Ирина Васильева, Комитет ГИОП


Реставрация Армянской церкви
СВ. ЕКАТЕРИНЫ


14 марта 1993 г. после длительного периода забвения в церкви св. Екатерины снова начала совершаться служба, и одновременно начались восстановительные работы. 12 июля 2000 г. храм св. Екатерины был повторно освящен Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян Гарегином II и Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в присутствии Губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева. Армянская община в Санкт-Петербурге насчитывает 30 000 прихожан, возглавляет ее и. о. главы нахичеванской и российской епархии отец Езраз, который внес огромный личный вклад в реставрацию церкви. Комплекс зданий по адресу Невский пр. 40-42, включающий здание Армянской церкви и два дома при ней с двумя дворовыми флигелями, принадлежит к числу памятников русского классицизма последней трети XVIII века

Участок под строительство Армянской церкви был выделен на месте Придворной Конюшенной конторы на Невском пр. с дозволения Ея Императорского Величества Екатерины II в 1770 г. по просьбе двора Е.И.В. «ювелира» Ивана Лазарева совместно с «торгующими при Санкт-Петербурге» и с военнослужащими армянами.
При возведении Армянской церкви св. Екатерины применен композиционный прием строительства церкви с двумя жилыми домами, уже использованный при сооружении двух церквей на Невском пр. — лютеранской св. Петра и Павла (Невский пр. 22-24) и католической св. Екатерины (Невский 32-34), с отступом церковного здания от красной линии. Построенная академиком Ю. Фельтеном однокупольная церковь выполнена в формах раннего классицизма: выделяется обилием пластических элементов в виде «Ангелов несущих крест», херувимов среди облаков, лепных цветочных гирлянд, сандриков. Обращенный к Невскому проспекту южный фасад выделен четырехколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном и барельефом, посвященным крещению и провозглашению христианства государственной религией Армении в 301 г. В тимпане изображен Григорий Просветитель - первый католикос Армении, крестящий царя Армении Трдата III с семьей и двором. Обилие декоративных элементов и цветовое решение — сочетание бирюзового с белым — придают этой культовой постройке удивительную праздничность.
Основную роль в оформлении интерьера играют колонны и стены, оформленные искусственным мрамором. Роспись сводов и куполов выполнена по рисункам Ю. Фельтена в технике «гризайль». Из архивных документов известно, что иконостас был деревянным, резным с позолотою, отделанным под лак, «в коем иконы высокой живописи». Для освещения служили большая бронзовая люстра с хрусталем посередине церкви, две бронзовые люстры меньшего размера и большая серебряная люстра на семь свечей над алтарем. Люстры и иконостас не сохранились.
Первые большие реставрационные работы по фасадам церкви были проведены в 1865 г., при этом в куполе была устроена колокольня для трех колоколов. Решение об устройстве колокольни связывается с тем, что в 1865 г. было разрешено, по ходатайству X. Е. Лазарева, употребление колоколов при богослужении в армянских церквях.
После 1917г. здание Армянской церкви и дома при ней были национализированы и взяты под государственную охрану как памятники отечественной архитектуры. В1931 г. церковь была закрыта для верующих. При ее обследовании в 1936 г. Отделом охраны памятников было отмечено, что во внутренней своей части здание подверглось полной перепланировке: устроены перекрытия на уровне хоров, делящие помещение на два этажа, построены многочисленные перегородки. От прежнего архитектурного оформления сохранились колонны и стены искусственного мрамора, часть лепного декора поясков и фриза. Живопись была закрашена.
Во время Отечественной войны здание церкви серьезных повреждений от бомбежек не получило. Проводившиеся реставрационные работы в послевоенное время не носили капитального характера. Комплексный капитальный реставрационный ремонт здания начался после передачи здания церкви армянской общине в 1993 г. Работы начались с осушения подвальных помещений и разборки железобетонного перекрытия, что было, пожалуй, самым трудным, так как приходилось все делать вручную, чтобы не повредить сохранившийся интерьер, отделанный в основном искусственным мрамором.
Выполнены усиления основных несущих конструкций купола, стен, фундаментов, заменено покрытие купола на медное. После окончания общестроительных работ, включающих и полную замену инженерных сетей, приступили к обследованию состояния отделки интерьеров. По стенам, колоннам, сводам выполнялись послойные расчистки с целью определения сохранности подлинной отделки и ее воссоздания. Отреставрирован и воссоздан в местах утрат и разрушений искусственный мрамор, более 50% новодельного искусственного мрамора приходится на западную стену (там располагался душ, и из-за сырости мрамор был сильно разрушен), реставрационные работы выполнены настолько качественно, что вставки практически незаметны.
Лепной декор воссоздан практически заново по сохранившимся в натуре фрагментам. Живописные изображения евангелистов в парусах сводов расчищены и отреставрированы армянским художником, выполнявшим реставрацию живописи кафедрального собора в Эчмиадзине.
В западной части церкви полностью восстановлены хоры, при этом в процессе расчисток в десюдепорте была обнаружена живопись. В процессе работы была расчищена и отреставрирована беломраморная купель с изображением золоченого ангела в алтарной части (1782 г.). Одновременно была отреставрирована и беломраморная, в форме купели, подставка для лампадницы. Сегодня они заняли свое историческое место в интерьере церкви.
Иконостас, сделанный по рисунку Фельтена, к сожалению, не сохранился. Петербургской фирмой «Литое» был изготовлен канонический армянский иконостас, облицовка которого выполнена каррарским мрамором с резными декоративными элементами. Стилистически интерьер церкви относится к русскому классицизму, мотивов традиционного армянского зодчества в нем практически нет, не считая элементов церковной атрибутики. Хрустальные люстры, висящие в церкви, привезены из Еревана.
Реставрационные работы в интерьере финансировались за счет средств армянской общины и практически закончены. Ремонт фасадов церкви выполнен в 2000 г. по архитектурно-реставрационному заданию КГИОП. Работы производились известной петербургской фирмой ЗАО «Ремфасад».
На конкурсе «Петербургский фасад-2000» , проведенном в рамках международной выставки BATIMAT, в номинации «Технологические решения в области реставрации исторических зданий», ЗАО «Ремфасад» заняло первое место с вручением Диплома за лучшее технологическое решение фасада Армянской церкви св. Екатерины. По решению авторитетного жюри эта работа была признана лучшей в Петербурге за последние 3 года.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>