Петербург по количеству рек и
каналов сравнивается с Венецией, а по красоте и
количеству мостов всех можно сравнивать только с
ним. Большая часть всех мостов прекрасного
города построена в XVIII-XIX веках и находится под
охраной Комитета по Государственному Контролю,
использованию и охране памятников истории и
культуры Санкт-Петербурга.
Благодаря вниманию к ним Государственных
органов, мосты сохранили, в большинстве, свой
первоначальный облик, но требуют капитального
ремонта конструктивной части, а часто и
декоративного оформления. Проблема реставрации
мостов встала во весь рост в связи с интенсивным
использованием их в городской среде. Жители того
или иного района болезненно воспринимают даже
краткие исключения из их маршрута ближайшего,
такого нужного для них моста.
Управление Мостового Хозяйства напряженно
работает над планированием и организацией
капитального ремонта мостов, привлекая наиболее
ответственных исполнителей. Одним из признанных
лидеров в реставрации памятников инженерного
зодчества является ЗАО РПНЦ “Специалист”. Эта
организация взяла на вооружение лучшие традиции
Ленинградской школы реставрации вместе с
объединением в своих рядах
специалистов-производственников СНПО
“Реставратор” и “Ленмостострой”,
проектировщиков института
“Ленпроектреставрация” и “ЛенГИПРОинжпроект”
Именно такому объединению сил по плечу решение
проблем реставрации и восстановления сложного
комплекса под названием “МОСТ”.
Мост, как известно, предполагает такие работы,
как подземные сооружения, силовые конструкции,
архитектурные формы, металлический и каменный
декор, а также отделку, окраску и зачастую
золочение деталей и целых фрагментов моста.
Раньше такие работы выполнялись различными
предприятиями, каждый делал свою часть, и
нестыковки бывали сплошь и рядом. В РПНЦ
“Специалист” все работают в одном “ключе”,
рядом. Недаром на счету “Специалиста”
завершение реставрации “Спаса на крови”,
реставрация “Трехколенного”, Большого
Конюшенного, 2-го Садового и Банковского мостов. В
настоящее время ведется реставрация ограды
особняка В. Э. Бранта на улице Куйбышева, с
воссозданием исторической облицовки
керамическими блоками, утраченной в 1950-е гг. Но
ведущим направлением деятельности
“Специалиста” все же остаются мосты.
Вот, к примеру, один из мостов, предназначенный к
реставрации - пешеходный Львиный мост через
канал Грибоедова (б. Екатерининский канал). Ранее
называвшийся мост “О четырех львах” был
спроектирован инженером Треттером одновременно
с Банковским (“О четырех грифонах”), по сути, по
одному проекту: та же система висячих мостов,
прикрытая скульптурами, то же архитектурное
решение. Но судьба мостов различна. Если
Банковский мост сохранился до наших дней почти в
первоначальном виде, то Львиный мост несколько
раз менял свой вид. Мост “О четырех львах” был
открыт для пешеходов 1 июля 1826 года. До 1908-го года
мост не перестраивался. В 1936 году мост
зафиксирован с утратами чугунных перил
ограждения, фонарей по середине моста и с плохим
состоянием мостового полотна. При дальнейших
ремонтах мост утрачивал и первоначальные
конструкции. В 1956 году силами специалистов
Реставрационных мастерских под наблюдением ГИОП
г. Ленинграда была произведена реставрация с
воссозданием перил и фонарей по первоначальному
рисунку, но не в чугуне, а ковкой из полосы со
сваркой. Возврат к первоначальным деревянным
конструкциям поддержки настила был также не
выполним.
К настоящему времени мост сохранил подвесную
систему из цепей и каркасов, упрятанных в туловах
скульптур, тщательно оберегаемых Музеем
Городской скульптуры, и архитектурный облик,
созданный в начале ХIХ века. Непростую задачу
предстоит решить специалистам РПНЦ совместно с
КГИОП: усиление прочности моста с сохранением
всех элементов старого цепного пешеходного
моста - памятника архитектуры XIX века. Пожелаем им
удачи. Валентина Воронова, РПНЦ
“Специалист” |