О. А. Шиханов,
архитектор


Крыши города

Издательство приносит свои извинения за искажение по его вине очерка архитектора Шиханова О. А., опубликованного в 2/8 номере журнала за 1999г., в связи с чем публикует очерк в редакции автора.


Крыши города – тема неожиданная и новая. Они, являясь неотъемлемой частью каждого здания, прошли все этапы пространственно-исторического формирования города, создав особый образный строй “архитектурного пейзажа” северной столицы. Все крыши зданий города на разных этапах его исторического развития строились из расчета не только их прямого функционального назначения – организация водостока, но и их визуального восприятия с нижних точек, поскольку город, расположенный на Приневской низменности не имел высотных точек восприятия, что, безусловно, приходилось учитывать архитекторам при формировании всего облика здания.

Одним из пространственных показателей облика здания является соотношение всей высоты фасада к высоте и массе крыши, но в связи с чем, на всем протяжении исторического развития оно будет меняться, как будут меняться кровельные материалы и конструкции крыши как таковой. Изменения произойдут и в области технической оснащенности процессов, осуществляющих строительные работы, в том числе и кровельные.

Крыши первых жилых зданий Санкт-Петербурга, построенных по типовому проекту для именитых людей, представляли собой двускатную, высокую черепичную кровлю, лишенную какого-либо архитектурного декора. Фортификационные строения и многочисленные “дворы” также не предусматривали декоративную обработку фасадов, непосредственной частью которых являлись и крыши.

Получение в 1714 году городом статуса “столицы” не только утвердил его экономическое и политическое значение, как в России, так и во всем мире, но и явилось важным в характере оформления пространства города, что и было закреплено именными указами Петра I и Сената.

Первые шпили и купола культовых зданий, таких как: Троицкая церковь, Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости, Пантелеймоновская церковь и другие, положили начало высотному строительству города. Впоследствии они станут высотными доминантами в пространственной панораме города. Строгие по силуэту культовые здания и фортификационные сооружения наряду с относительно высокими крышами одно-двухэтажных зданий Петербурга сформировали облик города, напоминающий прибалтийские. Крыши домов в этот период составляли ¾ всей высоты здания и являлись подчас единственным прибежищем горожан во время многочисленных и разрушительных наводнений. Даже дворцовые здания этого периода имели высокие крыши: например, дворец Петра I в Летнем саду и дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове.

Пришедший на смену “барокко” стиль “классицизм” внес существенные изменения в облик фасадов зданий, крыши которых стали элементами всей архитектурно-художественной обработки фасадов.

Воспринимаемые с нижних точек здания, особенно дворцовые, а следовательно и их крыши, являлись визитной карточкой “хозяина”. Крышам некоторых дворцовых ансамблей в соответствии с их статусом придавалось особое значение. В их оформлении использовались все стилистические архитектурно-художественные приемы, включавшие в себя как пространственное расположение отдельных элементов, входящих в конструкцию, так и вопросы силуэта, масштаба, цвета, декоративного оформления. Парапеты отдельных дворцовых зданий украшались скульптурной пластикой; наиболее известным из которых является здание Зимнего дворца.

На основании вышедшего в 1747 году распоряжения “о пяти главах по древнему российскому обычаю” шпили культовых сооружений сменились пятиглавыми куполами соборов и церквей таких, как Спасо-Преображенский собор, Троицко-Измайловский и другие, а также их колоколен. Особая роль высотных доминант в пространственном формировании крыш города принадлежит некогда существовавшим в больших количествах зданиям пожарных каланчей. К таким памятникам относится высокая башня бывшей Городской думы на Невском проспекте, построенная в 1801 году и приспособленная для подачи сигналов в случае возникновения очагов пожара.

Высокие парапеты культовых зданий таких, как Казанский и Исаакиевский соборы концентрировали все внимание на архитектурно-художественной прорисовке их куполов и барабанов. Этот прием активно использовался архитекторами А.И. Штакеншнейдером и В.Н. Баженовым при проектировании и строительстве их знаменитых дворцов.

Применение листового железа и металлических конструкций не только облегчило строительство крыш, но и увеличило срок их эксплуатации, сделало их менее пожароопасными На капиталистическом этапе развития города подчас стихийное строительство доходных домов снизило эстетический аспект формирования крыш. В погоне за прибылью, чердачное пространство использовалось для мансардных помещений, сдававшихся в наем обедневшим слоям населения.

Реконструкция зданий с целью приспособления их под нужды часто менявшихся хозяев стала характерной чертой архитектурной и строительной практики второй половины ХIХ - начала ХХ века. Разнообразные по форме и силуэту башенки, украшением которых являлись затейливые по своему узору флюгеры, карнизы и аттики, наклонные кровли и расположенные без всякой системы печные трубы включались в общую архитектурно-пространственную композицию многих улиц центральной части города. При формировании облика улицы или отдельного дома не оставались без внимания архитекторов и расположенные над карнизами отдельных домов, слуховые окна, решетки ограждения крыш, узоры которых делали облик зданий еще более запоминающимся.

Асимметричная планировочная схема, рельефная прорисовка фасадов – вот некоторые черты, характерные для стиля “модерн”, яркими примерами которого являются здания Витебского вокзала и дом “Зингера” / наст. назв. – Дом книги/, акцентируют особое внимание на крышах, как завершающем элементе здания, на соотношении их силуэта к общей массе и его характеру.

В первом десятилетии ХХ века в решение фасадов отдельных зданий жилого профиля вновь появляются элементы ордерной системы: колонны, пилястры, профилированные карнизы, декоративная скульптура, украсившая крыши. Однако с дальнейшим развитием промышленности и торговли на окраинах города строятся многочисленные заводы и фабрики, высокие трубы и краны которых дополняют архитектурный пейзаж города, придавая его облику индустриальный характер.

В крупных постройках раннего советского конструктивизма крыши как элемент визуально-эстетического облика здания изъяты из приемов визуально-эстетического формирования фасада и облика здания. В этот же период город лишился многих церквей и соборов, являвшихся доминантами в его градостроительной структуре. С 1930-х – по 1960-е года на основании антирелигиозной пропаганды были уничтожены: Церковь Вознесения Господня на Вознесенском проспекте, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Благовещенской площади /в настоящее время – площадь Труда/, Покровская на одноименной площади /сейчас – площадь Тургенева/ и многие другие.

Во время блокады Ленинграда крыши зданий были превращены в наблюдательные пункты бойцов ПВО. На некоторых из них были установлены крупнокалиберные пулеметы, отражавшие своим огнем налеты вражеской авиации.

В послевоенный период развернувшееся на индустриальной основе крупномасштабное строительство новых районов сформировало качественно новый тип крыш – сначала совмещенный, а затем бесчердачный с плоской кровлей, предусматривающей устройство внутренних водостоков.

С исчезновением печного отопления исчезли и дымовые трубы. С повышением этажности жилых домов появились лифты, шахты которых получили на крышах свое архитектурное оформление. На смену жестким кровлям пришли мягкие, рулонные. Громадная масса плоских безликих крыш “спальных” районов, сформировавшихся в последние десятилетия, своим количеством и безликостью только подчеркнули эстетическую значимость крыш центральной части города.

Сегодня к панораме крыш добавились здания новых высотных гостиниц, промышленных комплексов, высотных жилых зданий и портовые краны.

На ряду с подземной урбанистикой, водными маршрутами питерские крыши могли бы занять достойное место в туристическом бизнесе города, демонстрируя его уникальность и красоту.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>