Любовь Мусина,
директор РАХФ, Санкт-Петербург


Возрождая традиции


Еще десятилетие назад координацию работы творческих сил страны вы полнял Художественный фонд СССР — работая «в связке» с Союзом художников СССР, он распределял заказы и являлся гарантом востребованности мастеров. Но не без их помощи за годы реформ Худфонд был упразднен. Чем это обернулось для художников — известно: вместе с творческой свободой они получили мнимую коммерческую самостоятельность, разобщенность, отсутствие единого информационного поля и юридическую незащищенность. Налицо и другое — в Петербурге постоянно ширится фронт работ по реконструкции, реставрации и архитектурно-дизай-нерскому оформлению все новых объектов.
С учетом этих реалий была осознана, пусть и не сразу, необходимость новой структуры, способной аккумулировать художественные идеи, профессионально выполнять проекты и нести за них ответственность, представлять интересы художников перед заказчиками.
Для поддержки творческих инициатив, максимального раскрытия художественного потенциала Санкт-Петербурга и повышения его востребованности в феврале 1999 г. был организован Региональный Ар-хитектурно-Художественный Фонд (РАХФ). Важной его задачей стало возрождение лучших традиций синтеза петербургской архитектуры и монументального искусства, неповторимого стиля Петербурга.
Первым поддержал эту инициативу главный художник города И. Г.Уралов. В период становления Фонд объединил единомышленников и партнеров, в его работу включились самые разные специалисты: архитекторы-проектировщики, ком: пьютерные дизайнеры, искусствоведы, реставраторы. Появилась компьютерная база данных о петербургских художниках, архитекторах, дизайнерах, о мастерских и художественных производствах.
В декабре 1999 г. Художественная секция Градостроительного совета приняла два первых проекта Фонда: «Концепцию развития Стрелки Васильевского острова» и «Декоративное оформление Ушаковской развязки». Особую актуальность имел второй проект в связи с уникальным транспортным, градостроительным и архитектурно-художественным значением объекта. Выполняя его декоративное убранство по проекту Е. Герасимова и В. Васильковско-го, Фонд сумел продолжить петербургскую традицию синтеза инженерии, архитектуры и монументально-декоративного оформления. Неожиданную остроту обрели так называемые «марсиальные» мотивы эпохи ампира — пушки, шлемы, мечи, щиты. Они и традиционны, и современны. Осуществлена также художественная подсветка объекта.
Выполненная работа получила высокую оценку в средствах массовой информации и у горожан. Руководство РАХФ нашло взаимопонимание с многими главами администраций города, необходимое для решения новых задач. Совместно с КГА Санкт-Петербурга, а также администрациями Приморского и Выборгского районов и творческим объединением «Озерки» началась работа над проектом «Деревня художников». В красивейшем историческом районе города — Шувалово-Озерки-Коломяги — давно сложилось сообщество художников различных жанров: скульпторов, живописцев, графиков, керамистов. Они устраивают живописные пленэры, международные скульптурные симпозиумы, выставки, имевшие большой резонанс, акции, праздники, международные школы керамики.
Скоро здесь, на берегу живописного озера, в новом творческо-туристическом центре откроются различные школы ремесел (кузнечная, литейная, иконописная и т. п.), где художники будут работать на глазах у зрителей, позволяя «заглянуть» в свою творческую лабораторию. Появятся гостиницы, конференц-зал, комплекс художественных мастерских. В здании Шуваловско-го вокзала разместится музейная экспозиция (здесь уместна шутливая аналогия с парижским музеем д'Орсэ). Привокзальную площадь украсит скульптурная композиция, посвященная роду графов Шуваловых, среди которых был и основатель Российской Академии художеств И. И. Шувалов. С этим же районом связан проект возрождения и развития «Детской железной дороги», которая многие десятилетия радовала детвору, но сегодня находится в плачевном состоянии. Ее реконструкция — задача нелегкая, но благородная.
Другое направление деятельности Фонда — разработка концепций средово-го оборудования пешеходных зон Петербурга — Малой Конюшенной, Малой Садовой улиц, 6~7 линий Васильевского острова. Один из проектов предусматривает превращение Малой Конюшенной улицы в своеобразный выставочный зал профессионального искусства под открытым небом. Идея эта поддержана Президентом Российской Академии художеств 3. Церетели. В письме губернатору Санкт-Петербурга он отметил: «Согласно разработанному проекту, открытый Академический Художественный Вернисаж будет представлять собой пешеходную зону с элементами выставки-продажи произведений искусства...
Реализация предполагаемого проекта послужит дальнейшему развитию и пропаганде Российской Санкт-Петербургской художественной школы, а также существенным образом поможет «оживить» Малую Конюшенную улицу». «Лица необщим выраженьем» будет отличаться и Малая Садовая, которую намечается превратить в улицу петербургских фотографов. В конце XIX в. в одном из домов на Малой Садовой было открыто ателье знаменитого фотографа Карла Буллы. Позднее семейное дело продолжили его сыновья. Их фотоработы отличаются превосходным качеством и помогут создать фото-летопись города, объединяющую современные и старинные снимки. Все это будет демонстрироваться под открытым небом на улице, как и регулярные выставки-конкурсы на лучшую петербургскую фотографию. Вполне уместна здесь и скульптурная композиция «Фотограф» (скульптор Б. А. Петров), — её открытие в январе 2001 г. приурочено к юбилею создания первого русского дагерротипа.
В одном из двориков, примыкающих к Малой Садовой, установлена скульптура композиция «Добрая собака» (скульптор В. А. Сиваков). Всем, и особенно детям, она понравилась сразу, о чем говорят многочисленные «отзывы» на соседних стенах. С первых дней работы Фонда особое внимание уделяется Васильевскому острову. Разработан, в частности, эскизный проект «Праздничное оформление Стрелки Васильевского острова». Она трактуется как центр грандиозной светомузыкальной феерии. В праздничные вечера набережная станет зрительным залом под открытым небом, плавучую сцену окружат водяные фейерверки и фонтаны с декоративной подсветкой. Эта программа станет одной из самых эффектных в дни празднования юбилея Петербурга.
К юбилею города после реконструкции Александровский парк, пребывающий пока в «угнетенном» и заброшенном состоянии, вновь станет любимым местом отдыха горожан. Неподалеку от Народного Дома (ныне здание Мюзик-холла) откроется монумент великому Ф. И. Шаляпину. Фонд активно включился в Юбилейную программу празднования 300-летия Санкт-Петербурга, представив «Комитету-300» более двадцати пяти проектов. Из них уже приняты: «Памятник жертвам политических репрессий» (на кладбище Памяти жертв 9 января), «Колонна Славы — в честь героев Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.» (перед Троицким собором), «Памятник женщинам — блокадницам, бойцам МПВО» (на Петроградской стороне) — благотворительный проект, одобренный на Художественной секции Градостроительного совета, реализуемый совместно с коммерческим банком.
Авторы создали произведение поистине синтетического характера, объединив композицию в технике сграффито на брандмауэре дома, бронзовую фигуру, олицетворяющую подвиг ленинградских женщин в годы блокады, архитектурные конструкции и художественную подсветку. По замыслу авторов, бронзовая женская фигура — это своеобразный ангел-хранитель ленинградского неба.
К другим проектам Фонда относятся программы: «Светлый город», «Причальные сооружения на реках и каналах Санкт-Петербурга», «Благоустройство дворов Петроградской стороны». РАХФ инициирует создание памятника лауреату Нобелевской премии поэту Иосифу Бродскому, вынашивает идею создания комплекса, посвященного Серебряному веку. Сейчас расширяется компьютерная база данных о художественных и архитектурных мастерских, строительных организациях. Готовится оригинальный «Банк позитивных идей».
В планах — и создание собственного журнала Фонда, который будет освещать художественную жизнь города, вести открытый диалог мастеров изобразительного искусства, информировать читателей о перспективных проектах.
Два года — срок одновременно очень короткий, но и достаточный, чтобы проявить профессиональную компетенцию, ответственность, работоспособность.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>