К читателям журнала “Дизайн и строительство”


Издательский дом Ардис предложил выступить на страницах журнала представителям СПБ Союза дизайнеров. Созданный 12 лет назад, он объединяет в своих рядах более 500 профессиональных дизайнеров, работающих в самых разных направлениях этой профессии. Подавляющее большинство из них окончили в разное время Государственную художественно - промышленную Академию (в прошлом ЛВХПУ им. В. Мухиной). Эта знаменитая творческая школа с конца прошлого века готовит высококвалифицированных художников - прикладников. А с начала 60-х годов “Мухинка” начала выпуск художников - конструкторов - так тогда называли дизайнеров. Со временем на многих предприятиях Ленинграда возникли отделы и группы технической эстетики, которых к началу 80-х годов было уже почти 150. Всесоюзный НИИ технической эстетики, с обширной сетью филиалов, вел серьезные научные программные разработки. Было создано множество интересных проектов транспортных средств, станков, бытовой техники, средовых объектов. К сожалению, большинство из них так и осталось на планшетах или воплотилось в прекрасно выполненные макеты - муляжи, предназначенные для демонстрации на различных международных выставках, прославлявших преимущества социализма. Тем не менее, в 1987 г. для развития профессии и практического внедрения методов дизайна, по образу и подобию других творческих союзов, был создан Союз дизайнеров СССР, а затем и его отделения в республиках и крупнейших городах.
То, что произошло в следующем десятилетии, коренным образом изменило пути развития дизайнерской профессии в нашей стране и ее приоритеты, во многом исказив в общественном сознании представление о ее сущности . Профессия, основные задачи которой - улучшать потребительские свойства вещей; расширять человеческие возможности, создавая абсолютно новые предметы, инструменты и приспособления с неведомыми ранее функциями; проектировать новые формы деятельности и досуга, сам образ жизни , для многих сохранила лишь поверхностную, украшательскую роль.
Профессия, по сути своей социально направленная, распространяемая на разные слои населения для повышения общего качества жизни, стала принадлежностью для обслуживания узкого, “элитного” круга обеспеченных нуворишей.
Безусловно, все это издержки первоначального периода накопления культурного капитала нашего общества во всех сферах, в т. ч. потребностей и возможностей, производства и потребления. Дизайн - сфера деятельности зависящая от многих составляющих, и по мере их развития она прогрессирует сама, приобретая то содержание, которое ей присуще по определению - тотально проектирование среды человеческой жизнедеятельности.
Сегодня многое из того, что должно быть продуктом творческого труда дизайнеров - профессионалов, появляется из рук архитекторов, художников, инженеров - конструкторов, строителей или просто умельцев без определенных профессий. Наше время еще окончательно не наступило, по разным причинам. Поэтому возможность узнать из журнала мнение дизайнеров о состоянии и проблемах городской среды Петербурга, о путях их решения, интересных проектах и идеях петербургских дизайнеров, на наш взгляд, будет полезна и интересна всем заинтересованным в процветании нашего великого города. Мы уверенны, что сотрудничество Союза и Журнала будет плодотворным и взаимно полезным.


Председатель Правления СПб СД В. Санжаров


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>