Расширение и реконструкция Московского вокзала в Санкт-Петербурге


Новый вокзально-коммерческий комплекс (проект)

Свободное движение транспорта и перемещение людей в районе существующего Московского вокзала является одной из острых проблем для Санкт-Петербурга. Тысячи людей здесь ежедневно пересаживаются с поездов на трамваи, троллейбусы и метро, кроме того участок Лиговского проспекта районе площади Восстания перегружен частными втомашинами, такси и давно нуждается в переоборудовании.
В январе 1996г. Градостроительный Совет Санкт-Петербурга рассмотрел и одобрил концепцию реконструкции Московского вокзала, предложенную английской архитектурной фирмой «Эйч-Оу-Кей» совместно со специалистами АО «ЛенНИИПроект».
Территория, затронутая планом реконструкции, выходит на площадь Восстания в начале Невского проспекта и простирается на юг вдоль Лиговского проспекта. Она включает в себя существующий Московский вокзал Октябрьской ж.д. и прилегающие земли с несколькими зданиями и большими наземными автостоянками. Существующий вокзал и непосредственно примыкающие к нему здания занимают примерно 0.52 гектара (5200 м2); остальные здания, включая будущий вокзал высокоскоростной магистрали, занимают примерно 3,2 га (32000 м2).
Важным пунктом является наличие здесь нескольких зданий девятнадцатого века. Эти дома, вместе со старым зданием вокзала, определяют облик архитектуры данной территории. Фасады зданий неоклассические и содержат много элементов, традиционных для С.-Петербурга. Авторы проекта считают, что любое новое развитие должно уважать уже существующие архитектурные традиции, поэтому будут приложены максимальные усилия для сохранения и реставрации исторических фасадов.
Также как перед существующим Московским вокзалом находится площадь Восстания, перед новым вокзалом будет находиться новая площадь полукруглой формы, символизирующая гостеприимные объятия. Анфилада стеклянных аркад или галерей будет соединять эти два больших внешних общественных пространства. Эти галереи будут защищать людей от непогоды и служить новым большим торговым центром для тысяч пассажиров и горожан, которые будут здесь проходить ежедневно. Эти длинные проходы будут контрастировать с «величественными» залами прибытия и отправления поездов. Существующий вокзал с его великолепными мозаиками и деталями будет сохранен, в то время как светлое, отделанное стеклом здание нового комплекса будет гостеприимно приветствовать пассажиров высокоскоростных поездов.
Согласованность палитры отделочных материалов и их использование будут объединять различные здания и устанавливать общий язык архитектурного выражения. Фундаментальными для проекта являются темы ограждения и раскрытия. Стекло сообщает новой разработке яркий и гостеприимный характер. Оштукатуренная каменная кладка может символизировать защитное ограждение внешних стен и установить важную связь с городским архитектурным наследием. Цвет материала должен быть ограничен традиционными пастельными опенками и быть своеобразно выражен так, чтобы дать чувство разнообразия внутри одной разработки. Он должен служить и как элемент акцента, и как основной мотив проекта.
В состав комплекса будет входить гостиница на 350 мест и многочисленные помещения для отдыха, а также бизнес-центр, оснащенный компьютерной, аудио- и видеотехникой, современными средствами связи.
Пространства между зданиями будут перекрыты стеклянными галереями, где разместятся рестораны, кафе, бары, торговые помещения.
Подземная стоянка на 100 автомашин и 6-этажный гаражный комплекс на 2500 автомашин решат проблему парковки личного автотранспорта. В конструкцию и элементы планировки заложены решения, облегчающие пользование услугами вокзала людям с ограниченной подвижностью, престарелым, пассажирам с детьми.
Общая площадь, отведенная под реконструкцию — 4,77 га.
Железнодорожный терминал общей площадью более 30,0 тыс. м2 будет рассчитан на прием и отправление поездов в часы «пик» с 15-минутным интервалом.
Тщательно продуманы маршруты движения пешеходов и транспорта. Для того, чтобы отъезжающие и прибывающие пассажиры могли свободно перемещаться в здании, не мешая друг другу, предполагается использовать принцип разделения пассажиропотоков, как это делается в аэропортах.
Представленный план предполагает дальнейшую более детальную разработку. Авторы проекта видят свою задачу в том, чтобы предлагаемое развитие отражало архитектурные традиции и величественность Санкт-Петербурга, показывая в то же время жизненность и энергию, которой город достигнет в XXI веке.
Проекты внутренних интерьеров первого и второго этажей нового вокзального комплекса


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>