парусах сводов расчищены
и отреставрированы армянским художником, выполнявшим реставрацию живописи
кафедрального собора в Эчмиадзине.
В западной части церкви полностью восстановлены хоры, при этом в процессе
расчисток в десюдепорте была обнаружена живопись. В процессе работы
была расчищена и отреставрирована беломраморная купель с изображением
золоченого ангела в алтарной части (1782 г.). Одновременно была отреставрирована
и беломраморная, в форме купели, подставка для лампадницы. Сегодня они
заняли свое историческое место в интерьере церкви.
Иконостас, сделанный по рисунку Фельтена, к сожалению, не сохранился.
Петербургской фирмой «Литое» был изготовлен канонический армянский иконостас,
облицовка которого выполнена каррарским мрамором с резными декоративными
элементами. Стилистически интерьер церкви относится к русскому классицизму,
мотивов традиционного армянского зодчества в нем практически нет, не
считая элементов церковной атрибутики. Хрустальные люстры, висящие в
церкви, привезены из Еревана.
Реставрационные работы в интерьере финансировались за счет средств армянской
общины и практически закончены. Ремонт фасадов церкви выполнен в 2000
г. по архитектурно-реставрационному заданию КГИОП. Работы производились
известной петербургской фирмой ЗАО «Ремфасад».
На конкурсе «Петербургский фасад-2000» , проведенном в рамках международной
выставки BATIMAT, в номинации «Технологические решения в области реставрации
исторических зданий», ЗАО «Ремфасад» заняло первое место с вручением
Диплома за лучшее технологическое решение фасада Армянской церкви св.
Екатерины. По решению авторитетного жюри эта работа была признана лучшей
в Петербурге за последние 3 года.
|