Мария Троицкая

РЕСТАВРАЦИЯ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОСТРОВЕ КИЖИ: НА ПУТИ К ЗАВЕРШЕНИЮ

Незадолго до IV Международного культурного форума, который проходил в Санкт-Петербурге 14–16 декабря прошлого года, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина презентовала выставку, приуроченную к 70-летию ЮНЕСКО. Здесь в подробностях был представлен каждый из 27 российских объектов, включенных в список Всемирного наследия. Особое внимание посетителей привлекает стенд, посвященный церкви Преображения Господня на острове Кижи. Являясь основой архитектурной коллекции одноименного музея-заповедника, этот шедевр русского деревянного зодчества с полным основанием входит в сокровищницу мирового культурного наследия. В планах музея открыть церковь для посетителей в 2020 году.

Рассказывает руководитель службы обеспечения сохранности  и целостности историко-архитектурного комплекса музея-заповедника «Кижи» Татьяна Незвицкая:

— Уникальность проекта реставрации Преображенской церкви, одного из самых сложных и больших деревянных сооружений в мире, состоит в том, что на протяжении всего периода работ основной объем церкви не покидает своего исторического места.

Еще в 1982 году, когда Преображенская церковь была признана аварийной, внутри нее был смонтирован силовой металлокаркас, который принял на себя 600-тонный вес 37-метрового здания и уберег памятник от разрушения. В 2001 году был принят проект реставрации методом последовательной переборки с помощью уникальной технологии лифтинга, разработанный В. С. Рахмановым, главным архитектором петербургского института «Спецпроектреставрация».

Согласно проекту Церковь разделили на 7 поясов от 5 до 7 метров высотой, каждый из которых отдельно вывешен на металлокаркасе и может перемещаться по вертикали с помощью специальной системы домкратов. Нумерация поясов идет снизу вверх, поскольку именно в этом порядке они реставрируются. В самом начале работ весь объем церкви был целиком приподнят над землей для устройства надежного фундамента. Затем венцы очередного пояса изымают из сруба, реставрируют в Плотницком центре музея, который был построен специально для этой цели, и вновь монтируют на Кижском погосте, после чего наступает очередь следующего пояса.

Таким образом, архитектурный ансамбль погоста даже в активной фазе работ не теряет ни прежней визуальной целостности, ни красоты, ни привлекательности. При этом важно, что сохранение центрального объекта экскурсионного показа сопровождается наглядной демонстрацией реставрационного процесса.

Подобные стороны музейной жизни обычно скрыты от сторонних глаз, поэтому у туристов, прибывающих на остров Кижи, особой популярностью пользуется новая экскурсионная программа «Таинство реставрации». В нее включено посещение Плотницкого центра музея-заповедника, которым руководит реставратор первого категории А. Л. Ковальчук. Воочию знакомясь с виртуозной работой здешних мастеров, даже самый далекий от реставрации человек получит немало информации об особенностях деревянного зодчества, о его культурном значении и об уникальных методах реставрации деревянных памятников, разработанных на острове Кижи и признанных как в России, так и за рубежом. Программа «Таинство реставрации будет действовать, как минимум, до 2019 года.

Обычно разборка и демонтаж системы вывешивания сруба и технологических поясов проводятся в наиболее благоприятный для этого период года — с весны по осень. До настоящего времени с этой задачей успешно справлялось ООО «Алекон» из Санкт-Петербурга. Еще в 2004 г. его специалисты монтировали систему лифтинга и осуществляли пробный подъем сруба. Данная стадия технологического процесса требует исключительной ответственности и аккуратности, ведь при «конфликте» металла с деревом необходимо перемонтировать часть системы вывешивания. Проектные решения такого рода, равно как и функции технического надзора за металлоконструкциями отнесены к компетенции коллектива ООО «ПКФ «Стройреконструкция» под руководством И. К. Раши.

Сборку отреставрированного сруба на погосте тоже целесообразно производить, когда работе не мешают ни морозы, ни шторма, ни короткий световой день. На протяжении последних лет этой работой занимается команда реставраторов ООО АРЦ «Заонежье», возглавляемая В. А. Скопиным.

На зиму во избежание неблагоприятных атмосферных воздействий церковь консервируется, а основные работы перемещаются в реставрационный комплекс, где складирован разобранный к этому времени очередной технологический пояс. Там бревна «лечат» с помощью вставок и протезов, а затем полностью собирают пояс, для того, чтобы выполнить окончательную подгонку деталей. К настоящему моменту реализована наиболее объемная часть проекта, включая воссоздание фундамента, реставрационные ремонты седьмого (самого нижнего), шестого, пятого и четвертого технологических поясов.

Одной из приоритетных задач является максимальное сохранение исторического материала. Такой подход стал основополагающим уже на подготовительных этапах. За время, минувшее с тех пор, реставраторы Плотницкого центра стали непревзойденными специалистами по «лечению» бревен. Сегодня относительный показатель замен подлинных элементов колеблется в пределах 30-35%, тогда как согласно заключениям ученых, которые исследовали церковь в 1980-м году, доля замены исторического материала должна была превысить 50%.

Прошлым летом Плотницкий центр установил первую отреставрированную главку над алтарным прирубом, параллельно приступив к открытию лемехом бочек четвертого технологического пояса. Сегодня на очереди реставрация III технологического пояса. Чтобы обеспечить фронт работ на остров в необходимом объеме завезены береста для главок и полиц, осина для лемеха, прочие пило- и лесоматериалы.

Последовательная переборка памятника выполняет еще одну важную задачу. Во время реставрации очередного пояса в Плотницком центре специалисты не только возвращают прочность элементам пояса, но и восстанавливают историческую геометрию, обеспечивая устойчивость и несущую способность конструкции.

К сожалению, деформации сруба Преображенской церкви стали наблюдаться вскоре после ее постройки. На протяжении 200 лет лишь благодаря периодическим ремонтам прихожанам удавалось содержать храм в исправном состоянии. Позднее проблема обострилась настолько, что в 1980 г. объект признали «аварийным с нарастанием вертикальных отклонений до одного метра». Как раз тогда, чтобы сохранить памятник, было принято решение о сооружении внутри него силового металлического каркаса, которому нашлось важное технологическое применение в ходе нынешней реставрации.

Сейчас верхние венцы уже отреставрированного пояса являются геометрической основой для работы над следующим поясом. Кроме того, в составе первоочередных мероприятий по восстановлению конструкции церкви выполнено укрепление диагональных стен восьмерика, ранее скрытых под обшивкой, так называемыми «сжимами». Важно отметить, что такое проектное решение в точности совпало с рекомендациями «ЮНЕСКО» и было на практике воплощено Плотницким центром. Мониторинг укрепленного сруба, самостоятельно выполненный музеем, засвидетельствовал прекращение его дальнейших деформаций. Для главного архитектора проекта В. С. Рахманова такой результат обследования был принципиально важен, учитывая, что решать по сути пришлось сверхзадачу—обеспечить устойчивость конструкции с минимальными потерями исторического материала и практически без использования современных материалов. В итоге, возвращенные на Кижский погост пояса стоят сами, не опираясь на металлокаркас.

Специфика восстановления оставшихся III-I поясов состоит не только в большом объеме реставрации главок. Повышенного внимания на данном этапе заслуживает работа конструкций сруба. Сами проектные решения по их усилению и укреплению должны исключать малейшую ошибку. Точно так же, с безукоризненной точностью, нужно будет их исполнять.

Исключить возможные ошибки, работать на объекте как можно более слаженно и оперативно помогает разветвленная система министерского и своего инженерно-технического контроля в сочетании с авторским надзором и экспертной поддержкой по линии ЮНЕСКО. На каждый вид работ мы в установленном порядке обязаны получать разрешение Минкультуры России — это раз. Музей информирует международных специалистов в форме ежегодного отчета, который направляется в комитет Всемирного наследия — это два. Участники ежегодных миссий ЮНЕСКО на остров могут своими глазами увидеть ход работ и на месте ознакомиться с проектными предложениями на будущее — это три. В последнем случае по итогам рассмотрения наших материалов музею-заповеднику «Кижи», как правило, выдаются профессиональные рекомендации.

В июле Министерство культуры России согласовало проект окончания реставрации Преображенской церкви на острове Кижи. Работа над этим документом продолжалась почти год. Ее итогом стали 53 тома проектной и рабочей документации, в которых подробно расписаны все необходимые работы. Помимо собственно реставрационных работ проект предусматривает дополнительные архитектурно-археологические и научно-реставрационные исследования памятника, организацию земельного участка и меры противопожарной безопасности, усиление исторических конструкций здания, демонтаж лифтинга и силового металлокаркаса, устройство ливневой канализации, монтаж элементов интерьера.

На завершение реставрации сруба церкви Преображения Господня потребуется 228 млн. рублей, включая сопутствующие проектные работы и авторский надзор. Ожидается, что эта работа будет завершена в 2019 году. Для посетителей церковь будет открыта не ранее 2020 года.

Проект завершения реставрации храма был выполнен ООО «ПИ Геореконструкция». Специалисты этой организации сотрудничают с музеем «Кижи» с первых дней реставрации Преображенской церкви. Согласовывая проект, Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры России опирался на положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной аттестованными экспертами Т. И. Вахрамеевой, И. Г. Семеновой и А. М. Быковым. В период подготовки проекта Плотницким центром музея выполнено открытие лемехом бочек первого уровня, изготовлены и установлены причелины, выполнена подшивка слег церкви Преображения Господня, демонтированы строительные леса.

На 2017 года музеем запланированы: демонтаж и монтаж металлоконструкций для разборки второго технологического пояса, испытание конструкций четвериковых балок третьего технологического пояса, реставрации третьего и второго технологических поясов, сборка третьего технологического пояса и реставрация двенадцати главок. Очень надеемся, что у нас получится выполнить наши реставрационные планы.

Это всего-навсего один из штрихов к коллективному портрету талантливой команды единомышленников — музейщиков, реставраторов и проектировщиков, вот уже более 10 лет задействованных на реставрации Преображенской церкви. Конечно, как и любая большая работа, она не обходится без спорных моментов, борьбы идей и оценок. Зачастую именно так, на встречных курсах, вырабатывается оптимальное решение, и здесь главное, чтобы каждый специалист не только отлично знал свое дело, но и был способен прислушаться к коллегам.

25 октября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в рамках 40-й сессии Комитета всемирного наследия состоялась встреча делегации Российской Федерации с представителями Центра всемирного наследия и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), посвященная вопросам управления и развития объекта всемирного наследия «Кижский погост».

В переговорах приняли участие руководитель службы Европы и Северной Америки Изабелль Анатоль-Габриэль, программный специалист Центра Анна Сидоренко-Дулом, эксперты ИКОМОС Сюзан Деньер и Регина Дуригелло, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры России Владимир Цветнов, старший советник Постоянного представительства Российской Федерации при ЮНЕСКО Дмитрий Княжинский, директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова и руководитель службы управления и развития объекта всемирного наследия «Кижский погост» музея Ольга Титова.

Встреча состоялась по инициативе ЮНЕСКО и прошла в доброжелательной, конструктивной атмосфере. В частности, эксперты и руководители ЮНЕСКО отметили высокий уровень подготовки Плана управления объектом всемирного наследия «Кижский погост» и положительно оценили качество реставрации Преображенской церкви.

 

ВверхНазад