ВОЗРОЖДЕНИЕ СИНАГОГИ


sin7.jpg (8413 bytes)Большая Хоральная Синагога существует в нашем городе106 лет. Ее история далеко не всегда была благополучной, поскольку она отражает судьбу еврейской общины Петербурга.
К концу 1860-х в Петербурге существовало несколько еврейских молельных домов, и правление общины обратилось к царю с просьбой о разрешении строительства синагоги. В конце 1869 года царь дал свое согласие на ее сооружение, но с условием, что после освящения синагоги все молельные дома будут закрыты. Однако приобретение земельного участка оказалось делом очень непростым: синагогу предлагалось расположить на окраине города и так, чтобы рядом не было православных храмов. Только в 1879 году общине удалось приобрести участок на пересечении Офицерской и Большой Мастерской улиц, тогда же была создана экспертная комиссия, в состав которой вошел выдающийся знаток искусств В. В. Стасов. Он рекомендовал использовать арабо-мавританский стиль, как наиболее подходящий для здания синагоги. В начале 1880 года эскизный проект БХС, выполненный архитекторами Л. И. Бахманом и И. И. Шапошниковым был направлен на утверждение Александра II. Однако архитекторы были вынуждены уменьшить высоту здания с 65 до 45 метров, отказавшись от большого купола над главным залом, снять два боковых купола над sin1.jpg (4980 bytes) пристройками и два полукупола по обеим сторонам главного входа и на треть уменьшить число мест для молящихся в главном зале, поскольку было высочайше указано, что “зданию первой в столице синагоги приличествует более скромный вид, соответствующий гражданскому положению евреев в нашем отечестве”, поскольку БХС якобы может затмить существующие христианские храмы. Существенную роль в создании проекта синагоги сыграл выдающийся русский архитектор Н. Л. Бенуа, высказавший ряд ценных предложений, основанных на изучении чертежей Венской синагоги. Измененный проект снова прошел через все этапы рассмотрения и, наконец, эскиз фасада БХС был утвержден в 1881 году уже новым государем Александром III.
Архитектор А. В. Малов, который непосредственно руководил строительством здания, внес существенные изменения в проект, сохранив при этом общую идею. Таким образом, даже в процессе строительства, проект постоянно дорабатывался. Поскольку строительство главного здания затянулось, в 1886 году возвели Малую синагогу, где проходили ежедневные службы. (Традиционно в Большом молельном зале синагоги проводятся только субботние и праздничные службы, а в будни этот зал закрыт.). В 1887 году по проекту архитектора Б. И. Гиршовича было построено здание Петербургских еврейских училищ (сейчас там 17 детская больница.).
8 декабря 1893 года в торжественной обстановке в присутствии более 1500 человек состоялось освящение Большой хоральной синагоги, sin3.jpg (7070 bytes) спустя 24 года после получения разрешения на строительство, и через 10 лет с момента начала работ. Но даже к моменту освящения многие отделочные работы еще не были завершены и продолжались до 1908 года, в 1909 году все здания объединили оградой, в создании которой принимали участие архитекторы И. Н. Ропет и А. Д. Шварцман. В таком виде синагога дошла до наших дней, и это уникальный случай, когда комплекс зданий сохранился практически без изменений не только в архитектурном плане, но и в отделке интерьеров.
Синагога - это, прежде всего центр общинной жизни, общинный дом, который несет в себе множество функций, и религиозная - только одна из них. Здесь должна быть школа, библиотека, столовая для бедных, кафе, наконец, просто место, где могли бы встретиться, пообщаться, получить информацию самые разные люди. Для воплощения этого в жизнь необходимо было реконструировать синагогу, и община в 1998 году объявила конкурс. Тендер выиграли мастерская Г. В. Михайлова и институт “Спецпроектреставрация”. Ведущий архитектор Эрмитажа Григорий Владимирович Михайлов разработал по заказу общины концепцию синагоги, которая отвечала бы всем современным требованиям, а институт провел комплексное обследование здания, выявившее все его недостатки. Общее состояние было удручающим: трещины в стенах, деформация здания, отсутствие гидроизоляции и плачевное состояние инженерных систем требовали немедленного вмешательства реставраторов. Автором проекта реставрации БХС стал заместитель директора института "Спецпроектреставрация” Виктор Демидович Голуб. После предпроектных предложений, уточняющих концепцию синагоги, и эскизного проекта была разработана рабочая документация, и в первом квартале 1999 года приступили к реставрационным работам.
sin2.jpg (5597 bytes) Поскольку изначальный вид памятника не отвечал авторскому замыслу, проект предполагал сохранение исторического облика фасада, ориентируясь на начало века (1905-1908 годы), с выполнением отдельных элементов авторского замысла, оставшихся неосуществленными.
Для ремонтных и реставрационных работ по рекомендации КГИОП были выбраны две фирмы, уровень которых соответствует сложности объекта: научно-реставрационная фирма “Арт-Эксперт”, специалисты которой проходили стажировку на реставрируемых объектах Австрии (Венские дворцы Хофбург, Шенбрун и Бельведер) и принимали участие в восстановлении многих дворцов и музеев Санкт-Петербурга - Меншиковского дворца, Храма-Спаса-на-Крови, Адмиралтейства, Павловского дворца, Государственного Эрмитажа и многих других; ремонт кровли синагоги и ряд фасадных работ выполнены фирмой “Интарсия”.
Первоочередной задачей стал ремонт и реставрация главного фасада синагоги. В процессе расчистки фасада обнаружилось, что вторым слоем краски, совпадающим с указанным временем, были желтая охра и терракота. Именно эти цвета были утверждены и восстановлены при покраске фасада. Во время фасадных работ особую сложность вызвала реставрация терракотовых фризов, в большом количестве украшающих здание синагоги. Еще при строительстве здания многие фризы были сделаны из гипса (по-видимому, это происходило ради удешевления строительства), и теперь специалисты “Арт-Эксперта” восстановили исходный материал. В сентябре к еврейскому новому году работы были завершены.
Одновременно начались работы на барабане и куполе синагоги. Этот купол не имеет в городе себе подобных - самый большой купол в форме витых жгутов. До начала реставрации на нем сохранился исторический металл столетней давности, естественно, в очень плохом состоянии. Несмотря на повышенную сложность, восстановление купола будет закончено к концу марта.
Очень трудоемкими и дорогими оказались работы по гидроизоляции стен и полов здания. Их проводит известная фирма “Подземстройреконструкция”, спасшая от разрушительного действия влаги многие исторические здания нашего города. Работы будут продолжаться еще в течение длительного времени, но конкретные результаты уже очевидны.
sin4.jpg (3451 bytes) С сентября 1999 года “Арт-Эксперт” проводит комплексные работы по восстановлению внутреннего убранства большого молельного зала синагоги. По всему залу установлены немыслимой высоты леса, созданные по специально разработанной конструкции. Они позволяют одновременно реставрировать стены, колонны, лепнину на всех уровнях зала и восстанавливать элементы декора и обстановки: дубовые скамьи, люстры, бра, витражи на окнах. С момента постройки синагоги в ее помещениях проводились только профилактические ремонты, поэтому приходится расчищать многочисленные слои краски и штукатурки. Восстановление памятника архитектуры очень сильно осложняет также и то обстоятельство, что основной принцип реставрации - стремление к исторической достоверности - вступает в противоречие с назначением синагоги, как активно функционирующего здания. Так, например, по просьбе общины исторический дубовый пол заменен более долговечным каменным. Многообразие видов отделки - терракота, резьба, лепка, позолота, применение витражей и многое другое, характерное для арабо-мавританского стиля, требует привлечения большого количества специалистов для выполнения каждого вида работ и использования специальных методик и технологий, которыми в совершенстве владеют мастера фирмы “Арт-эксперт”.
Интерьер зала дошел до нас практически в первоначальном виде, и мастера “Арт-Эксперта” стараются максимально его сохранить. Особого разговора заслуживает люстра большого молельного зала. Изначально это была огромная газовая люстра на 250 светоточек довольно sin6.jpg (3554 bytes) простой, но изысканной формы. Реставраторы приняли решение сохранить подобие газовых рожков, а при расчистке выяснилось, что она была еще и посеребренной. Таким образом, все работы требуют постоянного авторского надзора главного архитектора, решения множества проблем, возникающих в процессе реставрации, которые приводят к уточнениям и корректировке проекта.
Впереди у реставраторов еще очень много работы, ведь проект подразумевает и полную замену инженерных систем, которые находились в аварийном состоянии, и устройство в цокольном этаже здания общественного центра. Прежде здесь находились складские помещения и технические сооружения. Теперь это будет единое пространство без внутренних перегородок, где уютно расположатся магазин сувениров, центр досуга, сервисная служба, благотворительная столовая с кошерной пищей и медицинский кабинет.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>