Ирина Малявкина


Вторая молодость” театра Музкомедии.


По завершению кропотливых, длившихся 12 лет реставрационных работ Госкомиссия приняла, наконец-то, парадные интерьеры театра Музыкальной комедии (ул. Итальянская, 13), состоящего на учете КГИОП с 1979 г.

Именно с этого времени специалисты Комитета боролись за спасение памятника, чьи интерьеры, - ценнейшие образцы своего времени по стилистике и богатству отделки, - в значительной мере пострадали за последние десятилетия.

В наши дни стала реальной угроза полностью потерять остатки былого великолепия: умирающее здание давно ожидало капитального ремонта, в результате чего вполне мог появиться очередной “советский дом культуры”. Тем более, что многие уцелевшие элементы первозданной отделки – живопись, лепка, позолота – “прятались” за двумя десятками слоев покраски. Их исторический облик выявили только в ходе пробных расчисток. В итоге, можно сказать, инспекция победила: в 1988 г. КГИОП выдал подрядчику “СРК Пассим” здание на реставрацию, и ремонт начался. Были проведены трудоемкие операции по усилению деревянных перекрытий. Учитывая особенности объекта, использовались щадящие методы работ. Велись обследование памятника и поэтапная реставрация. Но в 1994 г. из-за отсутствия финансирования работы были приостановлены. И только пять лет спустя, посетив театр, губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев поручил Комитету по строительству выделить деньги на их завершение. Заказчиком выступило ГП УКС “Реставрация”, а исполнителем – “СРК Пассим”, выполнивший спустя год весь объем заданий, причем с весьма высоким качеством.

Сегодня зрители, пришедшие на спектакль, поставленный на Малой сцене театра, поднимаются по роскошной парадной лестнице, любуются работой мастеров-реставраторов в Желтой гостиной, Ореховом, Белом, Зеленом залах, зале-периметре и знаменитом буфете-гроте.

Следует подчеркнуть, что реставраторы постарались в максимально возможной степени восстановить историческую отделку интерьеров. Однако не все было в их силах: из-за нехватки средств не все утраты позолоты восполнены в Ореховом и Желтом залах, исторический рисунок паркета сохранился только в Зеленом зале, по техническим причинам не завершена реставрация всех зеркал. Особой заслугой реставраторов стало спасение одного из шедевров европейского изобразительного искусства XVII века – обнаруженное ими полотно “Лот с дочерьми” кисти голландца Йотеваля передано в Гос. Эрмитаж.

Театр Музыкальной комедии издавна любим зрителями; кто из ленинградцев не знает о самоотверженной работе его артистов в блокадном городе. Дворцовая пышность, изысканность лепнины и позолоты, сверкающие люстры, изящные фигурные бронзовые бра, камины, зеркала, живописные плафоны… - все невольно пробуждает интерес к дореволюционной истории здания, давая повод рассказать об интересной судьбе дома на Итальянской, 13.

Во второй пол. XVIII в. этот участок земли стал владением Аванеса Лазаряна (Иван Лазаревич Лазарев – известный деятель освободительного движения армянского народа против турецкого ига) и принадлежал его роду более ста лет. Лазаревы обладали огромным состоянием (к слову сказать, им принадлежал один из крупнейших в мире бриллиантов, купленный Екатериной II для своего фаворита Г. Орлова за 450000 рублей), имели связи при русском дворе. На средства Лазаревых архитектор Ю. М. Фельтен построил армянскую церковь на Невском проспекте и два жилых дома при ней – памятники архитектуры русского классицизма.

В первой четверти XIX в. на месте теперешней Итальянской, 13, занятом прежде деревянными строениями, было построено существующее ныне каменное двухэтажное здание. Дом, получивший название Садовый, использовался Лазаревыми как доходный. В нач. XIX в. здание было прямоугольное в плане, двухэтажное с антресолями, на каменных подвалах. Лицевой северный фасад имел архитектурную отделку в стиле классицизма. Парадные покои размещались во втором этаже двумя анфиладами – вдоль дворового и лицевого фасадов. На уровне 3-го этажа в западной части здания были устроены антресоли. Помещения второго этажа имели насыщенную архитектурную отделку. Колонны и стены столовой были облицованы натуральным и искусственным мрамором, живописные плафоны украшали парадные гостиные и перекрытия, на стенах – штофы; полы в интерьерах – штучные и наборные. К южному фасаду Садового дома Лазаревых примыкали два каменных флигеля: в восточном располагалась кухня в первом этаже, буфет – во втором, в западном флигеле – службы, и во втором этаже - девичья. Всего в доме Лазаревых по Итальянской было оборудовано 7 квартир, которые сдавались внаем.

В фондах Государственного Русского музея хранится, изображающая парадную лестницу дома, картина художника П. В. Тутукина. Она свидетельствует, что лестница сохранила до нашего времени облик 1850-х годов.

В 1877 г. владельцем участка стала княгиня Л. Л. Урусова. Для нее проектировались и проводились работы, связанные с дворовыми флигелями, которые до нас не дошли.

Пятнадцать лет спустя владельцем участка стал Вел. кн. Николай Николаевич, по его заказу петербургский архитектор А. С. Хренов переоформлял фасады и интерьеры здания, производил частичную перепланировку помещений.

В 1910 г. участок приобрела так называемая Компания дельцов-трактирщиков. Для них по проекту военного инженера И. Л. Балбашевского и гражданского инженера А. П. Максимова на месте снесенных дворовых флигелей к лицевому дому было пристроено здание с театральным залом во втором этаже и рестораном с эстрадой в первом (зал ресторана сейчас превращен в гардероб и служебные помещения). Одновременно с целью разместить в нем театр был перестроен и дом Лазарева. Таким образом, здание, которое дошло до настоящего времени, состоит из двух частей: это, - во-первых, лицевой дом, появившийся в первой четв. XIX в. и перестроенный позже его фасады менялись во второй пол. XIX в. и в нач. XX в., а интерьеры решены в стиле эклектики, во-вторых, дворовая пристройка для театра и ресторана. Их неоклассические интерьеры появились в 1910 г.

В 1911 г. здесь была открыта опереточный “Палас - театр”, в котором играли такие артисты как Г. Ярон, А. Герман, Д. Гамалей, М. Ростовцев, И. Орлов, А. Феона, Н. Монахов. После Великой Октябрьской революции попеременно менялись хозяева – “Театр Вольной комедии”, “Первый рабочий революционный героический театр”, “Ленинградский театр сатиры”, “Мюзик-холл”. На сцене последнего выступали выдающиеся деятели отечественного искусства Д. Шостакович, Л. Утесов, Н. Акимов, И. Дунаевский, В. Ардов. Лишь в 1938 г. здесь “воцарился” театр Музыкальной комедии.

Сегодня Театр Музкомедии открыл для зрителей лишь свою “малую сцену”. Предстоит серьезная реконструкция и реставрация зрительного зала театра и вестибюля. Продолжаются реставрационные работы в бывшем Синем фойе – одном из богатейших парадных помещений второго этажа. Будем надеяться, что все работы по реставрации театра завершатся к концу 2001 года.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>