17 февраля 2000 года на заседании Научного
совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны
культурного наследия была рассмотрена и
одобрена архитектурно-методическая концепция
консервации и реставрации Большого дворца в
Ораниенбауме (автор - главный специалист КГИОП
С.Б.Горбатенко, рецензент - академик архитектуры
Т.А.Славина). Этот документ будет использоваться
для составлении архитектурно-реставрационных
заданий и мониторинга КГИОП, решения вопросов
методики консервации, реставрации и
использования дворца, привлечения инвестиций в
целях его возрождения.
Большой дворец в Ораниенбауме -
один из ценнейших памятников петровской эпохи, в
значительной мере сохранивший подлинность
своего художественного образа и авторского
замысла, композиции, почти не менявшейся с первой
трети 18 века, а также самих конструкций и
материалов. Дворец избежал больших пожаров,
значительных разрушений и радикальных
реставраций. Он связан с жизнью выдающихся
государственных деятелей и представителей
российского императорского дома. Это Петр
I,
А.Д.Меншиков и их сподвижники, Петр III и Екатерина
II, Александр I, великая княгиня Елена Павловна и
др.
Подлинность Большого дворца, как и других
памятников Ораниенбаума - его главное
достоинство. В посвященном современным задачам
охраны наследия «Нарском документе о
подлинности», принятом в 1994 году, сказано:
«…Подлинность выступает в качестве наиболее
существенного, определяющего фактора наследия и
связанных с ним ценностей. Понимание значения
подлинности играет фундаментальную роль во всех
научных исследованиях по проблемам культурного
наследия…».
Важнейший вопрос методики реставрации Большого
дворца (как и архитектурной реставрации вообще) -
сохранение или удаление результатов перестроек,
изменивших первоначальный облик памятника. В
соответствии с данной концепцией, ни один из
периодов образной эволюции, отраженных в
памятнике, игнорироваться не должен.
«Вычеркнуть» можно лишь изменения, входящие в
резкое противоречие с композицией объекта,
агрессивные или демонстративно безразличные по
отношению к нему, не имеющие мемориальной
ценности. «Наслоения разных эпох, привнесенные в
архитектуру памятника, должны быть сохранены,
поскольку единство стиля не является целью
реставрации. Если здание несет на себе отпечатки
многих культурных пластов, выявление более
раннего является исключительной мерой и может
быть произведено при условии, если удаленные
элементы не представляют интереса…», - гласит 11-я
статья Венецианской хартии, важнейшего
международного акта в сфере реставрации.
Особенно недопустимо совмещение в композиции
никогда одновременно не существовавших ее
элементов - такой архитектурный конгломерат
нелеп, объект теряет не только подлинность, но и
достоверность.
Реставрация - наука, а не искусство. Творческая
работа автора проекта должна протекать не в
рамках его артистических или псевдонаучных
фантазий, а следовать общепризнанным
методическим нормам и правилам, основываться на
уважении к подлинности, быть чуждой всякого
произвола, стремления к самоутверждению или
популярности за счет реставрируемого объекта.
В проекте реставрации Большого дворца нельзя
повторить принципиальные методические ошибки,
допущенные при реставрации Меншиковского дворца
на Васильевском острове. В 1977-1779 г.г., после того,
как была отвергнута разработанная А.Э.Гессеном
концепция консервации дворца, северный фасад
главного корпуса реконструировали «на первую
треть XVIII века»: ликвидировали большой ордер,
овальные окна 2-го этажа, центральный лучковый
фронтон и церковный шпиль, треугольные фронтоны
боковых ризалитов. В итоге Меншиковский дворец
утратил подлинный фасад, существовавший более 200
лет. Радикальной реставрацией была «вычеркнута»
целая эпоха существования дворца в качестве
Кадетского корпуса, выпускники и преподаватели
которого прославили Россию на полях сражений,
государственном и культурном поприщах. В 1981 г.
завершилась консервация и реставрация
сохранившихся подлинных интерьеров
Меншиковского дворца. Однако появившиеся в конце
90-х г.г. псевдоисторические интерьеры западной
половины с позиций научной реставрации
оцениваться вообще не могут. Не располагая
никакими документами о характере исторической
отделки, авторы выбрали концепцию
«экспонирования типичных интерьеров
петровского времени», что на деле обернулось
новым архитектурным творчеством в подлинном
пространстве памятника, созданием композиций
вместо декларируемых экспозиций. Детально
разработанный, комплексно решенный интерьер, со
всеми атрибутами «петровского барокко»,
воспринимается не в качестве условного, а
претендует на достоверность и даже подлинность.
Вновь возникшие фантастические «столовая»,
«спальня княгини» и «кабинет с живописью» лишь
дискредитируют подлинные интерьеры восточной
половины дворца.
Основные положения концепции реставрации
Большого дворца были сформулированы нами еще в
1986 г. В 1998 г. они получили продолжение в
разработанной ГМЗ «Ораниенбаум» концепции
музеефикации и использования дворца. Ее основой
стал принцип «временн”йцелостности» памятника,
отражения в экспозиции всех периодов его
истории, без особых предпочтений ранним -
«меншиковскому» или «елизаветинскому». Но тогда
же дирекция ГМЗ предприняла «косметический
ремонт» интерьеров дворца, без надлежащих
исследований, без научного обсуждения и
фактически - без согласования с органами охраны.
В 1998-2000 годах проведены и ведутся примитивные
ремонтные работы в восточной части главного
корпуса, в том числе в парадных Гостиной, Малой
гостиной, в Дежурной камердинерской. Разобран
южный балкон, снята часть штукатурки южного
фасада и т.д. Более того - ликвидируются ранее
сделанные зондажи, что фактически означает
прекращение далеко не завершенного обследования
памятника. Подобная практика недопустима: она
нанесла и наносит памятнику огромный ущерб.
Консервацию и реставрацию данного объекта
следует производить на самом высоком научном
уровне, с учетом международных актов, под
контролем и по заданиям органов охраны, с
профессиональной экспертизой и обсуждением
принципиальных решений. Проектные предложения
необходимо обосновывать данными полного
комплекса натурных и архивно-библиографических
исследований, с представлением отчетов и
исторических справок. В ходе работ важно
сохранять подлинные конструкции и материалы,
прибегая к методам укрепления и протезирования,
используя традиционные строительные материалы
(в первую очередь, известковую штукатурку).
За оптимальный период, на который следует
ориентироваться при проектировании, в концепции
приняты 1910-е годы, время до начала 1-й Мировой
войны и эпохи революций, когда дворец перестал
быть загородной резиденцией.
Фасады дворца запечатлены на архитектурных
чертежах, живописных полотнах, рисунках,
гравюрах, литографиях и фотографиях 18-19 в.в.
Исключительно точны и подробны
аксонометрические виды дворца, снятые П.-А. де
Сент-Илером в 1774-1775 г.г.
Изменения в архитектуре фасадов дворца,
вносившиеся вплоть до начала XX века, делались
достаточно тактично и не нанесли заметного
ущерба (исключая надстройки на западном крыле и
застекленную веранду над южным балконом,
впоследствии разобранные). Последние переделки
на рубеже 19-20 веков произвел архитектор
О.Паульсон, который изменил ордер центрального
ризалита главного фасада, пристроил лестничный
объем к Японскому павильону, возвел Серебряные
кладовые, реконструировал западный флигель и
террасы.
Согласно концепции все эти изменения должны быть
сохранены, а фасады дворца и террас
реставрированы в том виде, какой они имели в 1910-е
годы. При этом необходимо восполнить более
поздние утраты и устранить ошибки предыдущих
реставраторов: восстановить балюстрады,
кованную решетку балкона, окраску кровель,
раскрыть заложенные галереи крыльев, заменить
расстекловку Японского павильона на крупную,
какой она была на рубеже 19 - 20 веков. Зондажи и
шурфы, раскрывающие утраченные детали
предыдущих эпох, должны быть музеефицированы
(как правило, в нижнем ярусе 1-го этажа, где они не
нанесут ущерба художественному облику дворца).
Это относится прежде всего, к демонстрации
деталей первоначальной композиции Фонтана,
измененной еще в 1710-х гг.
Наиболее интересные дворцовые интерьеры
расположены в главном корпусе: это парадные
помещения, сохранившие отделку 18-19 веков. Здесь
находятся подвалы и вестибюль меншиковского
времени, покои фаворитки Петра III Е.Р.Воронцовой в
1-м этаже, устроенная Ф.Б.Растрелли парадная
лестница, отделанные в середине 19 века Белый зал,
Столовая, Опочивальня, гостиные и кабинеты.
Особо ценны внутренние пространства башенных
павильонов - отреставрированного Японского и
ждущего своей очереди церковного (здесь моут
оказаться остатки росписей и других элементов
декора). Интересные находки возможны в восточном
крыле, сохранившемся с 1-й четверти 18 в., в
частности, на месте бывшей турецкой бани и
русской «мыльни». Несколько комнат с
великолепными плафонами 1860-х гг. включает
примыкающая к Японскому павильону «Зимняя
половина», сохранили лепной декор комнаты
западного крыла. Впрочем, значительная часть
помещений дворца всегда имела скромное
оформление, сохранившееся поныне.
Исторических изображений дворцовых интерьеров
дошло до нас очень мало и судить о них приходится,
в основном, по сохранившейся отделке и
материалам натурных исследований. Для
достоверного воссоздания элементов интерьеров
этого совершенно недостаточно и следует
опираться, прежде всего, на сохранившиеся
подлинные интерьеры и их элементы, отказавшись
от идеи комплексной, «синтетической»
реставрации.
В соответствии с концепцией будет восстановлена
планировка помещений начала 20 века. Позднейшие и
временные перегородки, устроенные после 1917 г.,
ликвидируются. Сохранившиеся интерьеры и
элементы их отделки 18-19 веков подлежат
консервации и реставрации, ценнейшие паркеты 18
века реставрируются с протезированием
утраченных фрагментов. Реставрация стенных
поверхностей и плафонов производится на
основании результатов научных изысканий и
только при наличии полных данных, фиксирующих их
облик в начале 20 века. В других случаях
применяются окраска или обои нейтрального
рисунка и расцветки.
В экспозицию должны включаться
музеефицированные зондажи с выявленными
подлинными архитектурными элементами. Допустимо
воссоздание фрагментов отделки ранних эпох (там,
где отсутствует ценная комплексная отделка). Это
относится, например, к наиболее
«соблазнительным» меншиковским помещениям -
комплексу турецкой и русской бань. Свои гипотезы
- графические реконструкции интерьеров с
текстовыми комментариями авторы могут
демонстрировать на специальной выставке.
Возможно воссоздание утраченного во время войны
уникального иконостаса дворцовой
Пантелеймоновской церкви по сохранившимся
фотографиям (однако дирекция ГМЗ превратила
церковь в приходскую, что ставит под сомнение
возможность ее научной реставрации) .
Помещения с невысокой художественной и
мемориальной ценностью могут быть использованы
для нужд музея: размещения фондов,
реставрационных мастерских и т.д. или элементов
туристической инфраструктуры - магазинов, кафе,
информационных бюро и даже в качестве
мини-гостиницы. Это относится, прежде всего, к
флигелям, особенно к западному Кухонному,
фактически заново возведенному в начале 20 в.
Будущее Ораниенбаума напрямую зависит от его
развития в качестве центра отечественного и
международного туризма, и дирекция музея должна
делать все от нее необходимое для этого. Большой
дворец, наряду с другими памятниками
Ораниенбаума, включен в Список всемирного
наследия. Мы ответственны за него не только перед
Россией - перед всем человечеством. Сергей
Горбатенко
|