Любовь Мусина,
директор РАХФ, Санкт-Петербург
Возрождая
традиции
Еще
десятилетие назад координацию работы творческих сил страны вы полнял
Художественный фонд СССР — работая «в связке» с Союзом художников СССР,
он распределял заказы и являлся гарантом востребованности мастеров.
Но не без их помощи за годы реформ Худфонд был упразднен. Чем это обернулось
для художников — известно: вместе с творческой свободой они получили
мнимую коммерческую самостоятельность, разобщенность, отсутствие единого
информационного поля и юридическую незащищенность. Налицо и другое —
в Петербурге постоянно ширится фронт работ по реконструкции, реставрации
и архитектурно-дизай-нерскому оформлению все новых объектов.
С учетом этих реалий была осознана, пусть и не сразу, необходимость
новой структуры, способной аккумулировать художественные идеи, профессионально
выполнять проекты и нести за них ответственность, представлять интересы
художников перед заказчиками.
Для поддержки творческих инициатив, максимального раскрытия художественного
потенциала Санкт-Петербурга и повышения его востребованности в феврале
1999 г. был организован Региональный Ар-хитектурно-Художественный Фонд
(РАХФ). Важной его задачей стало возрождение лучших традиций синтеза
петербургской архитектуры и монументального искусства, неповторимого
стиля Петербурга.
Первым поддержал эту инициативу главный художник города И. Г.Уралов.
В период становления Фонд объединил единомышленников и партнеров, в
его работу включились самые разные специалисты: архитекторы-проектировщики,
ком: пьютерные дизайнеры, искусствоведы, реставраторы. Появилась компьютерная
база данных о петербургских художниках, архитекторах, дизайнерах, о
мастерских и художественных производствах.
В декабре 1999 г. Художественная секция Градостроительного совета приняла
два первых проекта Фонда: «Концепцию развития Стрелки Васильевского
острова» и «Декоративное оформление Ушаковской развязки». Особую актуальность
имел второй проект в связи с уникальным транспортным, градостроительным
и архитектурно-художественным значением объекта. Выполняя его декоративное
убранство по проекту Е. Герасимова и В. Васильковско-го, Фонд сумел
продолжить петербургскую традицию синтеза инженерии, архитектуры и монументально-декоративного
оформления. Неожиданную остроту обрели так называемые «марсиальные»
мотивы эпохи ампира — пушки, шлемы, мечи, щиты. Они и традиционны, и
современны. Осуществлена также художественная подсветка объекта.
Выполненная работа получила высокую оценку в средствах массовой информации
и у горожан. Руководство
РАХФ нашло взаимопонимание с многими главами администраций города, необходимое
для решения новых задач. Совместно с КГА Санкт-Петербурга, а также администрациями
Приморского и Выборгского районов и творческим объединением «Озерки»
началась работа над проектом «Деревня художников». В красивейшем историческом
районе города — Шувалово-Озерки-Коломяги — давно сложилось сообщество
художников различных жанров: скульпторов, живописцев, графиков, керамистов.
Они устраивают живописные пленэры, международные скульптурные симпозиумы,
выставки, имевшие большой резонанс, акции, праздники, международные
школы керамики.
Скоро здесь, на берегу живописного озера, в новом творческо-туристическом
центре откроются различные школы ремесел (кузнечная, литейная, иконописная
и т. п.), где художники будут работать на глазах у зрителей, позволяя
«заглянуть» в свою творческую лабораторию. Появятся гостиницы, конференц-зал,
комплекс художественных мастерских. В здании Шуваловско-го вокзала разместится
музейная экспозиция (здесь уместна шутливая аналогия с парижским музеем
д'Орсэ). Привокзальную площадь украсит скульптурная композиция, посвященная
роду графов Шуваловых, среди которых был и основатель Российской Академии
художеств И. И. Шувалов. С этим же районом связан проект возрождения
и развития «Детской железной дороги», которая многие десятилетия радовала
детвору, но сегодня находится в плачевном состоянии. Ее реконструкция
— задача нелегкая, но благородная.
Другое направление деятельности Фонда — разработка концепций средово-го
оборудования пешеходных зон Петербурга — Малой Конюшенной, Малой Садовой
улиц, 6~7 линий Васильевского острова. Один из проектов предусматривает
превращение Малой Конюшенной улицы в своеобразный выставочный зал профессионального
искусства под открытым небом. Идея эта поддержана Президентом Российской
Академии художеств 3. Церетели. В письме губернатору Санкт-Петербурга
он отметил: «Согласно разработанному проекту, открытый Академический
Художественный Вернисаж будет представлять собой пешеходную зону с элементами
выставки-продажи произведений искусства...
Реализация
предполагаемого проекта послужит дальнейшему развитию и пропаганде Российской
Санкт-Петербургской художественной школы, а также существенным образом
поможет «оживить» Малую Конюшенную улицу». «Лица необщим выраженьем»
будет отличаться и Малая Садовая, которую намечается превратить в улицу
петербургских фотографов. В конце XIX в. в одном из домов на Малой Садовой
было открыто ателье знаменитого фотографа Карла Буллы. Позднее семейное
дело продолжили его сыновья. Их фотоработы отличаются превосходным качеством
и помогут создать фото-летопись города, объединяющую современные и старинные
снимки. Все это будет демонстрироваться под открытым небом на улице,
как и регулярные выставки-конкурсы на лучшую петербургскую фотографию.
Вполне уместна здесь и скульптурная композиция «Фотограф» (скульптор
Б. А. Петров), — её открытие в январе 2001 г. приурочено к юбилею создания
первого русского дагерротипа.
В одном из двориков, примыкающих к Малой Садовой, установлена скульптура
композиция «Добрая собака» (скульптор В. А. Сиваков). Всем, и особенно
детям, она понравилась сразу, о чем говорят многочисленные «отзывы»
на соседних стенах. С первых дней работы Фонда особое внимание уделяется
Васильевскому острову. Разработан, в частности, эскизный проект «Праздничное
оформление Стрелки Васильевского острова». Она трактуется как центр
грандиозной светомузыкальной феерии. В праздничные вечера набережная
станет зрительным залом под открытым небом, плавучую сцену окружат водяные
фейерверки и фонтаны с декоративной подсветкой. Эта программа станет
одной из самых эффектных в дни празднования юбилея Петербурга.
К юбилею города после реконструкции Александровский парк, пребывающий
пока в «угнетенном» и заброшенном состоянии, вновь станет любимым местом
отдыха горожан. Неподалеку от Народного Дома (ныне здание Мюзик-холла)
откроется монумент великому Ф. И. Шаляпину. Фонд активно включился в
Юбилейную программу празднования 300-летия Санкт-Петербурга, представив
«Комитету-300» более двадцати пяти проектов. Из них уже приняты: «Памятник
жертвам политических репрессий» (на кладбище Памяти жертв 9 января),
«Колонна Славы — в честь героев Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.»
(перед Троицким собором), «Памятник женщинам — блокадницам, бойцам МПВО»
(на Петроградской стороне) — благотворительный проект, одобренный на
Художественной секции Градостроительного совета, реализуемый совместно
с коммерческим банком.
Авторы
создали произведение поистине синтетического характера, объединив композицию
в технике сграффито на брандмауэре дома, бронзовую фигуру, олицетворяющую
подвиг ленинградских женщин в годы блокады, архитектурные конструкции
и художественную подсветку. По замыслу авторов, бронзовая женская фигура
— это своеобразный ангел-хранитель ленинградского неба.
К другим проектам Фонда относятся программы: «Светлый город», «Причальные
сооружения на реках и каналах Санкт-Петербурга», «Благоустройство дворов
Петроградской стороны». РАХФ инициирует создание памятника лауреату
Нобелевской премии поэту Иосифу Бродскому, вынашивает идею создания
комплекса, посвященного Серебряному веку. Сейчас расширяется компьютерная
база данных о художественных и архитектурных мастерских, строительных
организациях. Готовится оригинальный «Банк позитивных идей».
В планах — и создание собственного журнала Фонда, который будет освещать
художественную жизнь города, вести открытый диалог мастеров изобразительного
искусства, информировать читателей о перспективных проектах.
Два года — срок одновременно очень короткий, но и достаточный, чтобы
проявить профессиональную компетенцию, ответственность, работоспособность.
|