fon.jpg (7500 bytes) Консервация и реставрация Большого дворца в Ораниенбауме


17 февраля 2000 года на заседании Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия была рассмотрена и одобрена архитектурно-методическая концепция консервации и реставрации Большого дворца в Ораниенбауме (автор - главный специалист КГИОП С.Б.Горбатенко, рецензент - академик архитектуры Т.А.Славина). Этот документ будет использоваться для составлении архитектурно-реставрационных заданий и мониторинга КГИОП, решения вопросов методики консервации, реставрации и использования дворца, привлечения инвестиций в целях его возрождения.

gor5.jpg (4089 bytes)Большой дворец в Ораниенбауме - один из ценнейших памятников петровской эпохи, в значительной мере сохранивший подлинность своего художественного образа и авторского замысла, композиции, почти не менявшейся с первой трети 18 века, а также самих конструкций и материалов. Дворец избежал больших пожаров, значительных разрушений и радикальных реставраций. Он связан с жизнью выдающихся государственных деятелей и представителей российского императорского дома. Это Петр I, А.Д.Меншиков и их сподвижники, Петр III и Екатерина II, Александр I, великая княгиня Елена Павловна и др.
Подлинность Большого дворца, как и других памятников Ораниенбаума - его главное достоинство. В посвященном современным задачам охраны наследия «Нарском документе о подлинности», принятом в 1994 году, сказано: «…Подлинность выступает в качестве наиболее существенного, определяющего фактора наследия и связанных с ним ценностей. Понимание значения подлинности играет фундаментальную роль во всех научных исследованиях по проблемам культурного наследия…».
Важнейший вопрос методики реставрации Большого дворца (как и архитектурной реставрации вообще) - сохранение или удаление результатов перестроек, изменивших первоначальный облик памятника. В соответствии с данной концепцией, ни один из периодов образной эволюции, отраженных в памятнике, игнорироваться не должен. «Вычеркнуть» можно лишь изменения, входящие в резкое противоречие с композицией объекта, агрессивные или демонстративно безразличные по отношению к нему, не имеющие мемориальной ценности. gor4.jpg (9663 bytes) «Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса…», - гласит 11-я статья Венецианской хартии, важнейшего международного акта в сфере реставрации. Особенно недопустимо совмещение в композиции никогда одновременно не существовавших ее элементов - такой архитектурный конгломерат нелеп, объект теряет не только подлинность, но и достоверность.
Реставрация - наука, а не искусство. Творческая работа автора проекта должна протекать не в рамках его артистических или псевдонаучных фантазий, а следовать общепризнанным методическим нормам и правилам, основываться на уважении к подлинности, быть чуждой всякого произвола, стремления к самоутверждению или популярности за счет реставрируемого объекта.
В проекте реставрации Большого дворца нельзя повторить принципиальные методические ошибки, допущенные при реставрации Меншиковского дворца на Васильевском острове. В 1977-1779 г.г., после того, как была отвергнута разработанная А.Э.Гессеном концепция консервации дворца, северный фасад главного корпуса реконструировали «на первую треть XVIII века»: ликвидировали большой ордер, овальные окна 2-го этажа, центральный лучковый фронтон и церковный шпиль, треугольные фронтоны боковых ризалитов. В итоге Меншиковский дворец утратил подлинный фасад, существовавший более 200 лет. Радикальной реставрацией была «вычеркнута» целая эпоха существования дворца в качестве Кадетского корпуса, выпускники и преподаватели которого прославили Россию на полях сражений, государственном и культурном поприщах. В 1981 г. завершилась консервация и реставрация сохранившихся подлинных интерьеров Меншиковского дворца. Однако появившиеся в конце 90-х г.г. псевдоисторические интерьеры западной половины с позиций научной реставрации оцениваться вообще не могут. Не располагая никакими документами о характере исторической отделки, авторы выбрали концепцию «экспонирования типичных интерьеров петровского времени», что на деле обернулось новым архитектурным творчеством в подлинном пространстве памятника, созданием композиций вместо декларируемых экспозиций. Детально разработанный, комплексно решенный интерьер, со всеми атрибутами «петровского барокко», воспринимается не в качестве условного, а претендует на достоверность и даже подлинность. Вновь возникшие фантастические «столовая», «спальня княгини» и «кабинет с живописью» лишь дискредитируют подлинные интерьеры восточной половины дворца.
Основные положения концепции реставрации Большого дворца были сформулированы нами еще в 1986 г. В 1998 г. они получили продолжение в разработанной ГМЗ «Ораниенбаум» концепции музеефикации и использования дворца. Ее основой стал принцип «временн”йцелостности» памятника, отражения в экспозиции всех периодов его истории, без особых предпочтений ранним - «меншиковскому» или «елизаветинскому». Но тогда же дирекция ГМЗ предприняла «косметический ремонт» интерьеров дворца, без надлежащих исследований, без научного обсуждения и фактически - без согласования с органами охраны. В 1998-2000 годах проведены и ведутся примитивные ремонтные работы в восточной части главного корпуса, в том числе в парадных Гостиной, Малой гостиной, в gor3.jpg (6752 bytes) Дежурной камердинерской. Разобран южный балкон, снята часть штукатурки южного фасада и т.д. Более того - ликвидируются ранее сделанные зондажи, что фактически означает прекращение далеко не завершенного обследования памятника. Подобная практика недопустима: она нанесла и наносит памятнику огромный ущерб.
Консервацию и реставрацию данного объекта следует производить на самом высоком научном уровне, с учетом международных актов, под контролем и по заданиям органов охраны, с профессиональной экспертизой и обсуждением принципиальных решений. Проектные предложения необходимо обосновывать данными полного комплекса натурных и архивно-библиографических исследований, с представлением отчетов и исторических справок. В ходе работ важно сохранять подлинные конструкции и материалы, прибегая к методам укрепления и протезирования, используя традиционные строительные материалы (в первую очередь, известковую штукатурку).
За оптимальный период, на который следует ориентироваться при проектировании, в концепции приняты 1910-е годы, время до начала 1-й Мировой войны и эпохи революций, когда дворец перестал быть загородной резиденцией.
Фасады дворца запечатлены на архитектурных чертежах, живописных полотнах, рисунках, гравюрах, литографиях и фотографиях 18-19 в.в. Исключительно точны и подробны аксонометрические виды дворца, снятые П.-А. де Сент-Илером в 1774-1775 г.г.
Изменения в архитектуре фасадов дворца, вносившиеся вплоть до начала XX века, делались достаточно тактично и не нанесли заметного ущерба (исключая надстройки на западном крыле и застекленную веранду над южным балконом, впоследствии разобранные). Последние переделки на рубеже 19-20 веков произвел архитектор О.Паульсон, который изменил ордер центрального ризалита главного фасада, пристроил лестничный объем к Японскому павильону, возвел Серебряные кладовые, реконструировал западный флигель и террасы.
Согласно концепции все эти изменения должны быть сохранены, а фасады дворца и террас реставрированы в том виде, какой они имели в 1910-е годы. При этом необходимо восполнить более поздние утраты и устранить ошибки предыдущих реставраторов: восстановить балюстрады, кованную решетку балкона, окраску кровель, раскрыть заложенные галереи крыльев, заменить расстекловку Японского павильона на крупную, какой она была на рубеже 19 - 20 веков. Зондажи и шурфы, раскрывающие утраченные детали предыдущих эпох, должны быть музеефицированы (как правило, в нижнем ярусе 1-го этажа, где они не нанесут ущерба художественному облику дворца). Это относится прежде всего, к демонстрации деталей первоначальной композиции Фонтана, измененной еще в 1710-х гг.
Наиболее интересные дворцовые интерьеры расположены в главном корпусе: это парадные помещения, сохранившие отделку 18-19 веков. Здесь находятся подвалы и вестибюль меншиковского времени, покои фаворитки Петра III Е.Р.Воронцовой в 1-м этаже, устроенная Ф.Б.Растрелли парадная лестница, отделанные в середине 19 века Белый зал, Столовая, Опочивальня, гостиные и кабинеты.
Особо ценны внутренние пространства башенных павильонов - отреставрированного Японского и ждущего своей очереди церковного (здесь моут оказаться остатки росписей и других элементов декора). Интересные находки возможны в восточном крыле, сохранившемся с 1-й четверти 18 в., в частности, на месте бывшей турецкой бани и русской «мыльни». Несколько комнат с великолепными плафонами 1860-х гг. включает примыкающая к Японскому павильону «Зимняя половина», сохранили лепной декор комнаты западного крыла. Впрочем, значительная часть помещений дворца всегда имела скромное оформление, сохранившееся поныне.
gor1.jpg (5903 bytes) Исторических изображений дворцовых интерьеров дошло до нас очень мало и судить о них приходится, в основном, по сохранившейся отделке и материалам натурных исследований. Для достоверного воссоздания элементов интерьеров этого совершенно недостаточно и следует опираться, прежде всего, на сохранившиеся подлинные интерьеры и их элементы, отказавшись от идеи комплексной, «синтетической» реставрации.
В соответствии с концепцией будет восстановлена планировка помещений начала 20 века. Позднейшие и временные перегородки, устроенные после 1917 г., ликвидируются. Сохранившиеся интерьеры и элементы их отделки 18-19 веков подлежат консервации и реставрации, ценнейшие паркеты 18 века реставрируются с протезированием утраченных фрагментов. Реставрация стенных поверхностей и плафонов производится на основании результатов научных изысканий и только при наличии полных данных, фиксирующих их облик в начале 20 века. В других случаях применяются окраска или обои нейтрального рисунка и расцветки.
В экспозицию должны включаться музеефицированные зондажи с выявленными подлинными архитектурными элементами. Допустимо воссоздание фрагментов отделки ранних эпох (там, где отсутствует ценная комплексная отделка). Это относится, например, к наиболее «соблазнительным» меншиковским помещениям - комплексу турецкой и русской бань. Свои гипотезы - графические реконструкции интерьеров с текстовыми комментариями авторы могут демонстрировать на специальной выставке. Возможно воссоздание утраченного во время войны уникального иконостаса дворцовой Пантелеймоновской церкви по сохранившимся фотографиям (однако дирекция ГМЗ превратила церковь в приходскую, что ставит под сомнение возможность ее научной реставрации) .
Помещения с невысокой художественной и мемориальной ценностью могут быть использованы для нужд музея: размещения фондов, реставрационных мастерских и т.д. или элементов туристической инфраструктуры - магазинов, кафе, информационных бюро и даже в качестве мини-гостиницы. Это относится, прежде всего, к флигелям, особенно к западному Кухонному, фактически заново возведенному в начале 20 в.
Будущее Ораниенбаума напрямую зависит от его развития в качестве центра отечественного и международного туризма, и дирекция музея должна делать все от нее необходимое для этого. Большой дворец, наряду с другими памятниками Ораниенбаума, включен в Список всемирного наследия. Мы ответственны за него не только перед Россией - перед всем человечеством.

Сергей Горбатенко


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>