В. Махтина


Отчего же дело мастера боится?


"Ее императорское величество изустно указать мне соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать по апробированному ее величеством чертежу железною решетку с воротами на каменном фундаменте с столбами и цоколем дикого камня из суммы берегового строения. Во исполнение того именного ее императорского величества высочайшего указа упомянутая Контора по тому чертежу и учиненной архитектором Фельтеном смете (кои при сем прилагаю) оную решетку сделать и нужные на то материалы и прочее стараться ныне заблаговременно заготовлять, дабы будущей весною в самое дело той решетки вступить можно было". Так гласит документ 1770 года, подписанный И.И.Бецким, директором Конторы строений домов и садов, о строительстве решетки Летнего сада - уникальной по совершенству кованой нити, связавшей земную и водную плоть Петербурга. Тысячи работ старых мастеров украшают наш город, “ живая душа истории, - по словам В.Солдатова, - пульсирует в этом металле”.

Спустя два столетия, после весьма продолжительной паузы, у нас началось медленное возрождение архитектурного металлодекора - этого уникального вида декоративно-прикладного искусства, своего рода поэзии и музыки в металле, чье очарование ничем иным не повторить. Утилитаризм советской эстетики видел в нем "непозволительную роскошь", оправдав поистине варварское отношение к уцелевшим памятникам ручной ковки. Металлическое убранство Северной столицы, без должного ухода, а тем более в условиях нашего, довольно специфического климата, стало весьма дорогим украшением в руках нерадивой владелицы.

Энтузиасты искусства "большого металла" начинали буквально "с нуля": производственные базы отсутствовали, мастерство забыто, технологические процессы утрачены. Возрождению металлодекора мешали полное непонимание чиновников, и, соответственно, дефицит финансирования, а также, - утраченная, казалось бы, навсегда традиция профессиональной подготовки кадров, отсутствие школ. В 1975 году, на конец-то, появилось отделение художественной обработки металла ЛВХПУ (ныне – СПбГХПА) им. В.И.Мухиной. Учиться работать с материалом его студенты ездили к мастеру В.П.Смирнову в Псков. Постепенно отделение переросло в самостоятельную кафедру; по крохам собиралось оборудование, инструменты, старую котельную превратили в кузню. Кованые двери современного интерьера Академии, отделяющие мастерские кузнецов от выставочной галереи, - это дипломные работы выпускников. Сегодня, к сожалению, студенты не имеют возможности копировать произведения старых мастеров не только в обмерной практике, но и в материале, необходимых для совершенствования навыков реставрационных работ, и развития творческой индивидуальности будущих художников по металлу. А ведь, подготовка специалистов в области реставрации металлодекора предельно актуальна для нашего города; реставрация требует не только высочайшего уровня технического мастерства, но и особого склада, трепетного, чуткого понимания контекста и полного соподчинения конкретной ситуации, к чему готов далеко не каждый художник.

За четверть века кафедра художественной обработки металлов выпестовала десятки специалистов, владеющих технологией и стилистикой, знающих историю искусств, чувствующих городскую среду и дух Петербурга. Возрожденная традиция "большого металла", начатая А.Туриным, Е.Бабляком, В.Цыганковым, А.Изоитко (первый заведующий кафедрой), продолжается их учениками, а ныне преподавателями – Ю.Саркисяном, В.Сохоневичем, А.Богдановым, И.Андрюхиным, Э.Фокиным. Большинство художников состоит в подсекции архитектурного металлодекора, образованной два года назад при секции декоративно-прикладного искусства Союза художников, а также в секции средового дизайна Союза дизайнеров СПб.

Наиболее талантливые "мухинцы" - мастера с яркой индивидуальностью и материальными возможностями – создали собственные мастерские, у каждого из них - своя производственная база: специальное оборудование и налаженные технологические процессы. Сложились целые направления и школы со своим неповторимым почерком. Казалось бы, кому как не им вверить судьбу металлического убранства нашего города? Хотя они и не страдают сегодня от отсутствия предложений, но крайне редки богатые частные заказчики, дающие полную творческую свободу автору. Гораздо чаще художнику приходится заниматься воспитанием их вкусов. По этому главные творческие устремления мастеров архитектурного металлодекора направлены, прежде всего, на самореализацию в городской среде Петербурга. Ведь, в выставочных залах художник себя лишь готовит, город же представляет собой огромную, самую главную и ответственную выставку.

Металлодекор в экстерьере - ранимое творение рук человеческих, которое мы рискуем потерять. Не секрет, что реставрация художественного металла обходится дороже, чем его производство. К сожалению, городские структуры нередко обращаются к более "дешевому" варианту выполнения работ специалистами невысокого уровня. Так в исторической части Петербурга появляются невыверенные по стилистике и пропорциям металлические "украшения", искажающие общий облик города. Страдает Петербург, его жители и сам заказчик: экономия-то получается “видимой”, ибо часть средств уходит на посредников. А профессиональные художники "большого металла”, их виртуозное мастерство и фантазия остаются невостребованными там. А почему бы не возродить конкурсную систему в том виде, как она существовала в прошлых столетиях? Иначе, проводя "как бы тендер", мы и получаем "как бы результат".

Художник, занимаясь архитектурным металлом и выполняя роли сразу нескольких специалистов в своем роде уникален. Разработку проекта, утверждение его во всех инстанциях, макетирование, выполнение в материале с последующей отделкой и установкой – все это мастер выполняет сам; просчеты и ошибки на пути от рождения замысла до его воплощения при этом сводятся к минимуму.

"Невозможно не замечать того мощнейшего потенциала питерских художников, который существует на сегодняшний день, - говорит В.Н.Галкин.- Особо хочу подчеркнуть положительный сдвиг в области архитектурного металла. Наконец, появился рупор, "выразитель чаяний и надежд" художников - журнал "Мир металла". Многие издания, в том числе "Дизайн и строительство", стали поднимать на своих страницах проблемы городского металлодекора. Проекты надо обсуждать в прессе, авторам выслушивать аргументированную критику".

Сегодня на берегах Невы сформирована крепкая школа архитектурного металлодекора, работает целая плеяда высококлассных специалистов, известных не только в России, отлажены технологические процессы, оборудованы производственные базы. Однако, по словам того же В.Галкина, нарушена, отлаженная еще в XVIII – XIX веке цепочка "государственный заказчик - исполнитель". Процесс их взаимодействия дробится, из-за чего на каждом этапе теряется качество. Чиновникам следует присмотреться к творческим силам “питерской школы”, тщательно отбирать команды специалистов для выполнения работ по архитектурному металлодекору. "Ради чего иначе у нас дается такое образование? Чтобы город не утрачивал свой облик".

Городским властям необходимо найти прямой язык общения с мастерами, стать ближе к исполнителю, то есть к художнику.

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>