П.Царегородцев


О пользе рецептов пращуров


Всем нам без исключения надо учиться дорожить культурным наследием. Рассуждая о 300-летии С.-Петербурга, мы с трудом вспоминаем, что в 2003 году Старой Ладоге, одному из древнейших поселений нашего Северо-Запада, исполнится 1250 лет (!).С еще большими потугами мы находим средства для поддержания бесценного Ладожского музея-заповедника. Много ли на Руси осталось памятников архитектуры XII века? А в Старой Ладоге их немало.

Как говорят документы истории, первое упоминание Старой Ладоги в летописях относится еще к 862 году, а Ладожская крепость появилась здесь в 1114г. при Новгородском князе Мстиславе. Но в 1985г. археологи (Рябинин Е.А. и др.)сделали уникальное открытие: в ходе раскопок на Земляном городище по остаткам древней ремесленной мастерской ученые установили точную дату ее постройки -–753 год.

Ряд сохранившихся до наших дней архитектурных памятников старой Ладоги относится именно к XII веку – периоду расцвета этого средневекового города. На одном из них – Георгиевский церкви – сейчас завершаются реставрационные работы, явившие один из поучительных примеров того, как реставраторы используют добротные “рецепты” наших пращуров, но в современной “редакции”.

Церковь Св. Георгия (60-е г.г. XII в.) – интереснейший памятник новгородского храмового зодчества, бывший, по словам историка А.А. Тица, одним из тех, что впервые стали строить на Новгородчине “ всем миром”, т.е. на средства прихожан. Крестокупольный четерехстолпный храм с тремя апсидами на его восточной стороне, увенчанный позакомарными покрытиями и одной шлемовидной главой на барабане, отличается сравнительно небольшими, почти кубического объема, размерами и аскетичным, но выразительным оформлением фасада. Появление храма и его посвящение Св. Георгию историки связывают с победой ладожан над шведами в 1165г., а простоту и лаконичность архитектуры – с тем, что прихожане построили его на собственные скромные средства. (Других-то и не могло быть после войны ). Особую значимость этой жемчужины крепостного ансамбля Ладоги придают уникальные фрески XII века, расчищенные и закрепленные в ходе самой первой реставрации церкви, выполненной при участии самого И.Э.Грабаря еще в 1927г.

Реставрация фасада памятника архитектуры – всегда крайне сложная задача. Выбранные ремонтные материалы не должны наносить ущерб историческому материалу, должны быть прочными и долговечными, атмосферостойкими, с хорошей адгезией и т.д. В данном случае по результатам специальных исследований для реставрации фасадов церкви Св. Георгия специалисты остановили свой выбор на фасадной краске Серпо 246, убедившись в том, что выпускаемые фирмой Оптирок (Финляндия) материалы торговой марки “Серпо (высококачественные известково-цементные и известковые штукатурки и краски) эффективны как для отделочных работ на исторических зданиях, так и при новом строительстве.

Заметим, что с момента зарождения каменного строительства и вплоть до середины XX века практически все отделочные и ремонтно-восстановительные работы традиционно велись с применением содержащих известь штукатурок и красок.

Исследования, выполненные в последние годы специалистами Отдела диагностики материалов и конструкций СПб НИИ “Спецпроектреставрация” (гл. специалист- технолог Шадрин С.А.), а также изучение ими опыта зарубежных реставраторов, убедительно показали, что эти надежные, проверенные веками, но незаслуженно забытые материалы просто незаменимы для реставрационных работ на памятниках древнерусского зодчества.

Чем же так хороши известковые отделочные материалы, которые мы фактически вычеркнули из своего обихода, а наши соседи-финны производят промышленным способом? Каковы достоинства материалов торговой марки “Серпо и, в частности, жидкой фасадной краски Серпо 246 ”?

Как считают С.А. Шадрин и его коллеги, эта цветная фасадная краска (на основе гашеной извести с добавлением дробленого доломита и минеральных пигментов) отличается высокой паропроницаемостью. А это крайне важно – благодаря этому снижается влагосодержание стеновых конструкций, изменение которого, наряду с колебаниями температурных напряжений, является причиной появления деформаций, а затем и трещин в стене.

Кроме того, повышенное содержание карбонатов увеличивает стойкость покрытия к кислотным осадкам, а его высокую прочность обеспечивает высокое содержание углерода. И что еще немаловажно – краска Серпоне образует пленки; медленно разрушаясь, ее наружный слой со временем образует порошок (скопление гипса), что значительно упрощает очередную покраску – ее можно вести без сложных подготовительных работ. Краска маломагнезиальна, хорошо ложится на известковую штукатурку, пропитывая ее, однако она непригодна для покрытия поверхности бетона или штукатурки с высоким содержанием цемента.

Аналогичные краски можно приготовить и самостоятельно, однако технология эта достаточно трудоемка и требует хорошей квалификации рабочих. Поэтому лучше доверится опытному производителю, что и делают многие заказчики (бизнес-центр “Нептун”, Валаамский монастырь и др.)…

Церковь Св. Георгия – лишь один из 160 памятников прошлого на территории Ладожского музея-заповедника. Средства на их реставрацию поступают сегодня по крупицам из разных источников - в 1999 г. выделены из фонда Президента России на реставрацию Георгиевской церкви и Успенского собора, силами Волховского алюминиевого завода восстанавливается храм Св. Алексея, выделяются деньги из бюджета Лен. области и специального фонда Совета Европы, помогают соседи из Финляндии и Норвегии. И все же, многим из них еще долго придется ждать своих реставраторов. А если взяться всем миром, как в XII веке? Не пренебрегали б мы рецептами и традициями пращуров – не пришлось бы каждому поколению искать новые пути возрождения России.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>