draw1.gif (12313 bytes) Мост “О четырех львах”

Петербург по количеству рек и каналов сравнивается с Венецией, а по красоте и количеству мостов всех можно сравнивать только с ним. Большая часть всех мостов прекрасного города построена в XVIII-XIX веках и находится под охраной Комитета по Государственному Контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Благодаря вниманию к ним Государственных органов, мосты сохранили, в большинстве, свой первоначальный облик, но требуют капитального ремонта конструктивной части, а часто и декоративного оформления. Проблема реставрации мостов встала во весь рост в связи с интенсивным использованием их в городской среде. Жители того или иного района болезненно воспринимают даже краткие исключения из их маршрута ближайшего, такого нужного для них моста.
l1.jpg (5253 bytes) Управление Мостового Хозяйства напряженно работает над планированием и организацией капитального ремонта мостов, привлекая наиболее ответственных исполнителей. Одним из признанных лидеров в реставрации памятников инженерного зодчества является ЗАО РПНЦ “Специалист”. Эта организация взяла на вооружение лучшие традиции Ленинградской школы реставрации вместе с объединением в своих рядах специалистов-производственников СНПО “Реставратор” и “Ленмостострой”, проектировщиков института “Ленпроектреставрация” и “ЛенГИПРОинжпроект” Именно такому объединению сил по плечу решение проблем реставрации и восстановления сложного комплекса под названием “МОСТ”.
Мост, как известно, предполагает такие работы, как подземные сооружения, силовые конструкции, архитектурные формы, металлический и каменный декор, а также отделку, окраску и зачастую золочение деталей и целых фрагментов моста. Раньше такие работы выполнялись различными предприятиями, каждый делал свою часть, и нестыковки бывали сплошь и рядом. В РПНЦ “Специалист” все работают в одном “ключе”, рядом. Недаром на счету “Специалиста” завершение реставрации “Спаса на крови”, реставрация “Трехколенного”, Большого Конюшенного, 2-го Садового и Банковского мостов. В настоящее время ведется реставрация ограды особняка В. Э. Бранта на улице Куйбышева, с воссозданием исторической облицовки керамическими блоками, утраченной в 1950-е гг. Но ведущим направлением деятельности “Специалиста” все же остаются мосты.
Вот, к примеру, один из мостов, предназначенный к реставрации - пешеходный Львиный мост через канал Грибоедова (б. Екатерининский канал). Ранее называвшийся мост “О четырех львах” был спроектирован инженером Треттером одновременно с Банковским (“О четырех грифонах”), по сути, по одному проекту: та же система висячих мостов, прикрытая скульптурами, то же архитектурное решение. Но судьба мостов различна. Если Банковский мост сохранился до наших дней почти в первоначальном виде, то Львиный мост несколько раз менял свой вид. Мост “О четырех львах” был открыт для пешеходов 1 июля 1826 года. До 1908-го года мост не перестраивался. В 1936 году мост зафиксирован с утратами чугунных перил ограждения, фонарей по середине моста и с плохим состоянием мостового полотна. При дальнейших ремонтах мост утрачивал и первоначальные конструкции. В 1956 году силами специалистов Реставрационных мастерских под наблюдением ГИОП г. Ленинграда была произведена реставрация с воссозданием перил и фонарей по первоначальному рисунку, но не в чугуне, а ковкой из полосы со сваркой. Возврат к первоначальным деревянным конструкциям поддержки настила был также не выполним.
К настоящему времени мост сохранил подвесную систему из цепей и каркасов, упрятанных в туловах скульптур, тщательно оберегаемых Музеем Городской скульптуры, и архитектурный облик, созданный в начале ХIХ века. Непростую задачу предстоит решить специалистам РПНЦ совместно с КГИОП: усиление прочности моста с сохранением всех элементов старого цепного пешеходного моста - памятника архитектуры XIX века. Пожелаем им удачи.

Валентина Воронова, РПНЦ “Специалист”


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>