Маргарита Штиглиц,, кандидат архитектуры


zag.jpg (9064 bytes) 


Неповторимый облик нашего города – это не только всемирно известные шедевры архитектуры. Особый характер обширных территорий и в историческом центре Петербурга, и за его пределами формируют объекты промышленной архитектуры: массивные корпуса заводов и фабрик, их высокие трубы, водонапорные башни и т.п. Эти два лика города взаимно дополняют друг друга.
Северная столица была крупнейшим промышленным центром России, а одним из его символов стал кораблик на шпиле Адмиралтейства – первой отечественной верфи, заложенной Петром
I.
Случилось так, что ряд промышленных построек прошлого века давно пустует, разрушаясь на наших глазах. Ссылаясь на финансовые проблемы, владельцы этих объектов не всегда озабочены их судьбой. А инвесторы нередко предпочитают
расчистить заводскую территорию и построить там новые корпуса. Такая участь постигает, к сожалению, и самые примечательные памятники промышленной архитектуры. Один из вопиющих примеров этого – судьба здания солодовни завода “Бавария” на Петровском острове (Петровский пр., 9).
bav.jpg (8192 bytes) Мотивы немецкой архитектуры в облике этого семиэтажного кирпичного здания не случайны – оно принадлежало пивоваренному заводу российско-баварского АО “Бавария”. Это предприятие, основанное в 1863г., уже к 1909 г. стало вторым в столице (после Калинкинского пивомедоваренного завода) по объему продукции и числу рабочих, чему помогала популярность баварского пива в конце XIX века.
С момента основания завода более полувека на территории между Петровским пр. и р.Ждановкой возводились все новые и новые постройки: производственные и складские корпуса, конторские и  жилые дома. Работами руководили: на первом этапе (1864-1870 гг.) – арх. Ф.Б.Нагель, а на втором – молодые зодчие – Н.Н. Веревкин (выпускник Академии художеств 1906 г.) и Л.А.Серк (выпускник ИГИ 1907 г.).
Именно тогда в начале
XX века промышленная архитектура стала вполне самостоятельной областью, со своим художественно-образным языком и конструктивно-функциональными особенностями. Архитекторам на этом поприще требовались хорошие знания инженерного дела, тонкостей технологических процессов и умение создать оригинальный образ здания. Всем этим прекрасно владел гражданский инженер Лев Акселевич Серк. Для него тот период был весьма плодотворным: всего за 10 лет им было построено свыше 100 промышленных зданий в Петербурге и Нижнем Новгороде.
В столице - это оригинальный  по конструкции комплекс Фильтроозонной станции на Пеньковской ул. (по тому времени самый крупный и передовой в мире по технологии), а также много зданий для  АО “Сименс и Шуккерт”, “Сименс и Гальске”, “Треугольник” и др. Вопросам теории и практики промышленного строительства он посвящал свои статьи в журнале “Зодчий” и других изданиях, подведя итог своим исследованиям в книге “Архитектура промышленных зданий” (1928 г.), ставшей настольной для нескольких поколений проектировщиков. Эту новую дисциплину Л.Серк преподавал в ИГИ-ЛИСИ, где был первым деканом факультета фабрично-заводского строительства. Член-корреспондент Академии Архитектуры СССР Л.Серк – основоположник отечественного промышленного проектирования и пионер применения железобетона впромышленном строительстве.
Здание солодовни, построенное в 1911 г., относится к его лучшим работам. Здесь многоярусная железобетонная “этажерка” мастерски соединена с тремя сушильными камерами в виде квадратных в плане залов (12х13 м), пронизывающих семиэтажное здание на всю его высоту. Наружные кирпичные стены объединяют все части сооружения в единый блок. А над сушильными камерами – крупные, вытянутые щипцы, резко ломаных очертаний. Эти декоративные элементы скрывали мощные вытяжные трубы (ныне разобраны), создавая экспрессивный силуэт и внося оттенок романтической стилизации в облик утилитарного сооружения.
bav1.jpg (8134 bytes) Решением Исполкома Ленсовета (в 1988 г.) солодовня была включена в Список памятников истории и культуры местного значения, как пример творчества выдающегося архитектора и образец промышленного зодчества начала века. Но судьба этого памятника тревожна - охранный статус сам по себе не спасет здание от разрушения. Ему нужен достойный владелец. Сейчас оно, по сути, не имеет хозяина, находясь на балансе у пивоваров по договору на право хозяйственного ведения.
Заботясь о сохранении здания-памятника и думая о реабилитации этой части города, где нет развитой инфраструктуры, КГИОП предпринял ряд шагов по спасению солодовни. Один из них – проведение обследования ее технического состояния, выполненное в 1999г. силами ЗАО “Бэскит” (первая в СПб организация, получившая лицензию КГИОП на работы по обследованию памятников истории и архитектуры, ею, в частности, обследован в 1997 г. комплекс сооружений на Биржевой пл., включая Ростральные колонны).
Специалисты ЗАО “Бэскит” (директор к.т.н. Пичугин С.Н.) как истинные петербуржцы, обеспокоенные судьбой культурного наследия, сделали эту работу безвозмездно, как говорили раньше – “на общественных началах”. Результаты обследования выявили неблагополучные участки здания – стены северного фасада, плиты междуэтажных перекрытий, а также установили степень его ремонтопригодности. Намечены предаварийные мероприятия: ремонт кровли, усиление плит, ригелей перекрытий и стен северного фасада.
Основные рекомендации заключения ЗАО “Бэскит” Комитет ГИОП включил в комплекс инвестиционно-тендерной документации, готовящейся администрацией города по программе работ 2000 г.

К решению задачи спасения данного памятника привлекаются общественные и профессиональные круги: проблемы освящались в СМИ, обсуждались на конференции “Петербургские чтения - 99”, Ассоциация исследователей города призвала обратить особое внимание на судьбу этого объекта.
Использовать данное здания с оригинальным внутренним пространством, площадью 8000 кв.м, можно по-разному, здесь можно разместить небольшие помещения офисно-клубного характера и большие торгово-выставочные залы. Они вполне могут соседствовать с напоминающими о первоначальной функции объекта – пивным и дегустационным залами, музеем истории пивоварения и т.п.
Устройство набережной, необходимой для подъезда к корпусу, стало бы первым шагом в возрождении этой части Петровского острова. Ныне захламленный безликой промышленной и другой застройкой, он потенциально привлекателен для занятия спортом и отдыха – рядом с ним находятся крупнейшие спортивные сооружения.
Безусловно, реновация объекта сопряжена с серьезными проблемами, но все они решаемы при объединении усилий городских властей и инвесторов.
Идея преобразования старых промышленных комплексов для новых нужд актуальна для всех крупных городов Европы. Реконструкция и перепрофилирование солодовни может стать первым подобным шагом у нас.
Со своей стороны КГИОП готов оказать организационную и методическую поддержку по спасению этого шедевра индустриального наследия; солодовня “Старой Баварии” имеет право на вторую жизнь.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>